Перспективный план развития строительства сравнили с коммунизмом
Новый закон в сфере экспертизы и строительства наглядно показал, как работает система информации в этой отрасли. Дорожную карту – перспективный план развития строительства – подписали ещё 16 августа, но до сих пор о его существовании знают не все застройщики, ну а те, кто знает, не до конца осознают все последствия принятия документа. Большинство вообще уверены, что выполнить столь масштабный проект в заявленные сроки, до 2018 года, не удастся. Пока бизнесмены заняли выжидающую позицию, а консалтинговые компании и учреждения экспертизы взяли курс на упреждение. «Общественный контроль» разбирался в нюансах нового плана развития строительной отрасли.
По замыслу авторов дорожной карты, документ должен снизить административные барьеры и сократить сроки реализации инвестиционных проектов. Первые изменения начнутся уже в октябре. В силу вступит новая система распределения земель. Это заинтересованные стороны обсудили ещё в сентябре на круглом столе в рамках Балтийской строительной недели. Но тем не менее, даже сейчас чиновники считают, что это не конечная версия законодательной инициативы.
– Бессмысленно воспринимать дорожную карту как конечный документ, это всего лишь этап, за которым последует разработка нормативной и законодательной базы, – уверен заместитель начальника государственного автономного учреждения «Управление государственной экспертизы Ленинградской области» Денис Давыдов. – Речь идёт о нескольких законах, точнее о 80 законах и подзаконных нормативных актах. Посмотрим.
Одним из спорных вопросов стал пункт об отмене государственной экспертизы зданий. С 2013 года вся ответственность смещается на бизнесменов – поэтапный отказ от услуг экспертов начнётся уже в январе. В первую очередь коснётся это жилых домов.
– Документ стимулирует бизнесменов создавать качественные продукты и нести ответственность перед дольщиками, – объяснил директор Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения «Центр государственной экспертизы» Станислав Логунов. – Появятся новые законодательные документы, которые дадут более чёткую трактовку ответственности. Я уверен, что институт экспертизы сохранится. Может, получит расширение полномочий. Не исключено, что экспертиза потребуется для построенного объекта: как здание эксплуатировалось, в каком состоянии перепродаётся.
На начальном этапе застройщикам и управляющим компаниям предлагают воспользоваться обязательным страхованием.
– Это не означает, что контрольные функции будут убраны полностью, потому что если сегодня на экспертизу и другие органы возлагаются функции контроля, то, значит, эти функции будут возложены на какие-то иные существующие структуры, например, СРО, которые имеют собственный страховой фонд, – подчеркнул главный архитектор города Юрий Митюрев. – Вопрос в том, каким образом это будет осуществлено. Представить, что мы снимаем все контрольные функции и «делайте что хотите», невозможно. Бизнесмены пока тоже не верят в светлое будущее без согласований.
Материалы по теме
Ответственность и репутация – то, чего не хватает строительной отрасли в России
– Я про принцип одного окна слышу последние лет семь, но с тех пор процедура только усложнялась, усложнялась, усложнялась, – отшутился гендиректор компании Knight Frank Николай Пашков. – Поэтому мне, конечно, хочется верить в лучшее, но пока что для меня это сродни обещаниям коммунизма к 1980 году.
Сейчас работа по документу идёт полным ходом. За полгода должны появиться нормативные акты, которые более чётко объяснят зоны ответственности. Само же нововведение вызывает непонимание, как у бизнесменов, так и у страховых компаний.
– Страхование ответственности – это страхование перед третьими лицами, а третьи лица – это те, кто не имеет договорных отношений со страхователем, – подчеркнула заместитель директора по страхованию страховой компании «Согласие» Татьяна Гитина. – Управляющая компания заключает договор с объектом. И такие отношения застраховать нельзя. Вводя какую-то инициативу, надо ещё перестраивать законодательство таким образом, чтобы ответственность вообще можно было застраховать.
Дорожная карта предусматривает ряд довольно радикальных и безотлагательных изменений. Напомню, что, например, уже с октября отменят деление земель по категориям. Тем не менее, информации о новом документе по-прежнему недостаточно. Пожалуй, это единственное, в чём участники обсуждения вопроса полностью согласны.
– Нужно, чтобы об этих новшествах знали и потребители, и те, кто будут их использовать на практике, и те, кто будут контролировать использование, – подчеркнул директор аудиторско-экспертной компании «Балт-Аудит-Эксперт» Борис Вахрушев. – Нужна широкая площадка. Принятие решения – это только первая ласточка. Требуется его общественное обсуждение.
Материалы по теме
Этим летом правительство утвердило дорожную карту «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства». «Нужно поменьше думать о том, что о нас думают»
- Александр Беглов назвал сроки открытия движения по шести новым дорогам
- Петербургское заксобрание предлагает запретить выгул опасных собак без страховки
- Угроза наводнений останавливает новые намывы
- Фонд защиты дольщиков одобрил выплату компенсаций на 5,8 млрд
- Застройщики и банки будут взаимодействовать по-новому
- Смольный научился "более лучше" тратить бюджет
- Владимир Малахов: ГЧП – не догма, а инструмент селекции новых экономических отношений.
- Владимир Марков: Законодательные нормы, регулирующие проектную деятельность, завели отрасль в тупик.
- Наступил новый этап развития саморегулирования в строительной отрасли
- Медведев рассказал о ржавой воде, YotaPhone, Кашине, Якеменко и визах для мигрантов