Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Год в очереди на прием к врачу

 Фото: Алексей Мальгавко/РИА Новости Фото: Алексей Мальгавко/РИА Новости Петербуржцы рассказывают о проблемах, возникающих в поликлиниках города при записи к врачам-специалистам, причем речь идет о медиках разных специальностей и в разных районах города. Что делать, когда помощь «временно недоступна»?

«Вам тут не двадцать первый век»

Жительница Центрального района Петербурга Юлия Н. более полугода не может попасть на прием в свою районную поликлинику № 38 к эндокринологу и неврологу. Ситуация осложняется тем, что Юлия страдает тяжелой формой диабета, однако для полноценного лечения без визита к районному специалисту в поликлинике не обойтись: именно он выписывает направления и рецепты на бесплатные препараты. Кстати, из-за невозможности визита к доктору Юлия уже давно покупает тест-полоски и шприцы на собственные деньги.

«Осенью 2014 года я проходила плановое обследование в Городском диабетологическом центре, после этого мне надо было попасть к районному эндокринологу с результатами обследования, - рассказывает Юлия. - В декабре я каким-то чудом попала к врачу в свою поликлинику, доктор взяла мои документы, анализы, пообещала все оформить и внести в реестр, а потом через неделю перезвонить. Прошло несколько месяцев, врач так и не перезвонила. Только потом я узнала, что доктор уволилась, причем меня на учет так и не поставили».

Юлия рассказывает, что в течение всего этого времени - то есть примерно с конца января 2015 года - она пыталась попасть на прием к эндокринологу в своей поликлинике на Кавалергардской улице.

«Электронная запись к врачам-специалистам не работает - номерков попросту нет. Через колл-центр записаться невозможно. Предлагали приходить по понедельникам в живую очередь и добывать номерки к единственному работающему эндокринологу, но, пару раз там отстояв, я поняла, что сделать это почти невозможно. Моя работа связана с постоянными командировками, и у меня нет возможности дежурить под окнами поликлиники».

Так прошли весна и лето, наступила осень. Только в конце сентября Юлии удалось поймать два номерка к обоим специалистам через систему электронной записи.

«Запись открылась в 8 утра, через час оставались 2-3 номерка, а к полудню их вообще не было. Запись - на 7-10 дней вперед. Теперь мне предстоит снова пройти этот путь через пару недель, когда мои данные поступят в базу диабетиков-хроников».

Но последней каплей для Юлии стала даже не ее проблема, а визит к участковому терапевту ее 80-летнего отца. Мужчина записался к доктору через интернет, номерок был на 15 часов. Но когда отец не вернулся ни в 16, ни 17, ни в 18 часов, родственники забили тревогу и поехали в поликлинику.

«Папа так и сидел в очереди до 19 часов со своим номерком, хотя был записан на 15! К врачу проходили те, кто сидел в живой очереди, те, кому "только спросить". Словом, кто угодно! Зачем тогда нужна эта запись, если ничего не работает и процесс приема нормально не организован?» - возмущается Юлия.

Кстати, о поликлинике № 38 можно найти много интересного и на сайтах отзывов о петербургских медицинских учреждениях.

«В 38-й поликлинике главный врач не в состоянии организовать работу хирургического отделения. Два хирурга болеют, и приема нет. Больные пришли, а заведующий, вместо того чтобы заменить болеющего врача и самому принимать, заявил, что его рабочий день закончен, оставил больных и ушел домой», - написал 8 октября 2015 года другой пациент.

«К терапевтам - живая очередь со всеми из этого вытекающими последствиями: истерики, ругань и уйма потерянного времени».

«У меня вопрос к главврачу: почему терапевты принимают в порядке живой очереди, и об этом узнаешь только на месте? Это так удобно - записался и пришел в свое время. Я не могу попасть к терапевту, а только он дает направления. И потом нам говорят: "Не занимайтесь самолечением" и "Как вы себя запустили"».

«С записью как были проблемы, так и остались. Записалась через интернет: пришла, а у них живая очередь и, как всегда, куча народу, а врач неторопливо принимает по полчаса на каждого... и сидишь ты в этой очереди».

«Записалась по интернету к терапевту на 8 часов. Прихожу, выясняется, то талончики/запись никого не волнуют и терапевт принимает только с 9! Народ приходит в 8, очередь живая, на время по записи никто не обращает внимания, на начало рабочего дня тоже».

«Путаница, неразбериха и нежелание работать! Номерки, обозначенные желтым цветом, - запись через колл-центр или через ЛПУ (так написано в примечании ), но в регистратуре не записывают - отсылают в колл-центр, а в центре они недоступны, отсылают в поликлинику. А что же дальше? Попробуйте догадаться».

«Очень сложно пользоваться интернет-записью: в регистратуре наплевать на нее, либо относятся с пренебрежением. Пробился к терапевту только с боем и благодаря упрямству. До последнего говорили, что интернет - это аномалия и вам тут не XXI век».

Справедливости ради следует сказать, что есть и восторженные отзывы, даже фантастические:

«Неожиданно открыла для себя качественную и доступную бесплатную медицину по полису. А тут так круто - оказывается, есть она! Прошла диспансеризацию - сдала все анализы, посетила врачей... Обследуюсь, наблюдаюсь. Слушаю жалобы населения пожилого возраста в очереди - вдруг прибегает "фея" и приглашает всех на прогулку с врачом в Таврический сад. Она всех знает, все знают ее, улыбаются, здороваются, соглашаются на прогулку... Я в шоке... Да уж, вас тут лечат бесплатно, слушают ваше нытье, болванчиками скачут, чтобы угодить... Прогулки с доктором! Где я раньше была? В платных клиниках такого нет. Люди, а на что вы жалуетесь? Бесплатная медицина - такая же, как за деньги, местами даже лучше, только бесплатно!», - написала пациентка поликлиники № 38 10 октября 2015 года.

Впрочем, вероятно, эта пациентка не нуждалась в конкретной медицинской помощи. Это, согласитесь, актуальнее, чем прогулка с доктором по Таврическому саду. Проект, кстати, реализуется в поликлинике № 38 около года. Вероятно, именно туда и уходят гулять эндокринологи, неврологи и терапевты.

«Проблема решается»

«Общественный контроль» связался с комитетом по здравоохранению с просьбой прокомментировать данную ситуацию. К чести комздрава, вопрос был оперативно изучен. Начальник отдела по организации амбулаторной медицинской помощи Лариса Соловьева сообщила, что проблемы с врачам-специалистами (в частности, с эндокринологом и неврологом) в поликлинике № 38 Центрального района действительно есть, но ситуация не критична.

«Рекомендовано, чтобы на 20 тысяч населения приходился один врач-специалист (например, тот же эндокринолог). Поликлиника № 38 обслуживает 62 тысячи человек. Но пока у них работают два, а не три врача, как должно быть. С неврологами ситуация даже более напряженная - их действительно не хватает, но руководство медучреждения активно занимается поисками врача», - рассказала Лариса Соловьева, добавив, что ситуацию с нашей героиней Юлией возьмут под личный контроль.

По словам руководства поликлиники, запись работает и получить номерок вполне реально. Зато другой вопрос - визиты к доктору внеплановых, но имеющих различных льготы пациентов - решить трудно.

«Мы же не можем отказать ветерану, инвалиду, чернобыльцу, инсулинозависимому диабетику - они по закону имеют право идти без очереди и очень обижаются, если их не пропускают», - констатировали медики.

Вообще, как считают в комитете, жалобы людей на любое медицинское учреждение нельзя считать полностью объективными и раскрывающими «истинное» лицо.

«Жалуются ведь те, кому что-то не понравилось, кто обижен. Те, у кого все хорошо, писать не будут. И таких все-таки большинство», - уверены в комздраве.

Там же сообщили, что сейчас в Петербурге нет острой нехватки медицинских кадров.

«После того как врачам подняли зарплату, ситуация перестала быть критичной. Растет укомплектованность и участковыми врачами, и специалистами. Но, к сожалению, бывает, что один доктор, например, уйдет на учебу - и все, образуются очереди. Но мы стараемся решать проблему».

Что делать, если к врачу не попасть?

По данным 2014 года, в медицинских учреждениях Петербурга работают около 25 тысяч врачей и около 38 тысяч работников среднего медицинского персонала. Недокомплект - примерно 10-12%, или около 2 тысяч врачей. По данным комздрава, в дефиците участковые терапевты, участковые педиатры, неврологи, эндокринологи, кардиологи.

Комитет действительно пытается решать ситуацию - закупают новое оборудование, привлекая тем самым молодых специалистов, поднимают зарплаты, предлагают иные льготы и бонусы. Было обещано, что к 2018 году заработные платы врачей должны вырасти до 200% от средней зарплаты по региону, то есть до 100-115 тысяч рублей. Пока, как заявил на днях председатель комитета Валерий Колабутин, зарплата медиков в Петербурге в 2016 году возрастет на 16%.

За врачей можно только порадоваться, но вот что делать пациентам? Согласно нормативам, номерки распределяет сама поликлиника, исходя из собственных возможностей. Определенная часть номерков находится в своеобразной заначке у врачей и руководства - на случай экстренных ситуаций, для диспансерных больных и для повторных визитов. При этом для электронной записи должно выкладываться не менее 50% всех номерков.

Как уточнила Лариса Соловьева, электронная запись хороша и эффективна, хотя внедрить ее удалось с большим трудом.

«Если бы вы знали, сколько обращений на первых порах поступило к нам в комитет с просьбой вернуть обычные очереди! Ситуацию с трудом удалось переломить, и люди поняли эффективность электронной записи».

Если номерков все-таки нет, а попасть надо в ближайшее время, необходимо добиться составления заявки в журнале отложенной записи, который должен быть в любой поликлинике. С пациентом должны связаться при наличии мест в течение 5 рабочих дней, а если требуется врач-специалист - не более чем через 10 рабочих дней с момента регистрации заявки.

По закону о территориальной программе государственных гарантий в Санкт-Петербурге, ждать консультации участковых специалистов районных поликлиник (терапевта, гинеколога, врача общей практики) положено не более 7 дней. Консультации узких специалистов и базовые диагностические исследования в поликлинике - не более 14 дней, консультации в консультационно-диагностических центрах - не более 1 месяца, диагностики с помощью магнитно-резонансной и компьютерной томографии - не более 4 месяцев.

Всегда эффективен личный визит к начмеду или завотделением - как правило, номерки тут же находятся. Чаще всего, результативно обращение в свою страховую компанию. Там подскажут алгоритм действий.

На худой конец, всегда есть горячая линия комздрава, которую регулярно просматривают и принимают меры. Медицинская справочная служба (бесплатно, круглосуточно): +7 (812) 63-555-63, дежурный врач-инспектор: +7 (812) 571-09-06, приемная председателя комитета по здравоохранению: +7 (812) 595-89-79.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Игорь, музыкант, 24 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии