Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.37
Евро 99.53
Юань 1.27

Здесь могла быть ваша реклама

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform Реклама перестала быть исключительно двигателем торговли. Теперь ее называют и двигателем прогресса, и катализатором общественного мнения. Но справедливо ли это сегодня?

Как отмечают специалисты рекламной отрасли, экономические условия существенно повлияли на рынок рекламы. Заметнее всего - на наружную рекламу, в отношении которой ужесточилось региональное законодательство и заработали новые федеральные ГОСТы. Прогнозируется, что к весне 2016 года рынок наружной рекламы в Петербурге сократится на 90%.

Кризис меняет формы и содержание

- Многие крупные игроки рынка в 2015 году сократили свой бюджет на рекламу. Уменьшая расходы на «наружку» и рекламу в печатных изданиях, количество которых в городе сокращается, рекламодатели переводят свой взор на интернет- и транспортную рекламу, - рассказала «Общественному контролю» маркетолог Любовь Михрина, имеющая многолетний стаж работы в печатных СМИ.

«Изменились и рекламируемые товары. Если раньше львиная доля рекламы приходилась на торговлю, то сейчас это уже и услуги, и виды работ»

По ее словам, лидерами рынка печатных СМИ, как и в предыдущие годы, остаются газеты «Метро», «Деловой Петербург», «Панорама ТВ» и «Антенна Телесемь». Объемы рекламы на радио сокращаются, упал спрос и на рекламу в метрополитене.

- Банки, автодилеры, операторы связи, представители сфер недвижимости, общественного питания и развлечений сокращают объемы рекламы на центральных телеканалах и переключаются на нишевые - «Пятницу» и «ТВ-3», - говорит Любовь Михрина.

Эксперт также отмечает, что в сложившихся экономических условиях увеличился спрос на BTL-услуги - рекламодатели тщательно исследуют целевую аудиторию и ее предпочтения, чего нельзя сказать о спросе в рекламных агентствах на сувенирную продукцию. Рекламодатели предпочитают самостоятельно заниматься сувениркой, уменьшая тем самым рекламный бюджет.

- Изменились и рекламируемые товары. Если раньше львиная доля рекламы приходилась на торговлю, то сейчас это уже и услуги, и виды работ, - отмечает маркетолог.

По словам Юрия Коробова, исполнительного директора Общественного совета по рекламе Петербурга, в кризис меняется не только форма, но и содержание рекламы. Креативщики сейчас все чаще прибегают к самым доступным формам рекламы и не гнушаются продвигать товар или услугу с помощью скандалов.

Неэтичной коммерческой рекламы становится все больше

- Цель нашей организации, существующей уже 20 лет, - защищать потребителей от недобросовестной, недостоверной, неэтичной и заведомо ложной рекламы и осуществлять общественное регулирование в области рекламы, - рассказал «Общественному контролю» Юрий Коробов. - В частности, мы проводим независимую экспертизу рекламы, вызывающей сомнения в плане ее соответствия требованиям законодательства.

«Уменьшая расходы на «наружку» и рекламу в печатных изданиях, количество которых в городе сокращается, рекламодатели переводят свой взор на интернет- и транспортную рекламу»

Члены совета, в который входят представители бизнеса и государственных органов, связанных с рекламным рынком, собираются раз в месяц, чтобы дать экспертную оценку рекламным проектам, на которые горожане жалуются в комитет по печати Смольного или в УФАС по Петербургу. Так, в сентябре на заседании Совета по рекламе была дана оценка шести проявлениям сомнительной рекламы в Петербурге.

Рекламу фирмы, специализирующейся на доставке еды, под названием «Достаевский.рф», плакаты которой заполнили вагоны метро, эксперты Общественного совета сочли неэтичной, поскольку столь вольное обращение с фамилией классика, по их мнению, непозволительно, особенно в рекламе деятельности, не относящейся к культуре и искусству.

Неэтичным был признан рекламный баннер пивоварни «Старгород», приглашавший петербуржцев на шоу «Пятница-развратница» со словами «Разврати этот мир вместе с нами». Эксперты Общественного совета по рекламе даже рекомендовали обратить внимание городской прокуратуры на данного рекламодателя как на нарушителя нравственных и этических норм.

Отрицательно отозвались члены совета и о рекламе ювелирного центра Gold Admiral, также мелькающей в метро. В ней использован образ маленькой девочки, которой в силу возраста не должны быть интересны драгоценные украшения. Но такая реклама может пробудить в несовершеннолетних желание иметь дорогие товары, для них не предназначенные, посчитали эксперты.

Также неэтичным был назван рекламный ролик антирадаров фирмы Prology, демонстрируемый на телеканале «Россия 24». В нем показано, как автомобилисты, нарушающие правила дорожного движения, остаются голыми из-за штрафов, в отличие от нарушителей, имеющих антирадары. По мнению экспертов, авторы ролика забыли, что главное на дороге - это соблюдать правила и скоростной режим.

Еще на заседании Совета была рассмотрена жалоба горожан на рекламу секс-шопа «Фейхоа» в Красногвардейском районе. Это далеко не первый случай, когда жителям не нравится, что на их пути появляются слишком откровенные образы, однако закона, регулирующего размещение рекламы магазинов для взрослых, нет. Президент Ассоциации СМИ Северо-Запада Борис Петров заявил, что разработкой такого закона пора заняться Законодательному собранию Петербурга.

- Совместно с Координационным советом по рекламе Межгосударственного совета по антимонопольной политике стран СНГ мы боремся с неэтичной и безграмотной рекламой. С целью депопуляризации оной мы уже шесть лет проводим конкурс «Рекламная белочка» или «Лучшее худшее». Образцы антирекламы на него присылают граждане, они же выбирают «победителей» из шорт-листов, составленных профессиональным жюри в каждой из восьми номинаций, - рассказал нашему изданию Юрий Коробов.

Итоги «Рекламной белочки-2015» будут обнародованы в октябре. С потенциальными победителями можно познакомиться ТУТ.

Социальная реклама тоже не всегда достойна

Надо отметить, что Общественный совет по рекламе позволяет себе критику в адрес социальной рекламы, размещенной на петербургских улицах. Не понравились экспертам плакаты с изображениями детского автокресла и инвалидного кресла и подписью: «Выбирай, куда посадить ребенка. Все равно?!». По словам Юрия Коробова, пожаловались на эти плакаты матери детей-инвалидов с детства, которые сочли их жестокими и безнравственными.

Как объяснила Наталья Плошкина, начальник отдела управления договорными отношениями Городского центра размещения рекламы, заказчиком рекламы «Выбирай, куда посадить ребенка» являлась Госавтоинспекция, желавшая обратить внимание горожан на рост детского травматизма на дорогах. Стражам дорог не хватило этики: отметив креативность плакатов, члены рекламного совета все же рекомендовали назвать на плакатах их адресатов - водителей, чтобы не оскорблять чувства других людей.

- Самое сложное при создании социальной рекламы - учесть ее актуальность, эстетичность и сохранить чувство меры, - считает Андрей Кашеваров, замглавы ФАС России.

Но есть в Петербурге и такая социальная реклама, которой город гордится. Лучшие образцы этого года были направлены на Всероссийский конкурс социальной рекламы среди органов государственной власти «Импульс», итоги которого будут подведены 11 ноября.

В числе отправленных на конкурс образцов - обращения УФНС по Санкт-Петербургу к населению с просьбой вовремя платить налоги, серия видеороликов «Время перечитать», посвященная Году литературы, плакаты «Не бывает легких наркотиков - бывают тяжелые последствия» и наружная реклама «У Вашего ангела нет крыльев. Оставлять окна отрытыми - опасно», созданные по заказу Комитета по печати и взаимодействию со СМИ правительства Петербурга.

Напомним, что 23 октября в России отмечают День работников рекламы. Пожелаем рекламщикам здорового креатива, и чтобы их творения не называли «рекламной белочкой».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Антон, начальник производства, 37 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии