Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Асоциальный эксперимент

 Фото: Андрей Вахтин/OK-inform Фото: Андрей Вахтин/OK-inform В Петербурге, по разным оценкам, от 2,5 до 60 тысяч бездомных. Их, конечно жалко, но мало кому понравится, если бродяга поселится прямо под его дверью. Однако закона, который помог бы переселить или сдать полиции таких людей, у нас пока нет

Генералы каменных карьеров

В самом центре города, на Озерном переулке, поселилась бездомная - она живет прямо на улице и спит, обложившись коробками, там же ест и, простите, испражняется.

«Нам ее и жалко, и неприятно, и чувство брезгливости вызывает… Кто знает, что у нее на уме? Мы позвонили в полицию. Стражи порядка приехали, с женщиной поговорили и даже попытались куда-то увезти, но она так раскричалась, что полицейские развернулись и уехали. Женщина (судя по голосу, довольно молодая) осталась. Мы позвонили в “Ночлежку”. Там ответили: привозите ее к нам сами. Но к таким подвигам мы точно не готовы. Может, ее надо подкормить? Но мы боимся - вдруг привыкнет и вообще не уйдет. Но смотреть на нее уже который день сил нет. Что делать в такой ситуации?» - с таким вопросом обратились в редакцию «Общественного контроля» жители дома, под окнами которого обосновалась бездомная.

В процессе нашего расследования выяснилось, что поделать с таким неприятным соседом практически ничего нельзя. Бродяжничество - дело добровольное и законом не наказуемое, если, конечно, сам человек никаких законов при этом не нарушает - не пьет прилюдно, не колется, не хулиганит.

Бродяжничество - дело добровольное и законом не наказуемое, если, конечно, сам человек никаких законов при этом не нарушает - не пьет прилюдно, не колется, не хулиганит

«Мы регулярно проводим мобильные рейды вместе с полицией и представителями районных администраций, - прокомментировал ОК-информ эту ситуацию начальник отдела социальных программ комитета по социальной политике Петербурга Сергей Мацкевич.- Этой конкретной женщиной мы обязательно займемся, ей может быть предоставлено место в социальном учреждении. Но это - в лучшем случае. Чаще всего такие люди если и придут, то поедят, помоются и… уходят. Многие объективно опускаются и действительно не могут и не хотят жить вне улицы. С такими гражданами связаны главные трудности в нашей работе».

Сергей Мацкевич говорит, что в России в принципе отсутствует федеральное законодательство по проблемам бездомных, поэтому каждый регион решает их как может.

«В Петербурге создан городской пункт учета бездомных, обращение туда носит заявительный характер. Если человек сможет предоставить доказательства, что последним местом его официального пребывания был Санкт-Петербург, то после оформления документов он будет пользоваться всеми теми же благами, что и прочие петербуржцы, - уточняет представитель профильного комитета. - Сегодня на учете в нашем горпункте состоят 2354 бездомных. Но вопрос их реального количества скользкий - мы регистрируем только тех, кто сам приходит к нам. По данным общественников, реальная цифра в десятки раз больше».

Председатель благотворительной организации «Ночлежка» Григорий Свердлин говорит о сумасшедших цифрах. По официальной переписи, в Петербурге почти 30 тысяч бездомных, а реальное количество достигает 60 тысяч. И он убежден, что именно сложная процедура постановки на учет в городском пункте отворачивает людей от официальной власти.

Чтобы помочь бездомным, надо изменить 40 законов

«У нас двухуровневая система: есть комитет по соцполитике, который курирует деятельность городского пункта, центра адаптации бездомных, и специнтернат. Районные администрации, в свою очередь, отвечают за деятельность социальных учреждений на своих территориях. Система, на наш взгляд, хороша тем, что мы в любом случае оказываем помощь всем, кто находится на территории Петербурга. Хотя, конечно, объем услуг для иногородних меньше», - рассказывает Сергей Мацкевич.

Однако руководитель «Ночлежки» с представителем власти вновь не согласен.

Получается, что из 30 тысяч (в лучшем случае) или из 60 тысяч (в худшем) бездомных городская власть готова дать приют всего паре сотен граждан

«К нам в «Ночлежку» ежегодно приходят от 4 до 5 тысяч бездомных, причем около 1,5 тысячи на улице оказались недавно, - рассказывает Свердлин. - И наших возможностей, как бы мы ни старались, не хватает. В 2014 году в городе работали 4 пункта обогрева (3 палатки на 50 человек и один стационарный пункт в Адмиралтейском районе). И только этот стационарный пункт создан властями без участия общественников. Хотелось бы, чтобы государственной помощи было больше, чтобы на каждый район приходился хотя бы один пункт. Чтобы люди не замерзали на улице. По официальным данным комитета по делам ЗАГС, зимой 2014 года в городе умерли на улице 1194 человека».

Получается, что из 30 тысяч (в лучшем случае) или из 60 тысяч (в худшем) бездомных городская власть готова дать приют всего паре сотен граждан.

«Некоторые районы - например, Выборгский и Колпинский - вообще “черные дыры” в плане работы с бездомными, настоящие болевые точки. В других районах палатки на зиму администрации ставят, но … люди туда не идут! Так было в Кировском и Невском районах прошлой зимой», - удивляется Сергей Мацкевич.

Количество людей без определенного места жительства и возможностей власти кажется пугающим, однако реальная картина удручает даже не очевидной нехваткой внимания со стороны государства к лицам бомж, из которых далеко не каждый - пьяница, преступник или негодяй. Печальнее всего то, что чем дольше человек живет на улице, тем меньше шансов его социализировать - он действительно не хочет нормальной (в нашем понимании) жизни.

Печальнее всего то, что чем дольше человек живет на улице, тем меньше шансов его социализировать

«К нам не придут те, кому от нас ничего не нужно. Кому не надо восстанавливать документы, или помочь с поиском работы, или даже просто поесть и обогреться, - говорит руководитель “Ночлежки”. - Но и приходят немало: в день примерно по 50 человек. И ежедневно с наступлением холодов обращаются люди, недовольные соседством с бездомными: приезжайте, заберите. Я понимаю, это не всегда приятная картина… Но у нас в “Ночлежке” 12 женских и 40 мужских мест».

Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов говорит, что на самом деле есть люди, которые не хотят никакой помощи и предпочитают жить на улице. Но есть и те, кто хочет, но не может уйти оттуда, потому что законодательство увязывает предоставление услуг с регистрацией в Санкт-Петербурге.

«Понятно, что на изменение системы нужны не только деньги, но и нормальная законодательная база. Однако для этого надо внести изменения как минимум в 40 различных документов», - говорит уполномоченный по правам человека.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, студентка, 20 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии