Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

Жириновского понесло в имперский патриотизм

 Фото: http://ldpr.ru Фото: http://ldpr.ru Российские парламентские партии начали подготовку к выборам в Госдуму, которые назначены на 18 сентября 2016-го. Поскольку референдум пройдет по смешанной системе, многие политики в надежде привлечь избирателя заранее продумывают новую тактику, а некоторые и вовсе меняют идеологию своих партий

Таковым «изменщиком» оказался лидер ЛДПР Владимир Жириновский, на днях призвавший своих сторонников  отказаться от радикальных националистических идей и перейти на «умеренные имперские позиции». В причинах того, почему тертый политический трибун решил сменить риторику и чем это может обернуться для его партии по ходу думской кампании, разбирался «Общественный контроль».

Сразу отметим: пропорциональная система, по которой проходили выборы в Госдуму прошлых созывов, канула в Лету. Ей на смену приходит мажоритарно-пропорциональная система: согласно ей, половина народных избранников войдет в Думу по спискам своих партий, а другая  половина будет сражаться за звание депутатов в своих одномандатных округах.

Действующие избранники народа, желающие продолжить работу в парламенте, уже начали готовиться к старту предвыборной кампании. Полным ходом идут консультационные переговоры с Кремлем, а многие из нынешних депутатов уже даже выбрали себе одномандатный округ для его «окучивания». Опытные политики твердо знают: «чем раньше посеешь, тем больше пожнешь».

Владимиру Жириновскому политического опыта не занимать - как-никак, в российской политике он аж с 1989-го, когда в Москве прошел первый съезд Либерально-демократической партии Советского Союза (!). С тех пор Жириновский, тщательно изучивший все убеждения, страхи и комплексы среднего россиянина из глубинки, твердо ориентировался прежде всего на эту часть электората. И она его никогда не подводила, обеспечивая «Жирику» пусть и скромное, но неизменно теплое место в Госдуме.

Пресса всегда предпочитала выставлять Жириновского «политическим клоуном», но серьезные политологи никогда не разделяли этого мнения. 

Пресса всегда предпочитала выставлять Жириновского «политическим клоуном», но серьезные политологи никогда не разделяли этого мнения. За внешним эпатажем - вроде телевизионного обливания апельсиновым соком ныне покойного Немцова, имиджа «сына юриста» и обещаний «вымыть сапоги наших солдат в Индийском океане» - всегда прослеживалась огромная работа с предпочтениями обычных жителей России. Бессменный лидер ЛДПР всегда знал: в российской глубинке не любят ни «слишком умных» демократов вроде Явлинского, ни ловких экономистов типа Чубайса с Гайдаром. Зато любят тех, кто публично говорит о том, о чем обыватели судачат  за рюмкой «чая» на кухнях.

Поэтому, вместо умных рассуждений о том, как спасти Россию или хотя бы поднять ее с колен, Жириновский предпочитал орать и ругаться прямо в зале Госдумы. В такой манере он пламенно критиковал власть (в допутинскую эпоху),  в такой же манере он распространял ценности либерал-демократов. Его лозунг: «Мы - за бедных, мы - за русских!» позволял его партии исправно собирать голоса избирателей - даже несмотря на то что в рядах ЛДПР встречались представители нетитульной нации, а уж бедных в ней к середине 1990-х и вовсе не осталось. «Электорат Жириновского» все равно верил ему - хотя сам лидер партии давно привык перемещаться по стране в кавалькаде черных «мерседесов» и «БМВ». А его сын Игорь Лебедев периодически попадал в эпицентр скандалов, связанных с распределением партийных долларовых миллионов.

Жириновский первым  прочувствовал момент, когда вставлять палки в колеса правительству и Кремлю стало равнозначно «раскачиванию лодки».

Жириновский всегда определял свою партию как оппозиционную к власти. Но он первым  прочувствовал момент, когда вставлять палки в колеса правительству и Кремлю стало равнозначно «раскачиванию лодки». С начала нулевых упорное голосование против проекта бюджета или ключевых для страны законов стало означать смертельную угрозу существованию какой-либо партии. У всех, кто этого вовремя не понял, перед глазами был пример «Яблока» и «Союза правых сил», на выборах 2003-го со свистом пролетевших мимо Думы.

С тех пор, повинуясь инстинкту самосохранения, Жириновский хоть по-прежнему и бушевал в парламенте, отчаянно понося политических конкурентов, но в ходе решающих голосований его партия всегда голосовала так, как было необходимо власти. Не говоря уже о том, что с тех пор лидер ЛДПР не сказал ни одного дурного слова в адрес первых лиц государства. Судя по последнему совещанию с координаторами региональных отделений ЛДПР, Владимир Вольфович по-прежнему держит ухо востро к пожеланиям избирателей - и властей.

А на днях, выступая перед соратниками, Жириновский вдруг выдал: партии пора отказаться от «радикальных националистических идей» и начать отход на «умеренные имперские позиции». Правда, необходимость отказаться от некогда базовых принципов ЛДПР поставила его в весьма неудобное положение.

- Мы останемся единственной умеренной политической партией, которая отстаивает интересы русского народа. Да, наш бывший партийный лозунг - «Мы - за русских, мы - за бедных», но теперь он трактуется по-другому: «Мы - за русских, но не против других. Мы - за бедных, но не против богатых. Поэтому мы должны защищать всех, но при этом не забывать про русских», - как мог, пояснил партийный лидер.

ЛДПР пора отказаться от «радикальных националистических идей» и начать отход на «умеренные имперские позиции».

По его словам, когда партия поднимает «русский вопрос», она не подразумевает, что русские должны иметь больше прав, чем мигранты, - «все должны быть равны». В целом же нынешнюю идеологию партии он назвал центристской и весьма своеобразно пояснил, что это значит:

- Мы - не левые и не правые. А какие? Это сложно. Когда не мужчина и не женщина - что это? Это гермафродит. Интересно, но непрактично. Вот так и у нас. А опираться в своей предвыборной кампании на этих выборах мы будем на рабочих, крестьян и бизнесменов мелкого пошиба, - заключил свои экзерсисы  Жириновский. И тем самым вызвал целую волну толкований своей новой политики.

- ЛДПР не может совсем отказаться от националистической риторики: в нынешней партийной системе либерал-демократы занимают как раз националистическую нишу, а умеренное поле уже давно и плотно занято «Единой Россией». Слова Жириновского обусловлены текущей политической конъюнктурой: после того, что случилось с Украиной, многие россияне откровенно боятся националистов. Так что в ближайшие годы ЛДПР будет дрейфовать от радикального национализма к умеренному - и наоборот, - считает политолог Валерий Соловей. По мнению многих экспертов, переход одной из парламентских партий к умеренной риторике - это ответ на общероссийский политический тренд на снятие напряжения в обществе, взвешенную и неагрессивную риторику.

В последние годы Кремль всерьез опасался усиления позиций радикальных националистов - и команду Жириновского отрядили на противодействие им. Но сегодня ситуация в корне изменилась. После присоединения Крыма в стране возник национальный консенсус, «гибридная война» на Юго-востоке Украины, по сути, завершена, а операция российских ВКС в Сирии поразила своей эффективностью западных экспертов - не говоря уже о простых россиянах.  К тому же в РФ в результате экономического кризиса значительно уменьшилось число трудовых мигрантов - и почва для национализма естественным образом начала исчезать.

ЛДПР - это универсальный спойлер, меняющий свою идеологию в зависимости от конъюнктуры.

- По сути, партия Жириновского на каждых выборах помогает Кремлю справляться с текущими внутренними проблемами. Принцип всегда один: голоса недовольных избирателей конвертируются в шумных, но вполне удобных для власти депутатов. ЛДПР - это универсальный спойлер, меняющий свою идеологию в зависимости от конъюнктуры. Если надо оттеснить на обочину либералов, партия берет на вооружение либеральную идеологию, если коммунистов - то она смещается влево и выдвигает социальные лозунги, - объясняет политолог Валерий Федотов. - Сегодня проблема для власти - это легитимность выборов. Отсюда и новое лицо ЛДПР - умеренной партии, настроенной на работу по региональным проблемам, на диалог с избирателями, на повышение явки.

- Сегодня партия держится на трёх китах - личности Жириновского, лозунге «Мы - за русских, мы - за бедных», и на тезисе «Мы - за великую Российскую империю новосоветского образца, где справедливость, у каждого мужика - баба и все сыты, а мы будем всему миру грозить своим кулаком», - говорит эксперт Института политической социологии Вячеслав Смирнов. – Однако смена идеологии партии может обернуться для нее потерей электората. Основной избиратель ЛДПР - это неблагополучная молодежь, силовики, милиция, мужчины после  50, отставные офицеры и т.д. И если менять идеологию, то надо наращивать ее, привлекая в ЛДПР новые голоса, а не отталкивая старые.  

Есть среди аналитиков и пессимисты, считающие, что самые верные избиратели ЛДПР могут не простить Жириновскому отказ от национализма - и по итогам выборов либерал-демократы могут недобрать голосов и не попасть в новую Думу. Но так считают немногие: всем слишком хорошо известна политическая живучесть Владимира Вольфовича. Да и властям, скорее всего, не захочется терять пламенного трибуна, так импонирующего тем, кто обожает рубить правду-матку. Так что, скорее всего, все мы в 2016-м увидим новое политическое реалити-шоу «Жириновский. Версия 5.0».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Лера, дизайнер, 24 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии