Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.25
Евро 99.36
Юань 1.28

Что даст России военная операция в Сирии?

 Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости На днях Россия присоединилась к боевым действиям против «Исламского государства» в Сирии, выступив на стороне правительственных войск Башара Асада

На фоне этой активности начался процесс, на который в Москве особенно не рассчитывали - США, взявшие на себя главную роль в дестабилизации обстановки на Украине, инициировавшие антироссийские санкции и утверждавшие, что «Россия попала в международную изоляцию», выразили желание вновь вести прямой диалог с нашей страной. Россия, сама никогда не стремившаяся к изоляции, сегодня готова этот диалог поддержать. В том, что принесет новая ситуация простым россиянам, разбирался «Общественный контроль».

О том, что российские военные на днях впервые прямо вступили в боевые действия в Сирии, рассказал портал «Дебкафайл» - «рупор» израильских спецслужб, детально отслеживающих ситуацию в соседней стране. По данным израильтян, в ночь со среды на четверг российские морские пехотинцы из 810-й бригады вместе с сирийским спецназом и при поддержке боевиков ливанского движения «Хезболла» атаковали удерживаемую террористами «Исламского государства» авиабазу Квейрис к востоку от города Алеппо.

Среди оборонявших базу боевиков ИГ были в основном чеченцы под командованием 27-летнего Абу Омара аль-Шишани, уроженца Панкисского ущелья и одного из главных военачальников исламистов. Командующий российским контингентом в Сирии отдал приказ атаковать авиабазу потому, что первой задачей россиян является прорыв блокады террористами города Алеппо - второго по значению в Сирии. Для того чтобы успешно штурмовать Алеппо вместе с сирийцами, россиянам нужно предотвратить отсечение силами ИГ шоссе № 5, соединяющего Алеппо с Дамаском, и держать его открытым для перемещения войск и техники. Захват авиабазы Квейрис, попавшей в блокаду боевиков ИГ в июне, - лишь первый шаг в выполнении «плана освобождения» Алеппо.

С разрешения правительства Сирии Россия вступила в САР довольно масштабно - на новой авиабазе близ Латакии размещено более двух тысяч солдат и офицеров. Туда же доставлены военные грузовики, несколько десятков БМП и танков Т-72 и Т-90, зенитно-ракетные системы. На самой базе находятся российские истребители Су-30, фронтовые бомбардировщики Су-25, а также штурмовики Су-24.

По данным израильских СМИ и экспертов, российская авиация и техника могут размещаться не только на базе в Латакии, но и на аэродроме Батра (в районе города-порта Джебла), а также на двух вспомогательных военно-морских базах в окрестностях Тартуса.

Пока шла переброска сил, западные масс-медиа, пользуясь данными своих разведок, вовсю публиковали фотографии российских самолетов на сирийских взлетных полосах и в ангарах. Политики Евросоюза и США сделали было по этому поводу несколько резких заявлений, но вскоре их раздражение почему-то сошло на нет.

Похоже, на Западе поняли: на фоне провала американской операции против «Исламского государства» российские войска могут стать реальным подспорьем для ослабевшей сирийской армии. Они прекрасно подготовлены, крайне боеспособны, а у их командиров есть опыт ведения локальных боевых действий, в том числе против исламских радикалов в Чечне, Дагестане и Ингушетии. И именно участие россиян в боевых действиях может стать той «соломинкой», которая переломит хребет ИГ.

Кризис, который наступил в разрекламированной американской программе по борьбе против ИГ, очевиден сегодня всем. Пока Россия отправляла войска и мощную боевую технику в Сирию, строила свои базы в САР и разрабатывала наступательные планы, американцы понесли тяжелую утрату - уже в ноябре свой пост покинет генерал Джон Аллен, координатор всей войны против «Исламского государства». По данным источников в Пентагоне, причиной его ухода стало недовольство «неспособностью Белого Дома нормально финансировать программу борьбы с ИГ».

Вдобавок на этой неделе на сторону террористов перешел целый отряд сирийских оппозиционеров, подготовленных по американской программе стоимостью в 500 млн долларов. Перейдя границу, они сразу, вместе со всем оружием и техникой, без боя сдались первому же отряду боевиков движения «Джабхат ан-Нусра», союзного ИГ.

Таким образом, стало окончательно ясно, что заставить одних исламистов воевать против других, просто вооружив и заплатив им денег, практически невозможно. При этом военные успехи «антиигиловской» операции Штатов, начавшейся год назад, более чем скромны - это несколько разбомбленных баз и небольших конвоев ИГ. А сама группировка с начала операции, наоборот, резко расширила зону своего влияния как в Сирии, так и в Ираке. И захватила несколько крупных населенных пунктов, в том числе многострадальную Пальмиру.

Насколько далеко может зайти Россия в предоставлении военной помощи Сирии? Сегодня ответа на этот вопрос не может дать никто.

- Дальнейшее развитие событий зависит от того, чего именно хочет добиться Владимир Путин, - считает военный эксперт Михаил Барабанов. - Пока что эта тактика оправдывает себя - США были вынуждены начать прямые переговоры и консультации по Сирии (на уровне военных и спецслужб) с Россией.

- Даже российские правительственные чиновники говорят, что они пока не в курсе того, как далеко могут зайти военные планы президента Путина в Сирии. Сейчас развитие ситуации очень сложно просчитать. А российская стратегия может зависеть от того, как будет принята речь Путина на Генассамблее ООН 28 сентября и насколько продвинется связанная с Сирией дипломатия в кулуарах ассамблеи, - считает эксперт Института США и Канады РАН Александр Шумилин.

Перед правительственными войсками, которым начала помогать Россия, сейчас стоит три неотложные задачи: первая - выбить силы ИГ из восточных пригородов Дамаска, вторая - деблокировать военную базу Кувейрис в районе города Алеппо, третья - восстановить полный контроль над трассой Дамаск-Хомс.

Еще одна цель российского присутствия в Сирии - создать предпосылки для своеобразного «геополитического размена» с Америкой. Если кто-то не обратил внимания - информация о переброске первых вооружений в САР странным образом совпала по времени с внезапно наступившим затишьем на Донбассе, а реакция европейских и американских СМИ в духе «русские опять вооружают Асада» была вовсе не истеричной, без призывов «запретить», «дать по рукам» и т. д.

Похоже, участие российских военных в усмирении «неистовых воинов» ИГ была заранее обговорено на самом высоком уровне. И, когда началась переброска солдат и техники, западным СМИ просто была дана команда «отреагировать» - все-таки Москву Запад сейчас рассматривает в качестве геополитического противника.

Какая бы судьба ни постигла инициативу РФ по созданию антитеррористической коалиции, как минимум три задачи Россия уже решила. Во-первых, ликвидировала военную опасность падения Башара Асада, а значит, и полного распада Сирии. Во-вторых, созданы условия для политических переговоров Дамаска и прозападной оппозиции - требование отставки Асада как главного условия начала переговоров Запада с Дамаском, по сути, похоронено. В-третьих, Россия очень серьезно укрепила свои позиции на Ближнем Востоке в целом, взяв на себя часть бремени борьбы против ИГ и не сдав при этом своего союзника Асада.

Развитие ситуации в Сирии наверняка будет подробно оговорено на предстоящей 28 сентября встрече Владимира Путина и Барака Обамы в Нью-Йорке, в рамках Генассамблеи ООН. Американцы до последнего делали вид, что этот мини-саммит их не интересует, однако сегодня уже всем ясно, что эта встреча на деле нужна им даже больше, чем России.

Какие бонусы способно принести Москве силовое участие в освобождении территории САР от жестоких исламских фанатиков? Стабильное спокойствие на Донбассе, а также постепенная реализация Минских договоренностей. По мнению аналитиков, если встреча Путина и Обамы в рамках Генассамблеи пройдет успешно, в их отношениях может наступить серьезная «разрядка».

В рамках этой разрядки Россия может получить полное «замораживание» конфликта на Донбассе (с возможной раздачей паспортов его жителям), а также постепенную отмену наиболее болезненных экономических санкций - например, запрещающих российским банкам и компаниям кредитоваться в Европе, а также закупать там оборудование для геологоразведки и добычи полезных ископаемых.

Понятно, что все это произойдет не завтра и даже не в текущем году, однако первые шаги к изменению нынешнего непростого положения уже сделаны.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Рита, фотограф, 17 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии