Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Трагедия в Беслане: а умеем ли мы помнить?

 Фото - Антон Подгайко / РИА-Новости Фото - Антон Подгайко / РИА-Новости Сегодня те, кто хотят и умеют помнить, ставят свечи в память о 334 людях, погибших во время теракта 1-3 сентября 2004 года в школе №1 города Беслан, в Северной Осетии

Наступила девятая годовщина Бесланской трагедии. Сказать, что общество забыло о жутком теракте в школе №1, конечно, нельзя. Каждый год 1 сентября во всей стране отдают дань памяти жертвам и героям этого страшного для Северной Осетии, да и для всей России, дня. Но с другой стороны, 334 погибших, из которых 186 были детьми, не поминают минутой молчания в федеральном эфире. Подросшие к счастью выжившие «дети Беслана» и их родители то и дело появляются на страницах прессы с напоминаниями о том, что расследование теракта так и не было завершено, а всесторонняя помощь пострадавшим не была такой уж всесторонней. Невольно задумываешься: а умеет ли наше общественное сознание помнить по-настоящему, хочет ли оно помнить, и готово ли хранить память?

Лейтмотивом памятных мероприятий о Беслане всегда была фраза «Помнить о прошлом, думать о будущем». Например, в этом году с такими словами в столице поминают погибших в Московской осетинской общине. 3 сентября на Николо-Архангельском кладбище, в городе Жуковском и деревне Юрово, что в Раменском районе Московской области, пройдет возложение венков к могилам бойцов спецподразделений «Альфа», «Вымпел» и сотрудников МЧС, которые погибли, спасая заложников. А в центре самой Москвы запланирована акция Памяти у памятника жертвам Бесланской трагедии. Панихиды по погибшим в террористическом акте проходят и в некоторых петербургских и областных храмах.

«Вспоминание» - это основная процедура процесса познания. «Помнить о прошлом, думать о будущем». Есть и семьи, которые прекрасно помнят ту трагедию. Никто из их знакомых или родственников в ней не пострадал, да и не участвовал. Эти семьи живут за тысячи километров от Беслана, в Петербурге в том числе. И они помнят, как проводили своего ребенка в школу 1 сентября 2004 года на первые в его жизни уроки, вернулись домой и включили телевизор. И услышали, что вот точно в такой же школе, пусть и за тысячи километров отсюда, такого же ребенка на первых в его жизни уроках взяли в заложники. И возможно убьют. Холодок, пробежавший по телу от такой новости, никогда не забудется. И вечером 1 сентября эти люди вспоминают Беслан, всегда.

Вы спросите - зачем? Кому это нужно? Не тем, кто уже никогда не пойдет в школу и не проводит в нее ребенка. Не тем, кого уже девять лет нет на этой земле. Это нужно тем, кто на этой земле остался.

Еще Платон говорил, что «вспоминание» - это основная процедура процесса познания. «Помнить о прошлом, думать о будущем». Так давайте вспомним, чтобы познать.

---

День знаний в 2004 году сделал небольшой город Беслан в Северной Осетии известным на весь мир. Во время линейки в честь «первого звонка» террористы захватили всех, кто находился в здании школы №1 - детей, их родителей и знакомых, учителей, всего более 1100 человек.

Так для заложников начались два с половиной дня в аду. Им редко давали пить, не выпускали в туалеты, а о медикаментах тем, кто в них очень нуждался, и речи не шло. Людям приходилось выжимать грязные половые тряпки, чтобы получить хоть немного жидкости, и есть цветы, которые они принесли на «первый звонок». Пожалуй, не найдется россиянина, которому не довелось прочитать или увидеть по телевизору хотя бы одну из историй очевидцев.

Впрочем, были ли это российские спецслужбы или какой-то высшей силе стало невыносимо от того, что Басаева все носит и носит земля, - не так уж важно. На переговоры террористы вызвали троих человек - «президента респ. Дзасохова, Зязикова презид. Ингушетии, Рашайло дет. врача», как они указали в своем первом послании. Но переговоры не дали результатов. На третий день здание школы штурмовали после того, как в нем прогремели взрывы неизвестного происхождения.

Момент штурма остался спорным. Десятки экспертов утверждали и продолжают утверждать, что такого количества жертв - 334 человека были убиты и более 800 человек ранены - можно было избежать. Расследование теракта так и не было завершено. Под вопросом остались многие вещи, начиная с причины выбора именно этой школы и заканчивая точным количеством скрывшихся террористов. Точки над i никто не поставил. Осталось многоточие.

Шамиль Басаев, взявший на себя ответственность за теракт в Беслане, умер 10 июля 2006 года. Как выражаются в подобных случаях, «был ликвидирован». Впрочем, и этот момент остался спорным. Басаев подорвался в КамАЗе со взрывчаткой. По официальной версии, это была секретная операция российских спецслужб, а боеприпасы предназначались для саммита G8. По версии не официальной, Басаев с «коллегами» просто были неосторожны со взрывчаткой, и потому на ней подорвались. Впрочем, были ли это российские спецслужбы или какой-то высшей силе стало невыносимо от того, что этого человека все носит и носит земля, - не так уж важно.

---

Теракт в Беслане стал последней каплей, без которой в России никак не могут. Только после 334 убитых за борьбу с террористической угрозой взялись как следует. В законы внесли десятки важных поправок и наладили отношения с Чечней (о том, какой ценой, мы здесь говорить не будем).

Чтобы не допустить ошибок в развитии, нужно обладать хорошей памятью. Именно после теракта в Беслане была создана Общественная палата, и какой-никакой, но все-таки доступ к власти и политике, получили общественники, такие как «Рашайло дет. врач», доктор Леонид Рошаль. После Беслана чиновники осознали, что без взаимодействия с общественниками ничего не получится: ни спасать жизни заложников, ни новую школу строить. 

После теракта были отменены выборы губернаторов. Те самые выборы, которые теперь снова возвращаются в нашу жизнь.

Возвращается и некоторое пренебрежение мнением людей, занятых общественной деятельностью. Возвращается и нелюбовь к Чечне со стороны всей остальной части России. Все это тревожные симптомы. Чем обернутся все эти новшества? Примут ли они правильные формы, преобразуются ли в нечто логичное и разумное? 

Ведь чтобы не допустить ошибок в развитии, нужно обладать хорошей памятью. Сегодня, в девятую годовщину страшного Бесланского теракта, это самый что ни на есть актуальный постулат. 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Альяна, студентка, 20 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии