Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Бюджет-2016: дефицит профицита

 Фото: Андрей Куликов/OK-inform Фото: Андрей Куликов/OK-inform На днях правительство РФ внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2016 год. В отличие от аналогичных документов «докризисных» лет, он будет дефицитным: расходы государства обещают превысить доходы на 2 трлн 360 млрд рублей. При этом власть намерена выполнить все взятые на себя социальные обязательства, а сам бюджет должен быть принят Думой до 4 декабря

Эксперты не сомневаются: главный финансовый документ РФ депутаты примут в срок, но часть его параметров в ходе второго и третьего чтений может серьезно измениться. Впрочем, главный вопрос - даже не в сроках, а в содержании: бюджет-2016 призван «свести концы с концами» в государственных финансах на фоне общего экономического спада, западных санкций и дешевой нефти.

Основные параметры российского бюджета-2016 в первом рассмотрении не вызывают оптимизма. Объем доходов государства в следующем году должен составить 13,74 трлн рублей, расходов - 16,1 трлн. Таким образом, дефицит госбюджета достигнет 2,36 трлн рублей, или 3% процента ВВП страны (он должен составить в 2016-м 78 трлн 673 млрд рублей). При этом составители финансового документа надеются, что за год инфляция вырастет не более чем на 6,4%. Этого, кстати, не удалось достичь ни в прошлом, ни в нынешнем году.

Для тех, кого сильно пугает размер бюджетного дефицита (как-никак, почти 40 млрд долларов по нынешнему курсу), стоит сразу сказать, что большая его часть будет покрыта из Федерального резервного фонда, а меньшая часть - из так называемых «дополнительных доходов», которые, как правило, появляются у государства во второй половине каждого года.

Откуда берутся допдоходы у казны? Как правило, из-за более высоких, чем ожидалось, цен на нефть (допустим, власти запланировали их на уровне в 50 долларов за баррель, а на деле они составили 54 доллара) или в результате сверхуспешного сбора налогов с населения и крупных компаний.

Надо признать, что с начала «нулевых» принятие Думой российского бюджета стало скучной, даже рутинной процедурой. Это в «лихие 1990-е» каждый бюджетный процесс в Думе был настоящим подарком для журналистов - в течение нескольких недель (а то и месяцев) они передавали «сводки с фронта», вроде «коммунисты провалили принятие бюджета, а президент в ответ пригрозил распустить парламент» или «члены ЛДПР заблокировали трибуну перед выступлением министра финансов».

Впрочем, и экономическая реальность в России тогда была совершенно другой. Так, еще в 2000 году общий объем бюджета огромной страны не дотягивал и до 200 млрд долларов (сейчас он с запасом превышает трлн «зеленых»). Денег не хватало на самые элементарные нужды, поэтому драка между ведомствами за отдельные статьи госрасходов шла не на жизнь, а на смерть.

В ходе принятия нынешнего бюджета ничего подобного, конечно, не предвидится. Впрочем, у финансового документа-2016 есть свои специфические особенности: во-первых, он сверстан на один год (а не на три, как раньше). Во-вторых, в будущем бюджете не будет действовать так называемое «бюджетное правило», согласно которому, предел расходов государства рассчитывался, исходя из средней цены на нефть и газ за предыдущие три года. В итоге все избыточные доходы от роста цен на нефть немедленно отправлялись в бюджет. Сегодня же на непредвиденные сверхдоходы власть всерьез не рассчитывает.

Еще одна особенность бюджета-2016 заключается в том, что он предполагает серьезное сокращение расходов на нужды самой власти. Так, финансирование работы президента РФ и его администрации будет урезано более чем на 1 млрд рублей - с 10,34 млрд до 9,32 млрд. Эксперты объясняют это несколькими причинами: во-первых, в связи с недавним охлаждением взаимоотношений России и Запада серьезно сократилось число зарубежных поездок российского руководства за границу - равно как и число визитов зарубежных делегаций в Россию. И то и другое требовало расходов на сотни миллионов рублей. Во-вторых, высшая власть, похоже, считает уместным в условиях кризиса сама «затянуть пояса» - и тем самым подать пример десяткам тысяч чиновников по всей стране. Так сказать, «задать тренд на экономию».

Кроме того, более чем на 5 млрд рублей сократится финансирование нужд Следственного комитета РФ - с 38 млрд до 32,87 млрд рублей. А вот затраты на работу правительства незначительно увеличатся на 246 млн - до 5,94 млрд рублей. В Белом доме такую расточительность объясняют ростом числа чиновников и экспертов, задействованных в новых федеральных и антикризисных программах.

Зато российские военные и бюджетники «могут спать спокойно». По проекту бюджета-2016, расходы на оборону страны в 2016-м вырастут до 3,14 трлн рублей, составив 4% ВВП. Траты на социальную политику увеличатся на 6,4% и составят 4,45 трлн рублей (5,7% ВВП), а пенсионные выплаты гражданам РФ увеличатся на 7,7% и превысят 3 трлн рублей.

Правда, прибавку к пенсии в 2016-м не получат работающие пенсионеры - государство вынуждено на них экономить. Продолжится и «заморозка» пенсионных накоплений граждан - страховые взносы вновь пойдут на выплаты нынешним пенсионерам. Кроме того, в бюджете-2016 не предусмотрено повышение зарплат чиновникам, военным и судьям. Скорее всего, не вырастет и размер «материнского капитала» - он останется на уровне 453 тысяч рублей. Экономисты скептически оценили проект бюджета.

- Стоит признать, что бюджет следующего года, к сожалению, не сможет способствовать развитию экономики РФ. Сокращается доля производительных расходов, промышленных инвестиций и прямых инвестиций в человеческий капитал. При этом из-за распределения расходов бюджета и исполнения президентских «майских указов-2012» быстро растут долги регионов. В итоге регионы РФ сворачивают свои инвестпрограммы, жилищное и дорожное строительство, ликвидируют больницы. Кроме того, государство продолжает поддерживать многие нежизнеспособные производства в самых разных сферах, - считает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

- Тревожит то, что расходы РФ на оборону растут куда быстрее, чем финансирование других бюджетных статей. Власти объясняют: «оборонка» может толкнуть забуксовавшую экономику России к росту, и многомиллиардные военные траты обернутся промышленным подъемом. На деле же, хотя «оборонка» и показала в 2015-м рост, в целом промышленное производство в стране падает. Так что говорить об «оборонке», как о «локомотиве экономики», пока не приходится, - считает эксперт Центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов.

Что касается сроков принятия бюджета, то они, скорее всего, будут четко выдержаны.

Глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров уже заявил: его структура предложит Совету Думы рассмотреть проект бюджета-2016 «в ускоренном режиме».

- Наш комитет намерен вынести бюджет-2016 на рассмотрение в первом чтении 13 ноября. Второе чтение, если проект успешно примут в первом чтении, предлагается провести 2 декабря. А третье, окончательное чтение, закон «О бюджете» должен пройти 4 декабря. При этом парламентское большинство (основу которого составляют депутаты «Единой России») поддержит проект бюджета при выполнении правительством ряда условий - так, расходы на сельское хозяйство и «социалку» не должны быть «обрезаны» ни на рубль. Кроме того, комитет считает заложенную в бюджет среднегодовую цену на нефть в 50 долларов за баррель слишком оптимистичной. Недостаточно аргументирован и прогноз роста ВВП России в 2016-м (0,7% - прим. ред.). Непонятно, из каких источников может быть обеспечен такой рост, - резюмировал Макаров.

В целом, по мнению аналитиков, главный финансовый документ РФ пока выглядит «рискованным». Главные риски связаны с нестабильностью мировых нефтяных цен - только в нынешнем октябре цена за баррель «черного золота» неоднократно снижалась до 47 долларов, в бюджет-2016 заложена средняя цифра в 50 долларов за «бочку». Понятно, что за реальность этих прогнозов не может поручиться никто.

Большие сомнения у экспертов вызывают и показатели будущей инфляции, ведь, исходя из них, власть индексирует пенсии и зарплаты россиян. Экономисты уверены: цены на основные товары будут по-прежнему расти быстрее, чем реальные доходы граждан. Беспокоит их и тот факт, что покрывать дефицит госбюджета власти намерены, проедая «кубышку» резервного фонда, причем такими темпами, что она может опустеть уже к концу 2016-го.

Для того же, чтобы российский бюджет вновь стал бездефицитным (или хотя бы вышел в минимальный «минус»), требуется настоящий прорыв - в виде отмены ключевых санкций, введенных Западом против РФ, или резкого повышения цен на «черное золото». Глядя из сегодняшнего дня, шансы на такое развитие событий весьма невелики.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алексей и Мария, гендиректор и многодетная мама, 30 и 39 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии