Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Бизнес-обмудсмен: Лишний рубль штрафа - это не достижение проверяющих

 Фото: www.lenobl.ru Фото: www.lenobl.ru Уполномоченный по защите прав предпринимателей по Ленобласти рассказала, почему городской бизнес меняет прописку на 47-й регион, о диктате монополий и необоснованных санкциях

Елена Рулева официально вступила в должность защитника прав предпринимателей чуть более года назад - в конце мая 2014 года. Сегодня в эксклюзивном интервью «Общественному контролю» она рассказывает, с какими проблемами сталкиваются представители малого, среднего и большого бизнеса, каковы взаимоотношения с властью и кто мешает предпринимателям работать.

Областные соблазны бизнеса

- Елена Александровна, вы только что вернулись из Иркутска, где состоялось серьезное совещание уполномоченных по защите прав предпринимателей из 21 субъекта России. Схожи ли проблемы бизнеса в разных регионах страны?

- Проблемы у бизнеса, конечно, имеют региональные особенности, но в целом они все-таки общие. Должность уполномоченного предполагает широкий спектр деятельности. Многие думают, что наша забота - исключительно мелкие предприниматели, чьи права нарушены должностными лицами или органами госвласти. Но это не так.

- Рискует любой бизнес?

- Уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте России Борис Титов озвучил три составляющих благоприятного инвестиционного климата: выгодно, удобно, безопасно. В последнее время власть делает для этого немало, и бизнес это чувствует. Издан ряд важных законов, идет работа по снижению административных барьеров. Но бизнес все равно имеет определенные риски. У нас даже борьба с коррупцией - не первоочередная задача, хотя, безусловно, это тоже необходимо.

- Ленинградская область как-то отличается от других регионов? И почему подобные съезды уполномоченных не проходят у вас?

- Мы вообще очень интересный регион. Я рассматриваю жалобы, которые мне отправляет мой коллега из Санкт-Петербурга, потому что предприниматели, зарегистрированные в Петербурге, ведут свою деятельность на территории Ленинградской области. Есть жалобы от предпринимателей из Тверской области, Нижнего Новгорода. Но при этом и ситуация с аппаратом уполномоченного разная. Например, в Петербурге штат 15 человек, а у нас - 4, включая меня. Мы выходим из положения благодаря сотрудничеству с юристами.

- Как вы оцениваете областную бизнес-среду?

- С одной стороны, бизнесу в области иногда работать комфортнее, чем в Петербурге - законодательство больше нравится, земля дешевле. Много строительного бизнеса перерегистрировалось к нам, потому что здесь для них лучшие условия.

- Законодательство кардинально отличается?

-Есть интересный пример строительной практики - строить объекты социальной инфраструктуры в обмен на налоги. Это впервые появилось в Ленобласти. Это выгодно бизнесу и устраивает власть, потому что регион должен выполнять обязательства по социалке, но просить у бизнеса бесконечно невозможно.

Проблема не во взятках, а в равнодушии властей

- Вы сказали, что коррупция не является первоочередной проблемой. Значит, есть что-то другое, что мешает бизнесу развиваться?

- Коррупция редко бывает в чистом виде… Понимаете, я делаю выводы исключительно на анализе жалоб, которые ко мне поступают. Например, я могу приехать в регион, откуда почти не поступает жалоб. Встречаюсь с людьми, рассказываю, и они начинают понимать, что есть такая структура, куда можно обратиться со своими проблемами. Борис Титов недавно представил руководству страны «Книгу жалоб и предложений российского бизнеса». Она составляется по предложениям региональных уполномоченных. В результате этой работы был выявлен ряд проблем, из которых основная - незаинтересованность местной власти в развитии предпринимательства.

- Какие еще проблемы в первой тройке?

- Острейшая проблема - недостаток кредитных ресурсов. Это было всегда, ставки всегда были высоки, но сейчас кредиты просто убийственны для бизнеса. Если делать акцент на Ленобласть, то у нас это получение земли в собственность, трудности оформления. Еще одна проблема - взаимоотношения с монополиями. Сейчас резко растут тарифы на электроэнергию: от 25 до 37% для малого бизнеса. Поступило много жалоб от предпринимателей. Ситуацию удалось немного подправить, включился губернатор Александр Дрозденко. Создана рабочая группа, мы готовим предложения в федеральное законодательство, но ситуация непростая.

Некоторые проблемы могут решаться не выходя из кабинета

- А как раньше бизнес решал свои проблемы, пока вашей структуры не было?

- Все считают, что мы защищаем малый и средний бизнес. Конечно, крупный бизнес более защищен, у них есть возможность содержать юристов. Сейчас наша структура сформировалась, она уже на слуху. Теперь мнение уполномоченного в суде учитывается. Малый бизнес недостаточно грамотен в правовом поле. Некоторые проблемы могут быть решены непосредственно в моем кабинете.

- Насколько велики ваши полномочия?

- Раньше предприниматели обращались за помощью в юридические компании, шли в общественные организации, в том числе в «Деловую Россию», где работала и я. И мы старались помогать, но были случаи, когда на мои запросы не отвечали. Закон «О защите прав предпринимателей по Ленинградской области» вступил в силу в январе 2014 года, так что теперь я могу обратиться к любому должностному лицу региональной власти или территориальных органов федеральной власти, и они обязаны ответить в течение 15 дней. У нас заключено соответствующее соглашение с прокуратурой: факт того, что уполномоченный по защите прав предпринимателей может приехать в район с прокурором субъекта - это о многом говорит. Соответствующие соглашения о взаимодействии подписаны с другими контрольно-надзорными органами.

Если сметана протухла, необязательно изымать весь холодильник

- На что чаще жалуются предприниматели?

- На давление со стороны контрольно-надзорных органов: ФАС, МЧС, Роспотребнадзор. У предпринимателей на местах с ними не все ладится.

- 1 июля был запущен Единый реестр проверок, куда вносится информация обо всех предстоящих проверках госорганами. На днях сообщалось, что власть хочет расширить функциональные возможности этого реестра. Что это означает и как в целом вы относитесь к этому реестру? Не профанация ли это - заранее предупреждать о проверке?

- Единый реестр проверок - очень хорошая идея. С июля2015-го он действует в отношении федеральных контрольно-надзорных ведомств, с июля 2016 года туда будут включаться региональные структуры, а с 2017 года - муниципальный контроль. Это отличный момент для искоренения коррупции. Пока он задействован не вполне, поскольку касается только федеральной власти. Если он будет работать так, как задуман, это снимет множество вопросов. Предполагалось, что каждая проверка будет иметь свой уникальный номер. Предприниматель за минуту может зайти в реестр и, если не увидит информации о проверке, не пустит проверяющих. После проверки он может увидеть в реестре ее результаты. В такой ситуации не каждый проверяющий захочет «светиться» в общем доступе. Я как уполномоченный имею доступ к информации о проверках.

- Роспотребнадзор с 1 января получил полномочия являться к предпринимателям без предупреждения, в том числе и помимо Единого реестра. Как это состыковывается на практике?

- Речь идет о безопасности, поэтому есть определенные оговорки. Такие проверки Роспотребнадзором проводятся по заявлениям граждан, сами они внепланово прийти не могут. В жалобе должно отразиться, на что именно жалуется человек. Например, в кафе обвалилась кафельная плитка. И Роспотребнадзор может прийти и проверить, но только эту конкретную плитку. Дальше в кастрюли заглядывать не будет. Задумано так, но исполнение на местах хромает. У меня, кстати, практически нет жалоб на Роспотребнадзор.

- Насколько я помню, надзорные органы жаловались на 294-й закон, ограничивающий их в проверках. Органы уверены, что без них россияне отравятся, сгорят или покроются сыпью…

- Раньше - да, были превышения должностных полномочий. Хотя, с другой стороны, мне тоже не совсем понятно: приходят они и видят в холодильнике банку просроченной сметаны. И изымают весь холодильник. Я, положа руку на сердце, тоже не могу поручиться, что в моем холодильнике нет какого-нибудь просроченного продукта. Но это не означает, что я выкину весь холодильник.

- Речь идет о качестве проверок?

- Мы за что бьемся - за профилактику и за сам процесс проверок. Если есть какие-то нарекания, давайте не будем штрафовать за все сразу. У маленького областного кафе со злосчастной сметаной и какой-нибудь заправки монополиста размер штрафа одинаков! И если «Газпрому», условно говоря, это копейки, то предпринимателя этот штраф поставит на грань закрытия. Дайте срок, и если бизнес не исправится - наказывайте. Это нормальная ситуация. Кнут и пряник.

- Вы считаете, у нас это все заработает?

- Должно заработать. Надо менять в сознании чиновников, что каждый рубль штрафа - это не их достижение, а беда всей системы. У нас недавно был разговор на высшем уровне: выступали руководители Роспотребнадзора, Минтруда, других ведомств. И они говорили, что надо переходить от модели санкций к модели соответствия. Они сами осознали. И теперь важно это донести до рядовых контролеров.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Наталья, учитель, 34 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии