Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Транспортный налог как камень преткновения

 Фото: Андрей Вахтин/OK-inform Фото: Андрей Вахтин/OK-inform На днях депутаты Госдумы вновь подняли вопрос об отмене транспортного налога с 1 января 2016 года, однако эксперты сходятся в том, что и на этот раз отменить налог будет проблематично. Почему - разбирался «Общественный контроль»

Народные избранники делают упор на то, что этот налог служит дополнительной, причем несправедливой, нагрузкой на владельцев автомобилей. Большинство автолюбителей - обеими руками за эту инициативу.

Напомним, впервые идея отмены транспортного налога появилась еще года четыре назад - тогда депутаты предлагали заменить его акцизом на бензин. «На самом деле, это было бы довольно удобно, - говорили они. - Ведь в этом случае водители платят ровно столько, сколько они наездили - буквально в километрах».

Главный принцип прост: кто больше проехал, тот больше и заплатил. А у кого автомобиль действительно мощный (более 150 лошадиных сил), тот должен заплатить еще больше. А тот, кто ездит на электрокаре или «гибриде», не заплатит почти ничего - в итоге отпадает необходимость и разрабатывать налог на экологичность, который в последние годы также активно обсуждается в Думе.

Однако когда тему транспортного налога первый раз вынесли на обсуждение Госдумы, против его отмены высказалось руководство Минфина. Чиновников от экономики тогда испугала сложность администрирования «бензинового» акциза. Возник и еще ряд непонятных для чиновников моментов - мол, как быть с теми водителями, которые пользуются социальной защитой государства и освобождены от уплаты транспортного налога вообще?

Сейчас транспортный налог начисляется на количество лошадиных сил по принципу «чем мощнее двигатель, тем выше транспортный налог». Но, например, маломобильным автовладельцам приходится платить только за право иметь машину. Как правило, многие пенсионеры раз в неделю выезжают летом на дачу, а в остальное время «железный конь» просто стоит в гараже. Но платить «невыездным» водителям в год приходится столько же, сколько и многим активным автолюбителям.

- Сегодня у государства уже есть источник финансирования дорожных фондов - акцизы на бензин, - говорит один из инициаторов законопроекта, депутат-справоросс Сергей Миронов. - На наш взгляд, транспортный сбор приводит к избыточному, фактически двойному налогообложению граждан. По сути, автовладельцы сегодня уплачивают государству и налог, и топливный акциз. Наш законопроект позволит ввести более справедливый принцип: «платишь тогда, когда едешь». Кроме того, многие россияне уже просто «не тянут» этот сбор. Долги по транспортному налогу составляют львиную долю всех задолженностей граждан по имущественным сборам. Например, жители Башкортостана задолжали государству за транспорт 1,3 млрд рублей, а жители Саратовской области - 993 млн. Надеюсь, несмотря на противодействие правительства, нам удастся освободить их от этого бремени, - заключает Миронов.

По мысли депутата, если транспортный налог включить в акцизы на бензин, то платить будут именно за использование машины, а не хранение ее в гараже. Впрочем, и сегодня акцизы государства, включенные в действующую цену бензина, далеко не маленькие - по мнению экспертов топливного рынка, при нынешнем курсе доллара и текущей стоимости нефти цена литра бензина Аи-92 «на выходе» не должна была бы превышать 20 рублей за литр. А в случае, если же нынешние доходы от транспортного налога включат в стоимость горючего, его окончательная цена может стать ощутимо выше.

Кстати, до 2002-го порядок уплаты дорожного налога на автомобили контролировали сотрудники ГАИ. Чтобы пройти техосмотр, автомобилист должен был предъявить квитанцию об уплате «налога на дороги», а собранные деньги власти могли тратить только на прокладку и обслуживание дорожного покрытия. Но с 2003-го контролировать этот процесс начала Федеральная налоговая инспекция, а собранные средства стали поступать в региональные бюджеты.

Сам налог назвали «транспортным» - ведь теперь его собирали не только с автомобилей, но и с самолетов, речных и морских судов, и даже с сельскохозяйственных машин, да и расходовать эти средства чиновникам стало можно как угодно - и вовсе не обязательно на содержание дорог. При этом размер налога власти регионов могли повышать или понижать по собственному усмотрению.

Автомобилисты все чаще стали задаваться вопросом, почему они должны платить из своего кармана не за ровные и безопасные дороги, а вообще непонятно за что?

А после того, как общественные эксперты центра «За безопасность российских дорог» провели исследование по всей России, выяснился и еще один интересный момент - оказалось, транспортный налог, взимаемый с автовладельцев, почти никак не соотносится с качеством и протяженностью дорог в регионах. Да и разброс размера ставки транспортного налога по регионам сегодня очень велик. В качестве эталона эксперты взяли налог на автомобиль с мощностью двигателя в 100 лошадиных сил. Как показало сравнение, минимальный налог в 6,5 рубля за одну «лошадку» сегодня платят жители Томской области. А самый высокий транспортный налог - в Санкт-Петербурге и Татарстане - 35 рублей с лошадиной силы. К тому же в зависимости от числа зарегистрированных автомобилей, разница между общей суммой сбора в регионах может существенно отличаться.

Эксперты центра «За безопасность российских дорог» сделали вывод: наиболее логичной была бы зависимость ставки транспортного налога от протяженности дорожной сети - чем больше дорог в регионе, тем дороже их содержать и ремонтировать. Однако ни налоговая ставка, ни сбор никак не зависят от качества и протяженности дорог в том или ином субъекте РФ.

Так, отношение величины налога к протяженности дорог в Петербурге оказалось в 64 раза (!) выше, чем в Калининградской области, хотя в этом регионе дорог никак не меньше, чем в нашем городе. Таким образом, запутанность исчисления транспортного налога и непрозрачность целей, на которые он идет в разных регионах, стали дополнительными аргументами для его отмены с начала следующего года.

Свою позицию в пользу отмены транспортного налога депутаты-«эсеры» подкрепили и ссылками на мнение главного автомобилиста страны.

- Президент Владимир Путин еще в конце 2012-го, встречаясь с лидерами партийных фракций Госдумы, подчеркнул, что поддерживает отмену транспортного налога. По его мнению, этот вопрос является «крайне чувствительным» для сотен тысяч людей в нашей стране. Региональные же власти не спешат отменять налог для владельцев транспортных средств, опасаясь сокращения поступлений в бюджет своих субъектов федерации, - подчеркивает депутат от «Справедливой России» Олег Нилов. - Кстати, Федерация автовладельцев России, ратующая за отмену транспортного налога, всего за месяц собрала более 100 тысяч подписей в поддержку этого шага. Да и в Минтрансе РФ неоднократно высказывались за отмену этого налога уже в 2016-м, - заключает Нилов.

Вот еще один аргумент инициаторов отмены налога: по данным думского комитета по транспорту, собираемость этого налога по регионам РФ в среднем не превышает 50%. Стоит учесть и тот факт, что государство в этом году уже повышало финансовую «нагрузку» на автомобилистов. Так, среднестатистический полис ОСАГО подорожал практически вдвое, а ГИБДД постоянно пересматривает в сторону повышения штрафы за различные нарушения на дороге. Многие уже опасаются, что недалек тот день, когда бескрайняя Россия в своем отношении к автомобилистам сравняется с крошечным Сингапуром - на этом острове, как известно, выплаты государству за содержание машины всего за три-четыре года могут превысить ее стоимость.

Впрочем, несмотря на обилие аргументов, правительство РФ пока не поддержало законопроект об отмене транспортного налога с 2016-го. Такая мера, по мнению экспертов в Белом доме, может привести к выпадению доходов из бюджета регионов России.

«В случае отмены транспортного налога для возмещения потерь бюджета потребуется серьезное увеличение ставок акцизов на нефтепродукты, а это приведет к значительному росту цен практически на все товары. Поэтому правительство законопроект не поддерживает», - говорится в документе, подписанном главой аппарата правительства Сергеем Приходько.

Чиновников можно понять - экономическая ситуация в стране нестабильная, а долги регионов перед федеральным бюджетом стремительно растут. И вынимать сейчас у них из кармана лишний рубль - значит, своими же руками «раскачивать лодку». Тем не менее депутаты-справороссы намерены и дальше добиваться отмены транспортного налога - как минимум, по двум причинам. Во-первых, эта популистская инициатива положительно влияет на рейтинг их партии в глазах многих россиян, особенно с учетом того, что до начала думской избирательной кампании осталось не так уж много времени, а во-вторых, как говорится в известной пословице, «вода камень точит».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Женя, студентка, 21 год Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии