Абоненты требуют от Госдумы укротить мобильных операторов
У депутатов зазвонит телефон
На днях опубликовано сообщение абонентов мобильных операторов на общественной платформе Change.org о том, что доведенные уже не до отчаяния - просто до бешенства - тысячи граждан обратились к депутатам и чиновникам с требованием положить конец бизнес-изыскам мобильных операторов. Напомним, «Общественный контроль» уже писал о первой инициативе жителя подмосковной Балашихи Василия Янчука, который требовал обязать сотовых операторов информировать о подключении абонента к платному контенту.
«Я попросил их отключить и заблокировать физичекскую возможность подключения этого добра. Мне заявили, что навсегда заблокировать этого не могут, но могут только на 3 месяца... Юридически не подкопаться, потому что сайты, на контент которых оформляется подписка, представляют из себя простейшие файлообменники (данные сайты зарегистрированы, как правило, на третьих лиц в офшорах). При этом участие человека в процессе подписки вовсе не обязательно. В итоге доказать то, что никакого отношения к данным подпискам ты не имеешь, юридически невозможно».
Уже через несколько дней обращение гражданина набрало необходимые десятки тысяч подписей и Василий Янчук радостно объявил: «Мы победили! Оператор ответил на нашу с вами петицию и принял меры по защите нас, своих пользователей, от утечки денег с наших счетов!» Представитель мобильного оператора пообещал, что проинформировал всех агентов о недопустимости подобного рода рекламы и о недопустимости автоматической переадресации абонентов на платные сайты.
«В случае обнаружения подобных схем они будут оштрафованы. В настоящее время мы проводим проверку по фактам выявленных нарушений и вернем деньги всем пострадавшим абонентам», - сообщил Максим Мотин, руководитель бизнес-коммуникаций компании. Кроме того, был начат разговор о том, что российское правительство законодательно может обязать мобильных операторов ввести смс-подтверждение для платных подписок.
Дело было в июне 2015 года. Однако спустя всего 3 месяца - 19 сентября 2015 года - Василий Янчук вынужден был обновить свою петицию. Причем на этот раз вежливый молодой человек был уже не столь корректен и назвал ее просто: «Уважаемый (название оператора - прим. ред.), вы задолбали!» Правда, на этот раз речь шла уже о другом поставщике услуг сотовой связи.
Как это делается, или Компании-паразиты
На ресурсе под обращением Янчука собраны почти 100 тысяч подписей абонентов, причем они жалуются на всех операторов так называемой «большой тройки» - Билайн, МТС и Мегафон. Сами же абоненты делятся впечатлениями и схемами нечестных способов отъема денег у честных граждан. Примечательно, сам автор петиции является специалистом в области IT-технологий, поэтому ему удалось вычислить всю схему работы компаний-паразитов.
«Операторы мобильной связи очень часто заключают договоры с нечистыми “партнерами”, которые, видимо, договариваются с некоторыми интернет-ресурсами и подключают обычным пользователям платные подписки против их воли. А технологически это происходит так:
1. Вы заходите на какой-либо ресурс, отправляете запрос на получение страницы.
2. Сервер (сайт или ресурс) подготавливает страницу для ответа (или ответ без страницы), ему известен ваш IP-адрес (вы отправляете его вместе с запросом).
3. На сервере определяется принадлежность вашего IP-адреса конкретному оператору. Оператор арендует список IP-адресов. Информация публичная.
4. Далее происходит отправка ответа. Если ваш IP не принадлежит какому-либо оператору, вы получаете искомую страницу. Если принадлежит, то или вам отсылается ответ без страницы с простым перенаправлением на другую страницу, или же страница со встроенным скриптом, после загрузки которого вы также перенаправляетесь на другой ресурс. Обратите внимание на фрагмент “mf=1” и то, что находится рядом с ним. Это флаги операторов: МТС - “mts=0”, Билайн - “bee=0”, Мегафон - “mf=1”.
5. Вы попадаете на какой-либо другой ресурс. В запросе к этому ресурсу отправляется строка “Referer: ...”. Впоследствии такая строка позволяет определить партнера, от которого пришел пользователь. Чем популярнее ресурс, тем больше пользователей попадет на страницу с подпиской.
6. Данный ресурс обращается к так называемому агрегатору подписок. Естественно, происходит регистрация вашего запроса для статистики и еще для чего-нибудь. После этого происходит еще одно перенаправление. Это заставит ваш браузер перейти по заданному ресурсу. Заметьте, домен называется dynamic.i-cb.ru. Если перейти по ссылке, можно увидеть, чем занимается данная компания. Цитирую: “агрегация мобильного контента”, “разработка WAP”, “смс-биллинг, управление системами микроплатежей”. Это компания-паразит. Далее агрегатор подписок перебрасывает вас на конкретную страницу с подпиской и абонент начинает платить за ненужные и незапрашиваемые им услуги».
Как пишет автор расследования, «на главной странице красуется “молодая инновационная компания”. Как ИТ-специалист могу сказать, что ничего инновационного компания не делает. Система wap-контента безнадежно устарела. Компания ни разу не выступала на конференциях, найти сведения о работающих в ней сотрудниках практически невозможно. Те, с кем я общался, не гордятся работой в этой “подмышке” виртуального мира. Я уверен, что смс-подтверждение урежет большую часть дохода этой компании. Но, к сожалению, оператору тоже придется “завязать поясок”, так он имеет процент с каждого подписчика».
Авторы петиции убеждены, что жертвой такого механизма может стать каждый. «Каждый из нас может быть подключен к мошенническим подпискам и потратить кучу денег, так как закон нас совсем не защищает. В федеральном Законе о связи нет даже упоминания о практике мошеннических подписок, с которыми мы все сталкиваемся. В связи с этим я и нижеподписавшиеся просим обязать операторов мобильной связи ввести обязательное СМС-подтверждение подписок на платный контент».
Обращение направлено в Государственную Думу и Министерство связи.
Чиновники временно недоступны
В России существует Федеральная антимонопольная служба, Роскомнадзор, Роспотребнадзор, прокуратура и еще, если покопаться, с десяток надзорных государственных органов, которые обязаны следить за тем, чтобы права потребителей каких бы то ни было услуг не нарушались. Они и следят - по мере возможности. Правда, их возможности в силу либо малочисленности, либо неповоротливости, либо загруженности пока не слишком велики. Например, той же ФАС потребовалось лет 5, чтобы более-менее приструнить тех же мобильных операторов в плане рассылки СМС-уведомлений.
Как сообщили ОК-информ в петербургском управлении ФАС, все кардинальные изменения в области, регулируемой профильными законами, идут в основном через центральный аппарат, то есть через Москву, а в регионах делают то, что им по силам.
По словам представителя УФАС по Петербургу, вступившие в силу в октябре 2014 года поправки к закону «О связи», регулирующие борьбу с СМС-спамом, дали свои результаты. Жалоб именно на такие рассылки стало намного меньше. А вот что делать с навязанным платным контентом, в управлении не знают.
По мнению антимонопольщиков, некие компании-партнеры каким-то образом добывают базы абонентов у мобильных операторов и делают свое черное дело. О том, что добывается это «не каким-то образом», а вполне проторенным путем, надзорные органы, видимо, не осведомлены.
Однако жалоб именно на это в УФАС не поступало. Да даже если бы поступило, ситуацию это вряд ли бы исправило - штрафы настолько копеечны по сравнению с глобальными прибылями, что любой из операторов может отмахиваться от них как от мухи.
Призывает жаловаться на мобильных операторов и Роскомнадзор. Так, недавно помощник руководителя Роскомнадзора Михаил Воробьев настоятельно посоветовал обманутым абонентам искать правды и защиты от навязанных услуг в их ведомстве.
Остается еще с десяток госструктур, куда можно пожаловаться - хватило бы сил и нервов. Пока суд да дело, абонент платит.
- Российское правительство принято решение открыть официальный аккаунт в Telegram
- ФСБ предлагает запретить жучки для прослушки иностранного производства
- Роскомнадзор отказался от дальнейших попыток блокировки мессенджера Telegram
- УФАС выдало предупреждения четырем районам Санкт-Петербурга
- Нелегальные туры на форт привлекли внимание антимонопольщиков