Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Обманчивое спокойствие Синая

 Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости Трагедия лайнера А-321 над Синайским полуостровом, унесшая жизни 224 человек, сразу же вызвала у экспертов сомнения в «естественной» природе авиакатастрофы

Аналитики по Ближнему Востоку давно уже говорят, что труднодоступные горные районы Синайского полуострова сегодня стали фактически скрытой базой террористов, которые периодически устраивают теракты в курортных городах Египта и нападают на израильских пограничников. И хотя в Москве и Каире дружно опровергли возможность того, что лайнер «Когалым-авиа» мог быть сбит ракетой с земли, многие авиакомпании временно прекратили полеты над севером Синайского полуострова. Возможно, из простой осторожности, возможно - потому, что обладают некой «дополнительной информацией» от спецслужб.

По данным портала Flightradar24, со вчерашнего дня ряд российских авиакомпаний изменил маршруты своих рейсов из египетского Шарм-эль-Шейха. Самолеты компании «Уральские авиалинии» еще 30 октября летели на египетский курорт через Синайский полуостров, а уже 1 ноября лайнеры начали огибать его северную часть на пути к Каиру. Изменила маршруты своих самолетов и компания «Нордвинд». 31 октября рейс, следовавший из Египта в Москву, обогнул Синай с востока, а борт, летевший 1 ноября, следовал уже через запад полуострова, минуя север.

Сначала о временном прекращении полетов над местом крушения российского самолета объявили немецкая «Люфтганза» и французская «Эйр Франс», а вслед за ними - и одна из крупнейших в мире авиакомпаний - «Эмирэйтс»

Ранее от полетов над местом крушения российского Airbus A-321 отказались крупные западные авиаперевозчики. Сначала о временном прекращении полетов над местом крушения российского самолета объявили немецкая «Люфтганза» и французская «Эйр Франс». Третьим перевозчиком, принявшим меры предосторожности, стала одна из крупнейших в мире авиакомпаний - «Эмирэйтс» - ее рейсы приостановлены до момента, «пока не появится дополнительная информация».

Тем временем новые сведения, появляющаяся в СМИ по мере расследования трагедии, вряд ли способны заставить осторожных авиаторов возобновить рейсы над Синаем. Так, исполнительный директор Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Виктор Сороченко, побывав на месте авиакатастрофы, заявил, что лайнер А-321, скорее всего, разрушился еще в воздухе.

- Термические и физические поражения элемента крыла, найденного нашими экспертами в зоне крушения лайнера, говорят о том, что самолет мог развалиться и загореться еще в воздухе, - сообщил он. И хотя эксперт предостерег масс-медиа от преждевременных выводов, они напрашиваются сами собой.

По ходу расследования катастрофы российского лайнера особый резонанс вызвал информационный вброс телеканала «Аль-Джазира». Арабские журналисты сообщили, что ответственность за авиакатастрофу самолета взяли на себя боевики «Исламского государства», якобы сбившие лайнер зенитной ракетой. В ответ на это многие эксперты заявили, что переносные ракетные комплексы в этом случае террористам явно не помогли бы - ведь лайнер в момент возникновения проблем находился на высоте в 9,5 тысячи метров.

- Переносной зенитно-ракетный комплекс (ПЗРК) тут явно ни при чем, ведь у наземной авиаслужбы египтян есть запись последнего разговора с нашим бортом, терпящим бедствие. То есть командир экипажа успел запросить экстренную посадку и доложить о неполадках на борту. Все это было бы невозможно при попадании ракеты. Что касается того, что фюзеляж самолета оказался разорванным надвое, то там есть все признаки, что самолет разорвало взрывом горючего, - говорит инженер-конструктор Иван Веденеев, более 40 лет испытывавший ПЗРК.

- Самолет был слишком высоко, чтобы его можно было сбить ракетой, запускаемой с плеча. Но пока все равно нельзя исключать никаких версий. Многие террористические группировки действуют на Синае, и часть из них тесно связана с «Исламским государством», - говорит Дэвид Лермонт, консультант международного авиапортала Flightglobal.

«Термические и физические поражения элемента крыла, найденного нашими экспертами в зоне крушения лайнера, говорят о том, что самолет мог развалиться и загореться еще в воздухе»

С английским экспертом легко согласится каждый, кому довелось поколесить по Синайскому полуострову - в рамках экскурсий или «пустынного сафари» на джипах. Вскоре после того, как гостеприимные Хургада или Шарм-эль-Шейх остаются позади, лица сопровождающих становятся озабоченными. По мере углубления в пустыню на дорогах Синая все чаще встречаются блок-посты с автоматчиками, а водители тревожно шарят глазами по окрестным скалам. При этом некоторые экскурсии - например, в так называемый «Цветной каньон», расположенный на севере Синая, строго ограничены по часам.

Как правило, въезд в этот район закрывается в три часа дня. Когда мы направились туда впервые, наш минивэн прибыл на блок-пост в четверть четвертого. Египетский офицер с М-16 наперевес уверенно развернул наш автобус. На вопрос «в чем дело?», он с улыбкой спросил: «Ребята, вам правда нужны проблемы? Через пару часов солнце сядет, и там, в пустыне, вы можете легко встретить тех, с кем не стоило бы встречаться…» На этих словах наш водитель утвердительно кивнул - и рванул в обратную сторону...

По информации египетских СМИ, местные спецслужбы в ходе расследования авиакатастрофы лайнера «Когалым-авиа» отрабатывают в числе прочих и версию теракта, за которым может стоять группировка под названием «Единобожие и Джихад». Боевики этой организации в последние годы совершили в городах Синая - Шарм-эль-Шейхе, Хургаде, Табе и Нувейбе - 11 взрывов, в результате которых погибли 117 человек. Среди жертв их атак было несколько десятков иностранных туристов: немцев, итальянцев, израильтян и русских.

Египетские спецслужбы не раз пытались нейтрализовать террористов, но, увы, тщетно. Следы преступников, как правило, терялись на бедуинских тропах труднодоступных гор Северного и Центрального Синая, куда египетская полиция проникнуть не может. Эту проблему до последнего времени в Египте называли локальной, но, если вдруг обнаружится причастность членов «Единобожия и Джихада» к падению лайнера, она обретет статус региональной. Недаром горы Синая аналитики все чаще сравнивают с афганским районом Тора-Бора, где до 2001-го располагался штаб террористов «Аль-Каиды».

Египетские эксперты отмечали умение членов «Единобожия и Джихада» обращаться с технически сложным оружием и большими объемами взрывчатки. По данным спецслужб, синайские боевики располагают разными видами современного оружия, которого в Египте официально нет. Откуда оно берется?

Арабские журналисты сообщили, что ответственность за авиакатастрофу самолета взяли на себя боевики «Исламского государства», якобы сбившие лайнер зенитной ракетой

Не секрет, что один из традиционных промыслов бедуинов Синая - контрабанда: они не только переправляют в Израиль наркотики, но и не брезгуют приторговывать вооружением. В труднодоступных пещерах и ущельях гор полуострова, куда ведут многочисленные тропы, известные лишь местным, можно легко скрывать большое количество как наркотиков, так и оружия.

В Каире уверены: лидеры «Единобожия и Джихада» и бедуинов-контрабандистов скрываются в расщелинах горы Аль-Халяль, расположенной на севере Синайского полуострова, примерно в 60 километрах от границы с Израилем. Эксперты считают эту местность более труднодоступной, чем афганская Тора-Бора. Тропы, ведущие туда, усеяны минами и растяжками.

- На деле эта гора постоянно находится в осаде. Но террористы умело прячутся в пещерах и ущельях, где у них большие запасы воды и пищи. И никогда не выходят наружу, пока не убедятся в своей безопасности, - говорит Мохамед эль-Сайед. - Они всегда располагают оперативной информацией о передвижении полицейских сил, которую получают от «бедуинских форпостов».

В Каире признают: чтобы обезвредить террористов, необходима масштабная военная операция, и полицейских сил для этого недостаточно. Но Египет не может направить на север Синая большое количество войск из-за соглашения с Израилем, ограничивающего численность египетских военных вблизи израильских границ. И это определенно связывает руки силовым структурам.

Впрочем, главный вопрос, волнующий сейчас египетские спецслужбы, - могли ли террористы из «Единобожия и Джихада» получить от своих единомышленников из ИГ мощные современные ПЗРК, способные сбивать цели на высоте до 6 километров? В этом случае они теоретически (и при крайне удачном для них стечении обстоятельств) могли атаковать пассажирские самолеты, еще только набирающие высоту.

Получить ответ на эти вопросы поможет расследование катастрофы А-321 в небе над Синаем. Пока же решение многих мировых и российских авиакомпаний направлять свои рейсы в сторону от северного Синая выглядит отнюдь не лишней предосторожностью.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дарья, финансовый аналитик, 32 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии