Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

Алексей Балабанов: «Я умер, потому что снимал плохие фильмы»

Алексей Балабанов  Анна Башкирова для ОКАлексей Балабанов Анна Башкирова для ОК W поговорил с культовым режиссёром о его новой картине «Я тоже хочу»


– Это что-то среднее между «Сталкером» Тарковского и «Бумером» Буслова, – обсуждали зрители, выходя из кинотеатра «Аврора», новый фильм Алексея Балабанова.

В отличие от первых двух, этот носит название более длинное, но простое и понятное: «Я тоже хочу». Как и в «Бумере» со «Сталкером», здесь русские люди ищут счастье. Все они произносят фразу «Я тоже хочу», набиваясь в огромный чёрный джип, мчащийся по запустению нашего Северо-Запада под заунывные напевы группы «АукцЫон».

Похоже на сюжет сказки «Зимовье зверей». Только там звери шли от зимы искать лета. А тут наоборот – ищут аномальную зону, где посреди лета стоит зима. Там, среди сугробов, заброшенная деревня. А в деревне – Колокольня Счастья. Одних она «забирает» в рай или, может, к светлому будущему, – кто его знает. Других – убивает радиацией.

В отличие от «Бумера», тут счастья ищут не только бандиты. Хотя и они есть тоже. Ещё имеются алкоголик, проститутка, в прошлом студентка философского факультета, а также пенсионер. Олег Гаркуша, как ни удивительно, играет музыканта. Молодое поколение, вундеркинда-предсказателя, изображает сын режиссёра Балабанова Пётр.

Сам Алексей Октябринович тоже в кадре появляется, в самом конце, с репликой «Я режиссёр, член Европейской киноакадемии». Впрочем, ему это звание не помогает. Колокольня Счастья не принимает режиссёров, да и почти никого другого. Мрачноватый финал – вполне в духе Балабанова, что бы там ни говорили про «новый стиль», который якобы проявился в этом фильме.

Материалы по теме

Третий петербургский кинофорум: значит, это кому-нибудь нужно?..

Заглянуло ли кино внутрь человека? 

Нет, Алексей Октябринович верен себе. И при встрече он производит примерно такое же впечатление, как его собственные фильмы: мрачноватое и немногословное. Но мы всё-таки пытаемся кое-что у него выяснить.

– Не люблю я фильм «Сталкер», – признаётся сразу же Балабанов. – Он, по-моему, скучный. Ходят все, ходят... Ну а книгу Стругацких я даже не читал. У меня тут не притча какая-то нереальная. У меня всё по-настоящему. Смотрите – профессиональных актёров в фильме нет, все в основном играют сами себя...

Тут как-то сразу воспоминается не музыкант Гаркуша, а Александр Мосин и Алиса Шитикова, которые сыграли Бандита и Проститутку.

– Деревня настоящая, колокольня тоже настоящая, – продолжает перечислять Балабанов. – Из этого и родилась идея фильма. Я колокольню в заброшенной деревне увидел. Мы там ничего специально не строили. В кадре есть надпись «Магазин», она так там и висела. И коровы ходили. А людей за всё время съёмок я там не видел. Так что в моём фильме всё настоящее. Только сама история – фантастическая. Фантастический реализм. Вот как Гаркуша сыграл самого себя, мне тоже очень понравилось. Он яркий персонаж.

– А как вам работалось с сыном Петром?

– Он очень органичный. Я его психофизику хорошо знаю и понимаю, как её использовать. Мы всё делали вместе. Если дирижёр не там махнёт палочкой, ничего страшного не случится, музыкант всё равно сыграет свою партию. Заметьте, я нигде на афишах не пишу, что это мой фильм. Это коллективное творчество.

– А когда героиня Алисы Шитиковой признаётся, что училась на философском факультете, но пошла в проститутки, потому что так легче, это тоже что-то из реальной жизни или просто проходная шутка?

– Я когда в Свердловске жил, у меня было много друзей с философского факультета. Они потом становились музыкантами, понимаете? А у моей героини работы нет, ей надо мать кормить. И правильно она сказала, что задницу подставлять легче.

– Вы будете и дальше снимать непрофессиональных актёров? Тяжело с ними работать?

– Нет, не тяжело. Вот Саша Мосин у меня уже снялся в пятом фильме. Конечно, и дальше буду с ним работать. Если буду работать вообще. Я уже умер.

– Вы сомневаетесь, что будете работать?

– Идей-то много. Сценарии уже готовы, но есть трудности. Вот родственники Набокова не продают права на экранизацию «Камеры обскуры». А родственники Кнута Гамсуна тоже не хотят продавать права на «Пана». Разве что получится снять фильм с Майком Тайсоном, про американского бизнесмена в Сибири... А ещё я люблю Лескова. Это мой любимый писатель, у него гениальные книжки. Но я снимать по нему кино не буду – только испорчу.

– А почему вы сейчас сказали, что уже умерли?

– Вы же смотрели кино – я там умираю.

– Ну да, но почему с вашим героем там в конце всё так плохо?

– Фильмы плохие снимал.

– А остальные почему? Знаете, кажется, что в вашем чёрном джипе едет вся Россия. Нас, вот таких, какие мы сейчас, возьмут в счастье?

– «Берут» отдельных людей, а не страну.

– Счастье вообще есть или нет его?

– Это вопрос загадочный. Есть счастье или нет его – я узнаю, когда умру. На земле-то всё идёт полосами. То повезло, то нет. Всеобъемлющего счастья тут точно не существует.

– Было ли в фильме что-то, что не получилось?

– Всегда что-то не получается.

– Какая стадия создания фильма для вас самая приятная и простая?

– Самое интересное – это монтаж, когда уже всё снято.

– А что ненавидите?

– Писать сценарий. Это всегда тяжёлая работа.

– Правда, что вы не пересматриваете собственные фильмы?

– Я же их сам снимал. Чего мне их пересматривать?

– Ну вот про этот ваш фильм говорят, что в нём всё по-другому, в новом стиле.

– А у меня вообще все фильмы в разном стиле, я никогда не повторяюсь. Это вон у режиссёра Александра Рогожкина фильмы повторяются.

– Для вас вообще форма, стиль – важней содержания?

– На самом деле одно неотделимо от другого. Просто есть люди, которые знают, «про что» надо. А «как» – не думают. Для меня «про что» и «как» – одно и то же. Просто, поскольку в каждом человеке функционирует одна и та же система, некоторые вещи происходят одинаково.

Материалы по теме

Ещё один фестиваль, тоже закрылся 

«Ленфильм» как пирог 

«Ленфильм-студио»: деньги появятся, но сохранится ли дух великой мастерской? 

На «Горьковской» покажут большое кино

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Настя, SEO-оптимизатор, 27 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии