Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.25
Евро 99.36
Юань 1.28

Когда пойти учиться

 Фото: Ирина Якушкина/OK-inform Фото: Ирина Якушкина/OK-inform Минобранауки раскритиковал идею о плавающей дате Дня знаний. К чему может привести перенос 1 сентября, «Общественному Контролю» рассказали профессионалы

«Хватит нам инициатив»

Напомним, идею переноса Дня знаний на 15 сентября или на другую дату (в зависимости от интересов регионов) предложил еще летом нынешнего года помощник президента РФ, а в прошлом экс-министр транспорта Игорь Левитин. По замыслу инициатора, начало учебного года может быть плавающим, чтобы родители и дети успели догулять отпуска или, к примеру, собрать урожай.

Сегодня министр образования и науки Дмитрий Ливанов раскритиковал идею Левитина, подчеркнув, что «не надо ничего менять, уже так много было изменений в последние годы, что стоит взять паузу и жить в устойчивом режиме, никого не нервируя инициативами». Министра образования поддержали и коллеги - заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Алена Аршинова и первый замглавы Минобрнауки Наталья Третьяк. Они считают, что каникулы у российских детей и так большие - кстати, самые длинные в мире, а процесс переноса навредит учебному процессу.

Между тем педагоги и родители «на местах» пребывают в напряженном состоянии, поскольку не знают, чего ожидать от реализации инициатив, идущих «сверху». Даже несмотря на то, что идею о переносе Дня знаний предложено широко обсудить с педагогическим сообществом, родителями и главами регионов, идея имеет право на жизнь и вполне может быть реализована уже в 2016 году.

Директора школ: «Надо спросить общество, а не декларировать идеи»

Директор лицея № 369, член Экспертного совета по общему образованию при Комитете по образованию Государственной Думы РФ, председатель регионального отделения «Всероссийского педагогического собрания» Константин Тхостов говорит, что относится к этой идее неоднозначно.

«С одной стороны, это может быть неплохо для родителей и детей - отдохнуть две лишних теплых недели. Но начало учебного года неразрывно связано и с его окончанием, то есть с итоговой аттестацией 9-11 классов. Экзамены, как известно, проходят в формате ЕГЭ, который является также и вступительным в вузы. И эти две недели могут оказаться сложными в исполнении взаимодействия систем выпускных - вступительных экзаменов, могут отразиться на личных особенностях школьников, - считает директор лицея № 369. - Регионам самим предложено решать - это хорошо, с одной стороны. Но с другой, если ребенок часто переезжает с родителями-военными, например, то у него возникнут проблемы».

Константин Тхостов говорит, что совсем недавно президентом страны был озвучен и одобрен принцип единого образовательного пространства. Однако с таким подходом мы снова погружаемся в индивидуальный подход к образованию.

«Незначительность двух недель - кажущаяся. Надо успеть наверстать упущенное, ведь программы подогнаны под определенные рамки. Эту идею необходимо обсудить в профессиональном и родительском сообществе, обсудить проблему межотраслевого взаимодействия и решить, подходит это всем или же цель не оправдывает средства», - считает педагог.

Учитель математики одной из школ Красносельского района Петербурга также считает, что две недели даже в начале расслабленного сентября - срок принципиально важный, особенно для средней и старшей школы: «Мы трясемся за каждый час, каждый урок. Проводим дополнительные занятия до и после уроков, лишь бы подтянуть детей, у которых за 3 летних месяца один лишь ветер в голове остался. И теперь что, нам вообще в школе раскладушку поставить, чтобы еще и эти 14 дней компенсировать? Наши дети и так отдыхают больше, чем в Европе или США».

Необходимость общественного обсуждения такой радикальной идеи, как плавающая дата для начала учебного года, объясняется также тем, что за последние годы любые нововведения в системе образования вызывают бурную реакцию в обществе - детям, родителям и учителям надоело быть подопытными кроликами, которых ставят перед фактом очередной новации.

«Вот у нас не было обсуждения того, что теперь 9-классники будут сдавать не два, а четыре экзамена. И это вызвало настоящий шок, особенно у тех, кто не планирует продолжать учебу в школе, а идет после 9 класса в профтехобразование. Зачем им 4 экзамена? Инициатива может быть любой, но она должна всесторонне обсуждаться», - считает директор лицея № 369.

По мнению Константина Тхостова, сейчас к мнению общественности все-таки прислушиваются. В качестве примера он привел прошедший в 2014 году Пензенский образовательный форум, на котором были высказаны 12 важных инициатив, в том числе о трехлетнем моратории на любые кардинальные изменения в системе образования. Даны соответствующие поручения Владимиром Путиным, ситуация отслеживается. Как же на фоне этого выглядит предложение о переносе 1 сентября?

«Ну, во-первых, это пока всего лишь предложение, и я не думаю, что оно будет поддержано обществом. Кто выдал эту идею? Человек, никакого отношения к системе образования не имеющий. Может быть, он и добавит себе бонусов, но вызовет критику со стороны профессионалов. Надо быть в диалоге с обществом, а не просто декларировать идеи».

Школьник - находка для турфирмы

Между тем одним из аргументов сторонников переноса начала учебного года являются два обстоятельства: то, что в конце августа на вокзалах и в аэропортах начинается предсентябрьский аврал, и то, что турфирмы теряют большие деньги именно в самый привлекательный бархатный сезон, ведь вместе с детьми курорты покидают и родители, и бабушки-дедушки, и няни. В качестве аргументов приводится, например, французский и итальянский опыт - чтобы туристический поток не упал, там начало учебного года плавающее вплоть до разных регионов стран и даже до каждой области и учебного заведения. Дети учатся так, как считает необходимым учитель. Однако практически во всех этих странах в целом суммарно каникулы значительно короче российских.

Есть еще один момент, на котором настаивают многие педагоги и родители - особенности этого дня как общепринятой даты, символа.

«Для нас 1 сентября - это все-таки традиция. Петербург не поддержал этой идеи. Если у родителей отпуск в сентябре, октябре, ноябре, то всегда можно по заявлению руководству школы попросить отпустить ребенка, тем более что сейчас технические возможности не отстать от учебной программы есть», - считает руководитель комитета по образованию Санкт-Петербурга Жанна Воробьева.

Константин Тхостов также говорит, что Санкт-Петербург - это образовательный лидер, и любые перемены могут нарушить цепочку преемственности в образовательном процессе.

«Я могу судить лишь локально на примере своего учебного заведения. В Петербурге в это время осень, поэтому лично я к этому переносу никак не отношусь. Но регионы разные, интересы тоже разные, и надо это всесторонне обсудить».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ольга Павловна Барсукова, работник культуры, 56 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии