Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.13
Евро 98.71
Юань 1.27

О чем молчат спецслужбы

 Фото: Андрей Куликов/OK-inform Фото: Андрей Куликов/OK-inform В России нет разноцветных уровней опасности. У нас только два варианта: чрезвычайное положение и режим контртеррористической операции. Эксперты рассказали «Общественному Контролю» о том, надо ли «кошмарить» население информацией

Информационная эпидемия - подарок террористу

После любого теракта или угрозы его совершения вдвое возрастает количество звонков и обращений в силовые структуры по поводу вероятных атак, подозрительных людей, странных сумок, оставленных в транспорте, и этот «афтершок» длится около месяца - в том случае, если ничего нового не произойдет. Такова статистика МВД.

У врачей-психиатров тоже своя статистика: достаточно кому-то случайно или сознательно запаниковать, как начнется цепная реакция. Многие психически неустойчивые личности индуцируются такими сообщениями, и начинается своеобразная информационная эпидемия: люди пишут в соцсетях, звонят знакомым и незнакомым, а совсем уже нервные граждане уезжают подальше из больших городов и начинают рыть землянки.

У врачей-психиатров тоже своя статистика: достаточно кому-то случайно или сознательно запаниковать, как начнется цепная реакция

Напомним, именно такая ситуация возникла буквально на прошлой неделе, когда ряд крупных городов России захлестнула истерия «18 террористов-смертников». Сотрудникам «Общественного контроля», как и многим другим, звонили с рассказами, что в младших классах школы учителя предупреждают о возможных терактах и просят не посещать общественные места. Подобные «политинформации» прошли по десяткам петербургских школ. Где-то родителей и детей предупреждали якобы от имени силовиков, где-то ужастики рассказывали преподаватели ОБЖ или классные руководители. Было ли это инициативой самих педагогов или же произошла утечка из профильных ведомств, выяснить так и не удалось.

«Почему молчит президент? Почему молчит ФСБ? Они знают, но не говорят», - в последние дни об этом не думали только те, кто уже откопал землянку под Пупышево. Между тем в данной непростой ситуации вопрос о том, что такое молчание - золото или совсем наоборот, - приобретает особый смысл.

«Каждый по-разному реагирует на официальные сообщения о возможной опасности, - рассказал ОК-информ врач-психиатр высшей категории Олег Дмитриев. - Конечно, теракта боится любой нормальный человек. Но если психически здоровый трезво оценивает степень опасности и не поедет копать “спасительную” землянку, а просто будет внимательнее и аккуратнее, то человек с неустойчивой психикой, а особенно с тревожно-мнительным складом ума, с примитивным мышлением будет в каждом темноволосом человеке видеть террориста, а в каждой сумке - бомбу. С учетом того, что у нас почти 80% населения - невротики, ситуацию нельзя назвать полностью благополучной».

«Почему молчит президент? Почему молчит ФСБ? Они знают, но не говорят», - в последние дни об этом не думали только те, кто уже откопал землянку под Пупышево

По словам психиатра, слухи, сплетни, тысячекратно помноженные благодаря интернету, - один из серьезных инструментов идеологической войны, призванный нарушать стереотипы поведения, разрушать общество, сеять панику и страх.

«Помните шутку Конан Дойля, когда он разослал знакомым телеграмму: “Все раскрыто, немедленно бегите!” И некоторые получатели телеграммы - вполне законопослушные граждане - тут же покинули Лондон, поддавшись панике, - рассказывает врач. - Но это не означает, что лучше ничего не знать. Лучше знать, но правду, или располагать информацией, максимально приближенной к реальному положению дел». Хороший совет. Только таких знатоков на планете Земля наберется сущая горстка...

Пока же, по словам врача-психиатра, вала обращений от психически неуравновешенных или больных людей с жалобами на «террористов за спиной» не наблюдается.

«Сообщения об актах терроризма всегда есть, но это не пациенты, а обыкновенные хулиганы. Насколько известно, в нашей стране о терактах заранее еще никто не предупреждал», - говорит психиатр.

Предупреждать или вооружать?

В 2007 году, когда взорвали троллейбус и автобус в Волгограде, НАК (национальный антитеррористический комитет) на всю страну объявил о возможной опасности. Был введен режим контртеррористической операции. Как объясняют представители спецслужб, именно исходя из двух выбранных режимов - ЧП или КРО - выбирается алгоритм действий силовиков.

Решение о широком информировании населения принимается также исходя из имеющихся данных о величине потенциальной опасности. Зачастую, как рассказывают специалисты, это делается и сознательно и даже провокативно: так, несколько лет назад информацию о двух террористках-смертницах разместили настолько широко, поместив на каждом углу их портреты, что несостоявшимся шахидкам Луизе Магомадовой и Медни Мусаевой ничего не оставалось, как вернуться домой на Кавказ, где их и взяли оперативники.

Решение о широком информировании населения принимается также исходя из имеющихся данных о величине потенциальной опасности

Сейчас в российских городах также введен режим усиления. В первую очередь под особую охрану берутся объекты жизнеобеспечения - атомные и электростанции, общественный транспорт и, конечно же, метрополитен, который является самым лакомым куском для террористов, потому что там могут быть самые тяжелые последствия.

Усиление касается воздушного и железнодорожного транспорта, к работе привлекаются кинологические службы. На пассажирских предприятиях уверяют, что персонал обучен и знает, что делать в случае опасности. Но вот знают ли обычные граждане, что делать им и как вообще реагировать на наряды полиции с овчарками на фоне постоянной информационной панической атаки?

Владимир Васильев, председатель комитета Госдумы по безопасности, бывший замглавы МВД РФ, руководивший освобождением заложников «Норд-Оста», убежден, что сознательными сообщениями о сложной обстановке в связи с угрозой терроризма силовики не пугают народ, а наоборот - обращаются к нему за помощью.

«Некоторые считают, что сообщив об угрозе террористического акта, мы создаем напряжение в обществе и кто-то по этой причине раздумывает, ехать ли ему сегодня на работу. Но мы не создаем напряжение, мы обращаемся к обществу за помощью. От помощи общества не отказываются и в самых развитых демократиях, поскольку самый большой эффект в противодействии терроризму, в охране порядка дает участие общества. Люди должны быть информированы, они имеют право знать», - сообщил Васильев в интервью «Российской газете».

В переживших 11 сентября США введены пять уровней опасности: зеленый, голубой, желтый, оранжевый и красный. Население предупреждают всегда

Но предупреждают о террористической угрозе не во всех странах, а там, где и говорят об этом, делают это по-разному. Так, Испания никогда не оповещает население об угрозе терактов, ссылаясь на то, что террористы могут таким образом шантажировать общество и власти. Но это в их испанском варианте, с учетом того, что баскские террористы сами за несколько часов до совершения теракта предупреждают о нем местное население, причем заботливо называют время и место предстоящего преступления.

В переживших 11 сентября США введены пять уровней опасности: зеленый, голубой, желтый, оранжевый и красный. Население предупреждают всегда.

Израиль вообще постоянно живет под угрозой терактов - его спецслужбы ежедневно получают десятки сообщений об этом, причем зачастую вполне реальных. Так, совсем недавно - 12 ноября 2015 года - Служба безопасности Израиля ШАБАК опубликовала данные по террору за октябрь 2015 года. Сообщается, что за этот период было совершено 609 терактов, в которых погибли 11 израильтян, 80 человек получили ранения.

«Наша полиция и так практически постоянно работает в режиме усиления, а накануне любых праздников (а их в Израиле предостаточно) вводится чрезвычайный режим, - рассказал корреспонденту ОК-информ добровольный помощник полиции из Тель-Авива Игорь Ямпольский (полиция Израиля активно привлекает к работе добровольцев, которые чрезвычайно полезны как раз в местах массовых скоплений людей на крупных мероприятиях - прим. ред.) - В Израиле практически каждый гражданин и без дополнительных инструкций знает, что делать в чрезвычайной ситуации. Даже ребенок никогда не притронется к незнакомому предмету, потому что это - опасность. В полицейских участках есть специальные группы быстрого реагирования наподобие российского ОМОН. Кроме того, в Израиле весьма эффективен неписаный закон, согласно которому в террориста можно тут же стрелять на поражение. Фанатиков не остановит, но террористов-одиночек может остановить».

В Израиле вообще очень много вооруженных людей, но статистика убедительно доказывает, что преступлений на бытовой почве от этого больше не становится - там оружие используют, как правило, по делу, обороняясь от террориста с помощью автомата, а не сковородки. Солдаты Армии обороны Израиля вообще перемещаются с оружием круглосуточно, даже идут с ним домой, если по соседству в полицейском участке нет специальной оружейной комнаты.

На вопрос ОК-информ о том, что же происходит сейчас и надо ли нам уже настораживаться, в одном из силовых ведомств откровенно засмеялись:

«Люди в форме с собаками? Усиление? Все знают и молчат? Ну не идите вы на поводу у специально обученных троллей с братской Украины, которые просто за животики хватаются после того, как вы прочитали их посты про “18 смертников” и теперь неделю из дома не выходите. Там на вас работает целая армия троллей при министерстве информации, насколько я знаю. Поверьте, если будет серьезная угроза - вам сообщат, но не в соцсетях».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Евгений, пиарщик, 24 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии