Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Народный сход как ответ на беспредел

 Фото: Ольга Рычкова для ОК Фото: Ольга Рычкова для ОК В последнее время оппозиционные акции все чаще проводятся в формате «народного схода» - без плакатов и мегафонов. OK-inform разобрался, чем сход отличается от митинга, и как провести его и не попасть в отделение полиции

Особенно активно новый «жанр» стали использовать после прошлогоднего ужесточения законодательства о митингах. Несмотря на то, что в российском праве понятия «народного схода» не существует, полиция нередко задерживает его участников, а суды признают их виновными в несогласованных манифестациях. По мнению юристов, при этом стражи порядка сами преступают закон. 

Штрафы для тех, кто не нарушал закон

В российском законодательстве понятия «народного схода» не существует. Статья 31 Конституции РФ гласит, что «граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

Федеральный закон №54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусматривает всего пять разновидностей массовых акций. И все они перечислены в его названии.

Демонстрация и шествие подразумевают передвижение манифестантов, пикет - использование плакатов и транспарантов, а митинг - еще и звукоусиливающей аппаратуры. Больше всего на «народный сход» походит собрание - «совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов». В законе о нем говорится весьма скупо, но оговаривается, что подавать в органы власти уведомление о его проведении, в отличие от всех остальных массовых акций, не требуется.

Противники режима и те, кого коснулись общие проблемы, вроде уплотнительной застройки, проводили «народные сходы» и раньше, но особенно они участились после прошлогоднего внесения изменений в ФЗ №54, сильно затруднивших процесс согласования митингов.

Как правило, «сходы» проводят без звукоусилителей, плакатов и транспарантов, чтобы власти не могли назвать это митингом или пикетом. Тем не менее, полиция нередко задерживает участников этих собраний. За последнее время в Петербурге наиболее массовыми подобными мероприятиями стали акция в день приговора Алексею Навальному 18 июля на Малой Садовой улице и «народный сход» против этнической преступности у станции метро «Дыбенко» 9 августа, поводом для которого стало убийство выходцем из Средней Азии местного жителя. На Малой Садовой полиция задержала 56 человек, возле «Улицы Дыбенко» - 24. На задержанных составили протоколы по статьям 19.3 (неповиновение законному требованию сотрудника полиции) и 20.2 (нарушение установленного порядка проведения шествия, митинга или пикетирования) КоАП РФ. При этом участников второй акции наказали весьма сурово: они получили значительные штрафы и от одних до 15 суток ареста. 

Главное - не скандировать

Стоит отметить, что в прошлом году в КоАП РФ была введена статья 20.2.2 (организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка), которая как раз подходит для участников и организаторов «народных сходов». Она предусматривает штрафы в размере от 10 тыс. до 300 тыс. рублей для физических лиц, от 50 тыс. до 600 тыс. - для должностных и от 200 тыс. до 1 млн - для юридических.

По мнению адвоката Глеба Лаврентьева, который защищает активистов незарегистрированной партии «Другая Россия», «народный сход» - это «собрание без признаков митинга, демонстрации, пикета и иных установленных законом массовых мероприятий».

- Там не должно быть звукоусиливающей аппаратуры и наглядной агитации. По Конституции у нас все-таки свобода собраний и то, что не запрещено, то разрешено. Людям вместе находиться и что-то обсуждать не запрещено и не требует дополнительного согласования, - подчеркнул юрист. 

Однако полиция задерживает участников «сходов» за проведение несогласованных митингов.

По словам Лаврентьева, сотрудники МВД считают митингом любое собрание, участники которого что-то скандируют. Тем самым они слишком широко трактуют понятие митинга, однако суды, как правило, с ними соглашаются, утверждает адвокат. На его взгляд, в этом случае и те, и другие принимают противозаконные решения. 

Схожей точки зрения придерживается депутат Законодательного собрания Петербурга от КПРФ Константин Смирнов.

- Природа не терпит пустоты, и, когда абсолютно закрывается законодательство, народ начинает искать что-то иное. Народные сходы влезают в этот пробел, который сейчас есть в законодательстве о митингах и демонстрациях. На мой взгляд, это и не митинг, и не пикет. Народные сходы подчеркивают несовершенство законодательства, - отметил парламентарий. 

Вместе мы сила

Председатель совета Института развития свободы информации Иван Павлов также считает, что процесс согласования массовых акций в России «излишне забюрократизирован».

- И забюрократизирован он как раз для того, чтобы лишить граждан возможности проявлять свою активность путем проведения публичных мероприятий, - отметил юрист.

По мнению Константина Смирнова, в некоторых случаях полиция имеет право задерживать участков «народного схода», например, если те перегораживают дороги.

- С другой стороны, когда люди видят, что застройщик застраивает береговую линию озера, и сами сносят забор, это законно. Люди стихийно вышли и окружили отдел полиции в Москве. Не исключено, что виноватым бы оказался байкер, а не эти четыре дагестанца, - напомнил депутат об избиении кавказцами мотоциклиста в начале июля, после которого у полицейского участка, где находились задержанные, собралось около 300 байкеров. - Бывает, если не провести где-то срочно митинг, сразу начнется какая-то уплотнительная застройка или вырубание деревьев. Нам как законодателям нужно подумать, как этот момент разграничить, чтобы не было злоупотреблений со стороны граждан, но и чтобы их не задерживали лишний раз.

По словам активиста партии «РПР-ПАРНАС» Андрея Пивоварова, оппозиция проводит «народные сходы» тогда, когда «нереально получить согласование или сроки уже прошли, но есть позиция, по которой важно проявить свое мнение».

- Это посадка людей, бесправные действия полиции, формат народного схода для этого, - пояснил оппозиционер. - Народный сход проходит при каких-то экстраординарных событиях. И акция в поддержку Навального, и Манежка (несогласованная акция на Манежной площади в Москве 11 декабря 2010 года, проведенная после убийства кавказцами москвича Егора Свиридова и закончившаяся столкновениями с ОМОНом. – прим. OК-inform), все они были вызваны каким-то беспределом со стороны властей». 

Тем, кто решит организовать «народный сход», Пивоваров рекомендует не пытаться использовать звукоусиливающую аппаратуру, чтобы лишний раз не провоцировать стражей порядка. Вместо плакатов можно раздать участникам, например, белые листы бумаги, которые не могут считаться агитационными материалами. На «народный сход» собираются приверженцы одних и тех же идей, поэтому всем и так понятно, чему посвящена акция.

- Самое главное - это массовость и наличие единомышленников. Если будет стоять несколько сот или тысяч человек, это уже будет иметь сильное воздействие, - добавил представитель «РПР-ПАРНАС».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Олег, музыкант, 29 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии