Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Новые возможности тех, у кого они ограничены

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform В нынешнем году городские власти увеличили количество парковочных мест для инвалидов в полтора раза, однако в городе появились «липовые» инвалиды

На территории улично-дорожной сети Санкт-Петербурга в 2015 году было обустроено 299 новых парковочных мест для инвалидов, сообщили «Общественному контролю» в Дирекции по организации дорожного движения (ГУ ДОДД). 289 из них вошли в состав пилотной зоны платной парковки, заработавшей в Центральном районе, еще 10 - вблизи социально значимых объектов и учреждений (районные МФЦ, медицинские учреждения, парки отдыха и пр.).

Статистики о том, сколько парковочных мест для инвалидов оборудовано на частных территориях Петербурга, к которым относятся, в частности, парковки у бизнес-центров и гипермаркетов, в городе нет. Но есть требования законодательства и мнение самих инвалидов.

Инвалид в законе...

В 2001 году появился свод нормативов и правил (СНиП) «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в котором говорилось, что на автостоянках около учреждений обслуживания необходимо выделять от 2% до 5% мест для инвалидов, в зависимости от вместительности стоянки.

А в 2010 году были приняты поправки в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Этот документ установил более высокую долю парковочных мест для инвалидов.

«На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10% мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно».

Именно этот документ и положил начало массового появления парковочных мест, обозначенных знаком и специальной разметкой «стоянка для инвалидов».

... и в реальности

«Поначалу такие парковочные места у крупных гипермаркетов создавались где-то на задворках, пользоваться ими было неудобно, - вспоминает председатель Санкт-Петербургской городской организации Всероссийского общества инвалидов Леонид Фионин. - Но со временем эта проблема была решена». Сейчас, по его словам, места для инвалидов размещают неподалеку от входа.

Но появилась другая проблема: на парковке для инвалидов стали оставлять свои машины совершенно здоровые люди. «Если вы приедете к торговому центру в час пик, то, как правило, все парковочные места для инвалидов будут заняты», - говорит руководитель проекта «Честный Санкт-Петербург», занимающегося защитой прав инвалидов, Никита Сорокин. И это будут, по его словам, отнюдь не инвалиды.

Но с этой проблемой ударно борется ГИБДД. Рейды по эвакуации незаконно припаркованных на местах для инвалидов автомобилей проводятся в Петербурге чуть ли не ежедневно. Удар по кошельку для таких нарушителей - более сильный, чем для тех, кто просто припарковался в неположенном месте: 5000 рублей штрафа, не считая услуг эвакуатора.

Гораздо сложнее бороться с другой, более циничной категорией нарушителей. «Появились ушлые товарищи, без зазрения совести клеящие на свои автомобили наклейки "инвалид", которые можно купить в любом автомагазине», - сетует Леонид Фионин.

В нынешнем году эта проблема дошла до законодателей. В июне был принят закон, согласно которому незаконная установка на автомобиль опознавательного знака «Инвалид» наказывается административным штрафом в размере 5 тысяч рублей, но вот как их взыскать с припарковавшихся автомобилистов - пока непонятно: ведь если водителя нет на месте, то инспектор ГИБДД не может проверить документы, удостоверяющие его инвалидность.

Возможно, придется проводить рейды на дорогах либо перенимать московский опыт - там составили базу данных об автомобилях инвалидов, с которой сверяются инспекторы, проверяющие парковки. Но и это работает не всегда гладко. Уже были случаи, когда из-за сбоев системы эвакуировали машины настоящих инвалидов либо инвалидов из других регионов, чьих машин в базе просто нет.

Придворные привилегии

Новой тенденцией в последнее время становится появление парковочных мест во дворах жилых домов. Эти территории находятся в ведении местных муниципальных образований, которые принимают решение об организации парковочных мест для инвалидов. Леонид Фионин рассказывает историю своего знакомого-инвалида из Невского района, который добился выделения отдельного места в своем дворе. «Он думал, что будет нездоровый интерес, будут соседи "шипеть", но нет, все очень благожелательно отнеслись», - говорит председатель городского общества инвалидов.

Конечно, не факт, что все автомобилисты Петербурга будут столь же благосклонны к инвалидам, получившим «персональную» парковку в условиях дефицита парковочных площадей, но если правоохранительные органы найдут эффективный способ борьбы с «липовыми» инвалидами, то толерантности к людям, чьи возможности ограничены, явно прибавится.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Татьяна, программист, 32 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии