Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.29
Евро 99.56
Юань 1.28

Речь Путина оправдала ожидания всего мира

 Фото: www.kremlin.ru Фото: www.kremlin.ru В минувший понедельник президент РФ Владимир Путин выступил на Генассамблее ООН с 22-минутной речью

Это выступление не вызвало бурной овации зала - со вставанием с мест и криками «бис!», хотя мировые политики и эксперты ждали ее с нетерпением. Она даже не вызвала широкого резонанса в западной политической элите, как это было с Мюнхенской речью Путина в 2007-м. Однако это не слишком продолжительное послание - вкупе с последними действиями РФ в укреплении обороноспособности Сирии - продемонстрировало миру простую вещь: к России по-прежнему стоит относиться крайне серьезно, как к ключевому мировому игроку. А тем, кто лишь недавно называл нашу страну «региональной державой», стоит в ближайшем будущем попридержать язык.

«Россия не претендует на статус мировой державы», - заявил на днях Путин в интервью американскому каналу CBS. Но сирийское наступление, сделавшее президента РФ самым уважаемым оратором на 70-й Генассамблее ООН, говорит совершенно о другом: Путин опроверг высказывание Обамы о «региональной державе», написало вскоре после речи лидера РФ ведущее немецкое издание «Тагенс Анцайгер». Вполне возможно, это и было одной из главных целей: Путин ясно дал понять, что с Россией опять придется считаться. И будет хорошо, если это все же поймут на Западе. Тогда, может быть, больше политиков осознают тот простой факт, что грубые высказывания не приведут ни к чему хорошему в отношениях с Москвой».

Владимир Путин опоздал ко времени, на которое была назначена его речь, почти на час. Впрочем, в зале, где проходила сессия ООН, это не вызвало ни возмущения, ни удивления. Большая часть мировых лидеров, сидевших в зале, имела честь убедиться в этой привычке хозяина Кремля во время собственных личных встреч с ним.

Зато с того момента, когда Путин все-таки взошел на трибуну и начал свое выступление, в огромном зале воцарилась такая тишина, что, урони один из присутствующих карандаш, - тут же раздался бы грохот. В конце концов, в сегодняшнем мире не так уж много стран, которые могут позволить себе публично действовать наперекор воле лидеров Запада, и тем более - вести собственную, независимую политику на Ближнем Востоке. Все это само по себе делало выступление хозяина Кремля крайне значимым. Вот несколько наиболее ярких выдержек из речи российского лидера, которые говорят сами за себя.

«Мы все знаем, что после окончания холодной войны в мире возник единственный центр доминирования. И тогда у тех, кто оказался на вершине этой пирамиды, возник соблазн думать, что если они такие сильные и исключительные, то лучше всех знают, что делать. А следовательно, не нужно считаться и с ООН, которая зачастую вместо того, чтобы автоматически санкционировать, узаконить нужное решение, только мешает, как у нас говорят, “путается под ногами”... Считаем попытки расшатать авторитет и легитимность ООН крайне опасными. Это может привести к обрушению всей архитектуры международных отношений. Тогда у нас действительно не останется никаких правил, кроме права сильного».

«Стоит взглянуть на ситуацию на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Да, политические и социальные проблемы в этом регионе назрели давно, и люди там, конечно, хотели перемен. Но что получилось на деле? Агрессивное внешнее вмешательство привело к тому, что вместо реформ госинституты, да и сам уклад жизни были просто разрушены. Вместо торжества демократии и прогресса - насилие, нищета, социальная катастрофа. Права человека, включая и право на жизнь, ни во что не ставятся. Хочется спросить тех, кто создал такую ситуацию: “Вы хоть понимаете теперь, что вы натворили?” Боюсь, этот вопрос “повиснет в воздухе”, потому что от политики, в основе которой лежит самоуверенность, убежденность в своей исключительности и безнаказанности, так и не отказались».

Но главное - Владимир Путин наглядно представил реальную концепцию борьбы с возникшим «на костях» ближневосточных режимов халифатом «Исламское государство». Он предложил создать широкую международную антитеррористическую коалицию, «подобную антигитлеровской». Ее ключевыми участниками должны стать мусульманские страны - Сирия, Ирак и Ливия, которым нужно помочь восстановить их государственность. Путин назвал «глубокой ошибкой» отказ Запада от сотрудничества с сирийской армией, напомнив, что, по сути, никто сегодня реально не борется с ИГ в Сирии, кроме правительства Асада и курдского ополчения.

Новую коалицию президент РФ не случайно сравнил с той, что была во время Второй мировой - она тоже будет глобальной. Территория ее действия не будет ограничиваться лишь Сирией, Ираком и Ливией - она может охватить весь Большой Ближний Восток вкупе с Западной Африкой (где действуют исламские радикалы из «Боко Харам») и Афганистаном (со вновь набравшим силу «Талибаном»). Но, по мысли Путина, в каждом конкретном случае коалиция должна получить мандат ООН и действовать только с согласия той страны, на территории которой идет борьба с террористами.

Таким образом, Россия предложила Западу простой выбор: хотят ли они воевать с террористами вместе с ней (и в рамках международного права) или предпочтут действовать сами - и без резолюций ООН? Тонкий путинский план состоит в том, что Запад и арабские страны, по сути, будут вынуждены поддержать всеобщую мобилизацию против халифата, оставив в покое Асада и признав, что предложение РФ - единственный вариант, способный сплотить всех против реально опасного врага. Ведь суть не в амбициях России - «просто терпеть нынешнее положение в мире уже невозможно». Главный выигрыш РФ будет уже в том, что большинство стран и народов согласятся с этим утверждением.

- Речь Владимира Путина в ООН стала самым ярким событием нынешней юбилейной сессии Генассамблеи, - считает политолог Станислав Ткаченко. - В этой речи было емко изложено российское видение нового миропорядка. Его основные элементы - незыблемость суверенитета стран, отказ от использования террористов в узконациональных целях, неприемлемость экономических санкций, а также сохранение ООН как главного элемента поддержания стабильности и безопасности в мире, - заключает эксперт.

Первое впечатление экспертов от речи Путина - он тезисно повторил свою Мюнхенскую речь 2007 года. Однако в Нью-Йорке лидер РФ пошел намного дальше. Во-первых, речь в ООН была не конфронтационной, а примирительной. Путин, хотя и осудил привычку США вмешиваться в дела других государств, но прямо заявил: Россия не ждет ни признания ошибок, ни извинений. Кремль готов перевернуть эту страницу истории и начать сотрудничество с Белым домом «с чистого листа».

Во-вторых, была предложена позитивная повестка дня. В Мюнхене Путин внятно объяснил, что в действиях США и НАТО вызывает резкое неприятие. В Нью-Йорке он говорил о том, что именно нужно сделать совместно для урегулирования кризиса в Сирии и уничтожения «Исламского государства», то есть Россия не только критикует страны Запада, но и предлагает партнерам присоединиться к уничтожению новой опаснейшей исламской структуры.

В-третьих, РФ в своем видении опирается на поддержку мирового сообщества, в том числе Китая. В Мюнхене Путин выглядел Дон Кихотом, бросавшимся на «ветряные мельницы», в ООН же он говорил от лица той части мира, которая крайне раздражена односторонними действиями США и Запада в целом.

Аналитики признают: сегодня позиции России на Ближнем Востоке не выглядят сильными, однако Москва пытается с позиций здравого смысла подойти к решению задачи координации усилий разных государств по борьбе с ИГИЛ. В Кремле понимают, что РФ сегодня по силам лишь отстоять Башара Асада как президента Сирии и обеспечить его контроль над узкой полосой территории вдоль Средиземного моря. Более крупные задачи Россия может решить лишь в партнерстве с США и их союзниками - при условии подключения к ситуации Ирана. И речь в ООН создает прекрасные условия для обсуждения этой задачи.

Вскоре после выступления у Владимира Путина состоялись переговоры с Бараком Обамой. Даже по внешним впечатлениям, их атмосфера была неоднозначной - с одной стороны, в «предбаннике», в ходе официального фотографирования, когда лидерам свойственно шутить и улыбаться, ни один из них не произнес ни единого слова. С другой стороны, переговоры продолжались без малого два часа - вместо запланированного неполного часа. Подробности этой беседы ни Обама, ни Путин оглашать не стали - это не принято в дипломатической практике. Однако лидер РФ по итогам констатировал:

- Отношения между Россией и США, к сожалению, находятся на весьма низком уровне. Но это не наша инициатива - понизить отношения между Россией и США до такого уровня, это позиция наших американских партнеров. Это плохо для наших двусторонних отношений и для мировых дел, но такой выбор был сделан США. Мы всегда готовы к развитию отношений, к восстановлению их в полном объеме - сообщил он.

Впрочем, уже сам факт этой встречи играл в пользу Путина - ведь ее искал именно Обама, тот самый, который всего год назад говорил, что «лидер РФ находится по ту сторону истории» и что «контакты с Путиным окончательно закончены - в них нет смысла». Однако и игнорировать нынешнюю российскую активность в Сирии Белый дом уже не мог. Источники говорят, что большая часть беседы двух лидеров была посвящена Украине - точнее, тому, как ситуация там будет развиваться дальше. Судя по спокойному тону лидера РФ, определенные договоренности с Вашингтоном все же были достигнуты - а значит, пушки на Донбассе пока больше не заговорят.

Что касается взаимодействия по Сирии, то здесь стали понятны три вещи: Россия не будет проводить никакой наземной операции в этой стране, участие в коалиции примет только с согласия Совбеза ООН, а в ближайшее время стоит ожидать специального заседания этого органа по Сирии.

- Путин празднует победу. Он усиливает свое влияние на Ближнем Востоке и начинает вносить раскол в ряды европейских союзников США, многие из которых готовы закрыть глаза на действия Башара Асада. Ему даже удалось переместить на второй план украинский кризис в глазах Запада. Все эти действия России трудно расценить по-другому, кроме как успех, - резюмирует европейский политолог, основатель центра «Евразия» Ян Бреммер.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Катя, юрист, 33 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии