Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.32
Евро 100.28
Юань 1.3

Эх, прокачу?..

 Фото: Анна Башкирова/OK-inform Фото: Анна Башкирова/OK-inform Что российские зрители говорят о кинопрокате? Кому-то билеты кажутся непомерно дорогими, другому не глянулся репертуар последних месяцев, а кто-то вообще не видит смысла ходить куда-либо, когда фильм можно бесплатно посмотреть по телевизору или скачать в интернете. В том, что происходит в киноиндустрии во время кризиса, разбирался корреспондент «Общественного контроля»

Кино не для всех

В нашей стране полно населенных пунктов, где вообще нет кинотеатров, что лишает возможности пойти в кино почти треть населения - 50 млн соотечественников. Возможно, что-то изменится в следующем году, когда Фонд кино совместно с Минкультом запустит программу по развитию кинопоказа в городах с населением меньше 100 тысяч человек (государство намерено предоставлять субсидию на открытие кинотеатра - до 5 млн рублей).

Пока же кинобизнесмены ориентируются на аудиторию страны из оставшихся 70 млн человек (за вычетом младенцев и очень пожилых людей). И работать тут есть с чем. «Недавно мы провели опрос и выяснили, что 44% тех, кто ходит в кино, недовольны репертуаром», - признается Олег Березин, генеральный директор компании «Невафильм».

Опросы показывают, что 85% россиян их числа тех, кто ходит в кино, не хотят смотреть фильмы чаще. Почему это происходит? Социолог Алексей Рощин уверен: дело в том, что россияне утрачивают эмпатию, то есть способность сопереживать кому-то рядом, тому, что происходит на экране.

Впрочем, на нашу способность ходить в кино влияют и экономические причины. Среди них главная - цена билета. По данным журнала «Бюллетень кинопрокатчика», в первом полугодии года средняя цена билета в кино по странам СНГ составила 250 рублей. Для сравнения: в 2011 году было 206 рублей.

Один средний поход в кино в Петербурге обойдется сегодня в 248 рублей, в Москве - в 360 рублей, то есть сегодня петербургская семья из четырех человек потратит только лишь на просмотр ожидаемого фильма минимум тысячу рублей (а с учетом дороги и попутных покупок цена увеличится существенно). Даже при средней зарплате в нашем городе (более 42 тысяч рублей) каждые выходные ходить всей семьей в кино получится накладно. Возможно, нашим кинопрокатчикам стоит умерить свои аппетиты и присмотреться к опыту Франции: недавно 90% французских кинотеатров добровольно поддержали инициативу опустить цену детского билета вдвое - до 4 евро (для детей до 14 лет). Это привело к увеличению посещаемости кинотеатров на 21%.

«Ценообразование в кино - это не только экономика кинотеатров, но и возможности зрителей. До тех пор, пока зрители будут готовы платить, кинотеатры будут пытаться поднять стоимость билета. Но в этом году особенно остро ощущается, что люди готовы платить только за большие и громкие релизы. Так что кинотеатрам придется что-то придумывать», - считает главный редактор журнала «Бюллетень кинопрокатчика» Мария Мухина.

Однако исследования показывают, что интерес российского зрителя к зрелищным фильмам в формате 3D падает. А петербургские «Дом кино», «Родина», «Аврора» и ряд других кинотеатров доказывают, что жить и процветать можно не только на массовом, но и авторском и интеллектуальном контенте.

Битва за свободное время

По оценкам компании «Невафильм», по итогам года посещаемость кинотеатров в России вырастет на 1-2%. Это не только российская, но и общемировая тенденция. «Кассовые сборы растут в основном за счет открытия новых рынков и площадок, за счет развивающихся стран», - объясняет Ольга Пильникова, директор по маркетингу и коммуникациям региона Россия и СНГ корпорации IMAX.

Но россияне традиционно ходят в кино реже, чем, скажем, французы или корейцы. Может показаться, будто это происходит потому, что мы массово ушли в онлайн, то есть просматриваем фильмы преимущественно в интернете, однако, согласно рейтингу «Афиша топ-фильмов», аудитория этих просмотров - советская классика, то есть то, что сегодня просто не посмотришь в кино или по телевизору.

«Мы должны от услуг кинопоказа переходить к продаже эмоций. Мы уже не конкурируем с телевидением, так как это невозможно, мы конкурируем с индустрией гостеприимства и с другими способами проведения свободного времени», - считает Олег Березин.

«Когда мы снижаем цену на билет в будни и повышаем в выходные, зритель воспринимает это как услугу, которую выгоднее купить в понедельник, а, скажем, не в субботу. А он должен воспринимать поход в кино как некую ценность», - полагает специалист. И формируется эта ценность не только репертуаром, но и множеством вещей: начиная от просмотра описания фильма на сайте кинотеатра и заканчивая приходом на место, тем, как оборудован зал, что предлагает меню, как убраны туалетные комнаты. Это все создает желание зрителя вернуться.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Павел, менеджер по продажам, 20 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии