Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Парковка тайных интересов

 Более 2,6 тысячи петербуржцев расплатились своим имуществом за провалившийся с треском городской проект строительства сети паркингов - их гаражи снесли, а новые арендаторы территорий постепенно прибирают землю к рукам, причем делают это отнюдь не в интересах горожан

Большой пустырь на углу проспекта Стачек и дороги на Турухтанные острова. В углу пустыря - неказистое двухэтажное строение, на первый взгляд - типичный недострой. Приглядевшись, можно обратить внимание на пандус, ведущий на второй этаж. Но и эта примета едва ли поможет незнающему человеку угадать назначение постройки. Между тем она представляет собой итог одного из городских проектов, призванных улучшить городскую среду, по факту став ему памятником - проекту строительства сети паркингов в Санкт-Петербурге.

Четыре года назад этот мирный пустырь был настоящим полем боя. Владельцев находившихся здесь гаражей попросили на выход. Автомобилисты пытались защитить свое имущество, выставляя пикеты. Но строительная техника приезжала по ночам и ломала боксы. Правоохранительные органы возбуждали уголовные дела, городские власти выражали «неодобрение» действиями нового хозяина территории. И даже тогдашняя губернатор города Валентина Матвиенко заявила, что «это пример наглых, циничных действий». Что, впрочем, не помешало компании «Скит» завершить начатое.

В 2008-м «Скит» выиграла торги на право аренды пяти участков в разных районах города, четыре из которых были занятых гаражами. Условием было строительство в течение шести лет на этих участках современных паркингов, а также решение имущественных вопросов с гаражниками. Как решались эти вопросы - сказано выше. Этот проект называли пилотным, говорили о том, что он проложит путь решению одной из городских проблем - нехватки парковочного пространства.

Про сам «Скит» ничего не было известно ни тогда, ни даже сейчас. Телефоны компании никогда не отвечали, а ее представители не общались с прессой. Ходили слухи, что организация имеет московские корни, но это все, что возможно было узнать о тех, кто пришел сделать город современнее и лучше.

Корреспондент «Общественного контроля» посетил участки, доставшиеся в 2008 году «Скиту». Вот их адреса:

- Дунайский пр. (юго-восточнее пересечения с пр. Космонавтов);
- Ситцевая ул. (пересечение с Яхтенной ул.);
- Петергофское шоссе (северо-западнее д. 73);
- Дорога на Турухтанные острова;
- Гжатская ул. (перекресток с ул. Фаворского).

Везде картина примерно одна и та же: неказистая постройка, иногда огороженная забором. На заборах информационные щиты, сообщающие, что в декабре 2013 года здесь должны были появиться паркинги. И, конечно, номер телефона, по которому можно позвонить в никуда.

«Общественный контроль» подсчитал число автовладельцев, заплативших собственным имуществом за реализацию важного городского проекта, вылившегося в пять пустырей. 752 гаража было на дороге на Турухтанные острова, 950 - на Ситцевой, 800 - на Дунайском и 133 - на Гжатской. Лишь на Петергофском шоссе никого не выселяли - пустырь там был с самого начала. Итого... 2635 автовладельцев, которым пришлось искать новое пристанище для своих машин. Скорее всего, этот автотранспорт попросту пополнил дворы близлежащих домов.

Ради чего?

Возникает логичный вопрос: для чего компании были нужны все эти усилия и карикатурные «паркинги», украшающие на данный момент пустыри, некогда занятые гаражами? Как сообщили «Общественному контролю» в Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга, построив эти странные сооружения, арендаторы (вскоре после победы на конкурсе «Скит» стал переуступать права аренды участков другим юрлицам, названия которые не отличались особым разнообразием, например, «Скит на Турухтанных островах») подали заявку в Госстройнадзор на их ввод в эксплуатацию. В двух случаях Госстройнадзор отказал, мотивировав это тем, что параметры построенных объектов не соответствуют проектной документации и техническим условиям. Начались суды, которые пока выигрывают таинственные предприниматели.

На Дунайском проспекте разрешение на ввод объекта в эксплуатацию было получено, однако в реальности странный паркинг не эксплуатируется и там. Зато в другой части участка активно работают экскаваторы и самосвалы. А нынешний арендатор участка - ООО «Геотехника» - обратился в Комитет имущественных отношений с заявлением о его выкупе.

Это логично: именно наличие капитального сооружения дает арендатору право выкупить земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Что появится в итоге на отнятой у гаражников территории, не представляется возможным узнать -«Геотехника»... правильно - не отвечает на звонки, а информационный щит содержит все ту же информацию о паркинге, возводимом к 2013 году. Вполне возможно, что построить, к примеру, торговый центр будет гораздо выгоднее, чем место для парковки автомобилей.

Впрочем, одного участка непубличные бизнесмены все же лишились. По данным Комитета имущественных отношений, договор аренды участка на Гжатской был расторгнут в конце 2013 года. Также недавно в СМИ появилась информация о том, что город намерен расторгнуть и договор на участок у дороги на Турухтанные острова. Однако и эти решения принимаются непублично, так что их мотивы так и остаются неизвестными.

Попробуем еще?

Попытки возвести в городе сеть современных паркингов предпринимались и после злосчастного конкурса 2008 года. Два года спустя на продажу было подготовлено уже 462 участка, однако в начале 2011 года Валентина Матвиенко отменила торги, заявив, что проект «абсолютно сырой». Он был направлен на доработку, но еще через полгода губернатор сменился и о проекте уже никто не вспоминал.

В 2014 году о паркингах заговорили снова. Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) объявил конкурс на проведение предпроектных работ по созданию четырех подземных автостоянок в центре города: под Владимирской и Конюшенной площадями, рядом с Витебским вокзалом и у ТРК «Варшавский экспресс». Конкурс признали несостоявшимся.

Наконец, летом 2015 года одна из крупнейших строительных компаний Северо-Запада - Группа ЛСР - предложила городу очередной проект сети платных паркингов в центральных районах города на 65 тысяч машино-мест, а также перехватывающих паркингов в районе Обводного канала на 6000 машино-мест. В газетах писали, что городские власти заинтересовались проектом.

Однако на данный момент никаких проектов строительства сети паркингов в КРТИ нет, сообщили «Общественному контролю» в пресс-службе комитета.

Проблема всех этих проектов заключается в том, что они замышляются как коммерческие, а не как социальные, убежден глава регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов. «Сегодня, при стоимости аренды 7 - 10 тысяч рублей в месяц, человека не загнать в этот паркинг», - объясняет он. Глава общества автомобилистов считает, что эта цифра не должна превышать 3 тысячи рублей, тогда автомобилисты сами потянутся в паркинги. А чтобы это было выгодно бизнесу, город должен помочь льготами.

«Мы все понимаем, что старые гаражи не очень украшают наш город, - говорит Валерий Солдунов. - Но, с другой стороны, заборы и кучи мусора ничем не лучше. Давайте сначала что-то построим, а потом уже разрушим».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Александр, программист, 32 года Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии