Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Стань банкротом и спи спокойно

 Фото: Александр Аксаков для OK-inform Фото: Александр Аксаков для OK-inform С 1 октября граждане России могут признавать себя банкротами. В том, кому и как теперь можно не платить по кредитам, разбирался «Общественный контроль»

С четверга вступают в силу положения федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», регулирующие банкротство физических лиц. Изначально их планировали ввести в действие еще в июле, но отложили, дав законодателям возможность доработать поправки. Разобраться в нововведениях «Общественному контролю» помог петербургский адвокат Станислав Кушнер, который сегодня занимается делами потенциальных банкротов.

- Первое, что бросается в глаза, - изменение подведомственности обращений о признании гражданина банкротом. В прежней редакции дела о признании физического лица банкротом должны были рассматриваться районными судами. Это вполне логично, поскольку именно суды общей юрисдикции рассматривают споры, не связанные с предпринимательской деятельностью. В сегодняшней редакции федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» рассмотрение заявлений о банкротстве граждан отнесено к компетенции арбитражных судов, - говорит Станислав Кушнер.

Почему дела о банкротстве граждан передали арбитражным судам

По мнению адвоката, такой шаг законодателя вызван особым подходом, сложившимся в арбитражной практике по делам о признании недействительными сделок должника. Этот подход кардинально отличается от подхода судов общей юрисдикции, что имеет решающее значение для банков-кредиторов, так как признание недействительными сделок должников - главный, а подчас - единственный способ для кредитора вернуть имущество, на которое нельзя обратить взыскание для его последующей реализации.

- Но, как показывает моя практика в вопросах взыскания задолженности и законного противодействия ее взысканию, должник избавляется от имущества еще до обращения к адвокату, прекрасно понимая, что это надо сделать как можно быстрее, - уточняет Станислав Кушнер.

В вопросе о реализации имущества гражданина-банкрота в настоящем федеральном законе есть одно серьезное противоречие: согласно статье 208, прекращается взыскание по всем исполнительным документам, к числу которых относится и исполнительный лист, а статья 209 говорит о направлении судебному приставу-исполнителю арбитражным судом исполнительного листа об обращении взыскания на имущество гражданина.

- Если взыскание по всем исполнительным документам прекращается, то как может действовать один из них - исполнительный лист об обращении взыскания на имущество должника? Может быть, это исключение? Однако часть 1 статьи 202 закона «О несостоятельности (банкротстве)» говорит о том, что к этим отношениям применяются и другие правила настоящего федерального закона. Среди них - статья 63 о приостановлении исполнения в рамках исполнительного производства и снятии арестов с имущества должника. Думаю, по этому вопросу нас также ждет разбирательство в Конституционном суде, - говорит адвокат.

По его мнению, не меньше сложностей может создать и определенная в статье 211 настоящего закона очередность удовлетворения требований кредиторов. В соответствии с ней, должник в первую очередь обязан рассчитаться с гражданами, жизни и здоровью которых он причинил вред, а также с теми, кому он должен выплачивать алименты. Во вторую очередь банкрот обязан рассчитаться со своими работниками, а в третью - со всеми остальными. То есть банки-кредиторы относятся именно к третьей очереди.

- Также хотелось бы обратить внимание на то, что формулировки действующего закона говорят о банкротстве граждан, а не физических лиц. Иными словами, задолжавшие банкам иностранец или лицо без гражданства не могут быть признаны банкротами. Я считаю, что этот пробел также необходимо исправить, и уверен, что банки-кредиторы обратят на это внимание, - говорит Станислав Кушнер.

По его мнению, в течение двух лет Россию ждет формирование судебной практики по вопросу банкротства граждан, постепенное улучшение законодательства и формирование понятных «правил игры», которые при взвешенном подходе могут существенно облегчить жизнь и должникам, и кредиторам.

Кто в Петербурге хочет признать себя банкротом?

Адвокат Станислав Кушнер рассказал о своих клиентах, которые намерены воспользоваться законом о банкротстве.

История № 1 - о семье военных пенсионеров. Муж и жена - инвалиды, ранее владели сетью магазинов одежды Sela. В 2009 году владельцы торговой марки потребовали произвести дорогой евроремонт во всех шести магазинах Петербурга под угрозой расторжения дилерского соглашения. Для оплаты ремонта потребовался кредит. Ремонт был выполнен, после чего практически сразу грянул кризис 2009 года. Бизнес по продаже одежды пострадал одним из первых. Исчезли доходы, а вместе с ними - и возможность вносить платежи по кредиту. Чтобы расплатиться с банком, семья взяла новый кредит. Далее - цепочка кредитов, чтобы расплатиться с предыдущими. Просрочки вели к начислению неустоек, пеней и штрафов. Выставлялись требования о досрочном погашении кредитов, долги росли, как снежный ком. В настоящее время семья, состоящая из отца, матери, сына и дочери, задолжала банкам более 18 млн рублей.

История № 2 - о пожилом мужчине, который много лет проработал директором магазина, а затем приватизировал его. Он решил выкупить долю у бывшего главного бухгалтера. Поскольку женщина, выступавшая продавцом, не желала общаться лично, все дела вел ее представитель по доверенности, а расчеты производились через банковскую ячейку. В нее были заложены 10 млн рублей, которые забрал представитель, предъявивший в банке доверенность от продавца доли. Впоследствии выяснилось, что полномочий забирать эти деньги у представителя не было. Но в итоге длительных судебных разбирательств было принято решение о взыскании с бывшего директора 10 млн рублей, которые он сейчас выплачивает из своей пенсии. Пока идет расследование по уголовному делу, большую часть пенсии 70-летнего экс-директора магазина, составляющую 18 тысяч рублей, забирает пристав в рамках исполнительного производства. Мужчине не на что жить, и он надеется, что процедура банкротства позволит ему сохранить за собой большую часть пенсии.

История № 3 - о мужчине, много лет владевшем небольшой фирмой такси. Фирма обслуживала пару небольших городских отелей. После событий 2008 года (конфликт с Грузией) поток туристов уменьшился, прибыль упала, а машины - кредитные. Потом поток на короткое время возобновился, но грянул кризис 2009 года. Чтобы остаться на плаву, мужчина взял немалый кредит. Затем события на Украине резко уменьшили число туристов, упал объем работы, появились просрочки. До 2014 года с трудом удавалось сводить концы с концами, но очередной кризис сделал невозможным любые выплаты по кредитам. Общая сумма задолженности составила примерно 5 млн рублей. Один из банков-кредиторов забрал заложенный автомобиль, лишив клиента Станислава Кушнера последнего источника заработка. В его случае процедура банкротства позволит избавиться от необеспеченных залогом долгов.

Наконец, история № 4 - о кредиторе, который создал и успешно развил бизнес по торговле продуктами, а потом занялся недвижимостью. Доходы позволяли ему приобретать недвижимость и сдавать ее в аренду, но не все арендаторы вели себя порядочно. Один из них задолжал обратившемуся к адвокату мужчине более 6,5 млн рублей, от имущества заранее избавился. Признание этого должника банкротом - единственный шанс оспорить в будущем его сделки и получить обратно средства кредитора.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Юля, сотрудник офиса, 22 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии