Покупательские привычки россиян близки к западным
По результатам социологических исследований, покупая продукты питания, россияне все чаще смотрят не столько на их цену, сколько на качество. Тем самым российские потребительские привычки вплотную приближаются к западным. А вот предложенная нашим правительством потребительская корзина еще более четырех лет будет демонстрировать наше отставание от развитых стран.
В опросе, проведенном Всероссийским центром изучения общественного мнения, приняли участие 1600 человек из 130 населенных пунктов России. 29% из них сказали, что приоритетной характеристикой товара является его качество, а не стоимость. 27% респондентов, напротив, считают, что цена имеет первостепенное значение в вопросе выбора покупателя.
Разница в цене продуктов порядка 5% заставит поехать в отдаленный район только 4% москвичей и петербуржцев и 14% селян. Отметим, что москвичи и петербуржцы чаще остальных россиян отдают предпочтение качественным, с их точки зрения, товарам, а не дешевым. За качество «проголосовали» 34% жителей двух столиц, за цену – 26%.
При этом участники опроса чаще определяют качество продукта, руководствуясь собственными, субъективными представлениями, стереотипами о продукте. 18% респондентов обращают внимание на сроки хранения, 12% - на состав продукта питания, 5% - на внешний вид, упаковку, 5% - на бренд, 2% - на место производства.
Большинство опрошенных предпочитают покупать продукты в удобных, близлежащих магазинах. Так, 78% российских покупателей не готовы ехать далеко от дома, чтобы приобрести продукты на 10% дешевле, чем они стоят в магазине в своем микрорайоне. Если продукты в отдаленном магазине окажутся на 25% дешевле, то туда поедут 40% респондентов, однако для 53% участников опроса и такая разница в цене – не аргумент. Лишь в ситуации, когда разница в цене составит 50%, 58% респондентов поедут в другой район своего города, чтобы приобрести там продукты питания.
Опрос ВЦИОМ показал, что желание сэкономить на продуктах в ущерб своему удобству более свойственно жителям сельской местности. Так, разница в цене продуктов порядка 5% заставит поехать в отдаленный район только 4% москвичей и петербуржцев и 14% селян.
По результатам более глобального соцопроса, проведенного исследовательской компанией The Nielsen Global Survey, покупательские привычки россиян постепенно сближаются с поведением потребителей на Западе.
В исследовании The Nielsen Global Survey приняли участие более 29 тысяч потребителей из 58 стран мира, в том числе и из России.
- Россия за последнее десятилетие успела пройти большой путь от эпохи «потребительского бума» до «умеренного консьюмеризма», - анализируют результаты соцопроса исследователи. - Российские потребительские привычки постепенно сближаются с западными, однако культурные особенности и здесь продолжают играть свою роль и оказывать влияние на развитие различных товарных категорий.
Более половины российских респондентов считают, что совершают покупки не под влиянием сиюминутного импульса, а осознанно. 63% опрошенных предпочитают сначала протестировать незнакомый товар в пробнике и лишь потом принять решение о его покупке. Прежде чем что-то приобрести, 60% россиян обращаются за советом к своим знакомым, а 63% опираются на мнение профессионала о том или ином продукте.
Подавляющее большинство российских респондентов (81%) считают качество товара одним из главных критериев при выборе и готовы переплачивать за бренды (47%).
Прежде чем что-то приобрести, 60% россиян обращаются за советом к своим знакомым, а 63% опираются на мнение профессионала о том или ином продукте. Новой потребительской тенденцией в России исследователи называют интерес наших потребителей к экологически чистым продуктам.
- 60% потребителей в России утверждают, что предпочитают покупать экологически чистые продукты, даже если цена на них выше. В то же время, в Европе лишь 37% потребителей придерживаются подобной позиции, а самыми яростными приверженцами здорового питания оказались латиноамериканцы (82%), - сообщает The Nielsen Global Survey.
Но несмотря на вышесказанное, российские покупатели по-прежнему чувствительны к цене товаров.
- Для 57% россиян цена имеет значение и остается значимым фактором при совершении покупок. Практически каждый второй потребитель знает о скидках, специальных акциях и предложениях, проводимых в магазинах. При этом 66% респондентов готовы потратить время на поиск и сравнение цен, чтобы купить любимый бренд по наиболее привлекательной цене, – объясняют социологи.
- Мишустин запретил ввоз мороженого и попкорна с Украины
- Запрет на производство вакуумной упаковки может спровоцировать рост цен
- Опрос ВЦИОМ: Только 14% россиян довольны своими доходами
- ВЦИОМ составил ноябрьский рейтинг доверия российским политикам
- Минздрав предлагает на «здоровые» продукты наносить специальную маркировку