Фабрика по производству смыслов
Русская доля - 18%
По данным Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС), оператором которой является Фонд кино, самым популярным фильмом в этом году в России стала американская лента «Миньоны». За девять месяцев текущего года картину про милых желтых существ посмотрели около 7,3 млн зрителей, а ее кассовые сборы превысили 1,6 млрд рублей. Среди лидеров проката - американские же «Форсаж 7» и «Мстители: Эра Альтрона», собравшие почти по 1,5 млрд рублей каждый.
В десятку самых посещаемых фильмов страны входит только один российский мультфильм - «Три богатыря. Ход конем», который собрал у экранов более 4 млн зрителей и принес в прокате почти миллиард рублей. Но, как говорят представители киноиндустрии, «богатырская сага» - невероятное явление для русского кинематографа.
Обычно наш зритель массово ходит в кино именно на иностранные фильмы. В общем, это неудивительно: подавляющее большинство лент, которые крутят сегодня в российском кино, - американские. В среднем в России снимают примерно 80 фильмов в год. В прошлом году вышло 83 российских фильма, которые собрали 8 млрд рублей (к слову, примерно столько же было потрачено из средств Фонда кино для производства этих фильмов). В советские годы в нашей стране ежегодно производили 150 фильмов.
Из нынешних восьми десятков кинолент 30 считаются авторскими, то есть рассчитаны на узкую категорию зрителей, так что кассы с такими картинами не сделаешь. А вот с оставшимися 50 как раз и работают кинотеатры. Как правило, около 200 фильмов в их репертуаре - американские, еще сто - производства других стран. Получается, что доля российского кино составляет 18%, и этот показатель остается неизменным на протяжении последних лет. Речь идет и о количестве фильмов, и о деньгах.
Однако совокупная доля еще не говорит о качестве этих фильмов. «Из 50 российских фильмов, выходящих в прокат, качественными можно назвать только 5, но никак не 10, - уверен продюсер Александр Роднянский. - Нам нужен эффективный инструмент для поднятия среднего уровня зрительского кино, потому что мы обладаем чрезвычайной скудностью предложения», - констатирует он. Как правило, зрителю предлагают только комедии отечественного производства, явный переизбыток которых сказался на их качестве.
«Российский кинематограф живет в ограниченном ареале обитания, он предназначен для отечественного рынка, и это наша главная слабость. Вот американец даже в самом скромном варианте своего развития предполагает международные продажи. Более того, случается и такое, что американские фильмы собирают кассу за рубежом, а проваливаются дома, но они все равно себя окупают», - отмечает продюсер.
Российскому же кино остается окупаться только дома, потому что оно идет на русском языке, так что большинство отечественных продюсеров делают дешевые картины. А это, естественно, создает конкуренцию с телевидением. Дешево можно снимать уже упомянутые комедии и ужастики, с которыми у нас тоже пока не складывается.
Девять из десяти - в корзину
«Уникальность нашего рынка в том, что мы слишком открыты для всех», - считает Алексей Рязанцев, генеральный директор кинокомпании «Каро Премьер». - В этом и его слабость: на наших экранах появляются фильмы разных стран. А зачем экспериментировать над зрителем? Мы же и так его знаем. Зачем запускать фильмы, которые у нас не идут? В результате получается, что качественным фильмам, которые бы и собрали всю кассу, просто не хватает места», - продолжает специалист.
Даже несмотря на высокую цену похода в кино, на хороший фильм российский зритель денег не жалеет. «Когда мы отбираем фильмы в свой пакет, то самая сложная задача - это отсеять шлак, а его много», - признает Вадим Смирнов, генеральный директор компании «Двадцатый век Фокс СНГ».
«Кроме того, многое зависит не только от финансовых соображений, но и от социальной миссии, которые у разных дистрибьюторов разные. Но главное, конечно, - это качество фильма», - полагает бизнесмен.
15% российских картин, с которыми имеет дело студия, - это ленты, которые не стыдно выпустить в свет, а 5% из них - это фильмы, от проката которых удастся получить прибыль.
В США, к примеру, в год производится 700 картин, и только 200 из них, как мы уже знаем, доходят до нас. Из них кассу собирают 20, то есть те же 10%. Во Франции ежегодно снимают 270 фильмов, но вряд ли кто-то из нас сейчас вспомнит яркий французский фильм последних лет. Так что, исходя из простых математических подсчетов, нам просто нужно снимать больше фильмов. Однако, по прогнозам специалистов, в 2017 году ситуация с производством отечественных фильмов (и, соответственно, с их прокатом) ухудшится, поскольку Министерство культуры снизило объем поддержки производства. Это значит, что через два года доля отечественного кино снизится до 12%.
На форуме «Кино Экспо», прошедшем в Петербурге, корреспондент «Общественного контроля» присутствовал на презентации и показе российских лент. Кажется, продюсеры прислушались к зову коллег по цеху и стали снимать разное кино. Разумеется, в ближайшем будущем российский зритель увидит на экранах и комедии, но его также ждут драмы (в том числе военные и психологические), триллеры, анимационно-игровые картины, детские фильмы. Многие из этих лент уже показывали на международных кинофестивалях, где они снискали награды.
«Как и любое другое, русское кино - это ресурс развлечения и хорошего настроения. Но это и некая фабрика по производству смыслов и ценностей», - уверен Александр Роднянский. Отечественная аудитория после просмотра фильма по телевизору и в кинотеатре по-прежнему ждет ответа на вопрос о смысле жизни. И даже самые лучшие фильмы зачастую этого ответа не дают.