Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Педалирование дорожек

 Фото: Андрей Куликов/OK-inform Фото: Андрей Куликов/OK-inform Чиновники обещают следующем году проложить 16 путей для велосипедистов

В 2016 году на развитие велодвижения в Петербурге будет выделено 80 млн рублей. В планах комитета по развитию транспортной инфраструктуры построить на них 16 веломаршрутов.

Сегодня город насчитывает более 2 млн велосипедов - больше, чем автомобилей. По данным ежегодных опросов, 250 - 300 тысяч горожан регулярно используют велосипед, а средняя длина - поездки около 7 км (в одну сторону). Эксперты отмечают, что, несмотря на растущую популярность этого транспорта, развитие велосипедной инфраструктуры идет медленно и бессистемно. И в первую очередь в городе катастрофически не хватает оборудованных велодорожек.

Бумажные километры

Как обычно, на бумаге у города большие планы. В прошлом году, например, по заказу КРТИ были подготовлены 16 городских веломаршрутов, до 2025-го планировалось построить 70 км велосипедных дорожек. В нынешнем году в комитете пообещали «одорожить» 9, 9 км («Купчино - Центр» и «Петербург - Ломоносов). Конечно, ни о каком дорожном строительстве в данном случае речь не шло. Пилотные дорожки собирались просто нарисовать на тротуаре с помощью специальной разметки. При этом они обрывались на перекрестках, и, чтобы проехать по всему маршруту, велосипедистам пришлось бы постоянно пешком переходить с одной стороны проезжей части на другую. Такой способ «строительства» велодорог возмутил велосипедное сообщество города. В итоге от строительства велодорожек в этом году КРТИ решил отказаться совсем. Легко и непринужденно.

Наибольшие трудности рабочая группа испытывает с разработкой нормативов. Как объект нормирования велодорожки весьма сложны, проще новую дорогу запроектировать, чем их рассчитать.

Председатель КРТИ Сергей Харлашкин (а он считает себя велосипедистом со стажем) пожаловался «Общественному контролю» на сложную работу, которая, по его словам,«затрагивает конфликт интересов различных групп населения». «Мы, например, можем сегодня велосипедные дорожки даже на Невском проспекте нарисовать. Взять и отрубить кусок проезжей части. Но что нам на это скажут водители? А если нарисуем разметку на тротуарах, то это вызовет недовольство пешеходов», - объяснил чиновник. Сергей Харлашкин признается, что наибольшие трудности рабочая группа испытывает с разработкой нормативов. «Как объект нормирования велодорожки весьма сложны, проще новую дорогу запроектировать, чем их рассчитать», - пояснил он.

На заседании общественного совета при КРТИ обсуждался вопрос о развитии в городе велосипедной инфраструктуры. На встрече было заявлено, что пока еще идет работа над разработкой нормативов для велодорожек. Например, рассматривается вариант использования для таких трасс цветного асфальта вместо привычной разметки. Кроме того, обсуждается предложение запустить сезонные режимы использования велотрасс. «Зимой велосипедистов единицы, поэтому разумно предусмотреть выделенные полосы для велосипедистов только летом», - говорит Сергей Харлашкин. По его словам, на сегодня в городе уже проложено более 150 км велодорог.

Учебник для чиновников

Чтобы не допускать ошибок в строительстве велосипедной инфраструктуры и не строить дороги, которые ведут в никуда, велосипедное сообщество города решило подучить чиновников. Как рассказала активистка велодвижения Дарья Табачникова, в 2016 году вместе с Фондом Эберта будет издано европейское пособие PRESTO на русском языке. Это руководство рассказывает о лучших европейских практиках по проектированию велосипедной инфраструктуры. «Мы отправим его людям, ответственным за развитие велоинфраструктуры в нашем городе - чиновникам и проектировщикам, чтобы они могли воспользоваться уже готовыми решениями, а не изобретать в очередной раз велосипед», - говорит Дарья Табачникова.

Эксперты между тем утверждают, что, если планы создания велотрасс, о которых заявил КРТИ будут выполнены, нас ждет прорыв в строительстве велосипедной инфраструктуры. Время разговоров прошло. Пора действовать.

Восток-запад

Определить страну, где больше всего велосипедистов и где для них созданы наиболее комфортные условия, непросто. Потому что на это звание претендует сразу несколько мест на земном шаре. Среди самых дружелюбных для велосипедистов стран называют Нидерланды. Общая протяженность велодорожек здесь составляет 15 000 км. В Амстердаме более 40% всего трафика - велосипедный. Протяженность велодорожек города - примерно 400 км, большинство из них оснащены светофорами и специальными знаками. В Амстердаме также находится самая большая в Европе велопарковка и велогостиница.

От Санкт-Петербурга рукой подать соседней Финляндии - только в ее столице Хельсинки протяженность велосипедных маршрутов в составляет 1 200 км, из которых 730 км заасфальтированы.

Второе место по количеству велотрасс, согласно статистике, занимает Дания. В этой скандинавской стране насчитывается около 12 000 км велосипедных маршрутов. Средний датчанин в возрасте от 16 до 65 лет проезжает за год на велосипеде около 893 км. На 5,5 млн жителей Копенгагена приходится 4,5 млн велосипедов. Общая протяженность велодорожек в городе составляет 350 км. Для велосипедистов есть отдельные знаки - и есть целые городские районы, где это единственный разрешенный транспорт. Прокат велосипедов в Дании бесплатный, достаточно лишь внести залог - и можно кататься сколько угодно.

Берлин - еще один город, претендующий а звание велосипедной столицы мира. В 2002 году парламент Германии утвердил «Национальный план развития велосипедного транспорта 2002 - 2012». Согласно ему, в Германии было построено более 10 000 км велодорожек. Сегодня около 15% всех поездок в Германии совершается на велосипедах. Помимо дорожных знаков для велосипедистов установлены специальные светофоры. На каждой остановке и вокзале есть оборудованные велопарковки. Благодаря плану развития велосипедного транспорта в Берлине и Мюнхене почти полностью исчезли пробки. Кстати, всего в Германии 62 млн велосипедов, то есть больше, чем в любой европейской стране.

От Санкт-Петербурга рукой подать соседней Финляндии - только в ее столице Хельсинки протяженность велосипедных маршрутов в составляет 1 200 км, из которых 730 км заасфальтированы. Одним из самых крупных проектов последних лет стала велосипедная и пешеходная трасса Baana протяженностью 1,3 км. И это при том, что население так называемого «Большого Хельсинки» в 5 раз меньше петербургского. А сам город по ширине проезжей части и тротуаров вполне схож с российской Северной столицей. Подсчитано, что на тысячу жителей Хельсинки приходится 800 велосипедов. В Финляндии велосипедистам отдана часть тротуаров. Она выделена розовым или серым цветом. Для тех, кто не различает цветов, на дорожках нарисованы значки - крохотные велики. В новых районах города велодорожки широкие - архитекторы на стадии проекта учитывают общественную устремленность. А в старых поуже - метр, иногда и меньше. Впрочем, на большинстве центральных улиц велосипедисты ездят прямо по дорогам. От потока машин их отделяет жирная белая полоса, проходящая в метре-полутора от бордюра. На поддержку всей велоинфраструктуры в стране ежегодно выделяется 30 млн евро.

Велосипедное движение активно развивается и в Азии. В Японии практически каждый второй житель регулярно ездит на велосипеде, а Токио в часы пик буквально забит велосипедистами, для которых здесь созданы самые комфортные условия. Все бордюры, лестницы, пешеходные мосты оборудованы съездами - можно проехать весь город из конца в конец, не слезая с велосипеда. Везде есть велосипедные парковки - рядом с жилыми домами, магазинами, государственными учреждениями. В настоящее время в Японии уже построено 5 300 кило­метров велопутей, в том числе 1 200 километров во­круг островов, по побережью. В ближайшее время запланировано строительство еще 25 тысяч километров велодорог. Если эта идея осуществится, кольцами ве­лодорожек будет опоясана вся страна Восходящего Солнца.

В Китае на каждого жителя приходится по 1,5 велосипеда, а сам Китай называют «империей велосипедов». Это народное средство передвижения.

А вот в Южной Корее, где в последние годы также стремительными темпами развивается инфраструктура для велосипедистов, построена самая длинная велодорожка в мире. Она соединяет два города - Сеул и Пусан. Длина этого инфраструктурного объекта составляет 650 км. Для удобства велосипедистов, путешествующих по этой дорожке, обустроены не только мосты, тоннели и эстакады, но также туалеты, кафе, отели и кемпинги.

В США также живет достаточное количество любителей велосипедной езды. В настоящее время в 100 городах США, распо­ложенных в 42 штатах, имеется развитая их сеть. Так, например, в штате Дэвис в Калифорнии велосипедами постоянно пользуется 17% жителей. Это один из первых городов США, который начал активно развивать велосипедную культуру и органично вписывать ее в городскую архитектуру. На данный момент в Дэвисе более 100 миль специальных велосипедных дорожек, и даже логотип этого города украшен велосипедом. В Портленде, штат Орегон, общая длина велосипедных дорожек составляет 250 миль. По специальной социальной программе малоимущие жители города могут бесплатно обучиться езде на велосипеде и получить железного коня в полном снаряжении.

Таким образом, велосипед в последнее время набирает популярность во всем мире. Эксперты говорят, что это происходит в первую очередь в тех городах, где строятся хорошие дороги, развивается велосипедная инфраструктура (выделенные полосы, специальные парковки), соответствующая культура (приоритетность прав велосипедиста по сравнению с правами автомобилиста). Все это в Петербурге только-только начинает создаваться. И у нас есть шанс догнать тех, кто сейчас находится впереди.

 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алиса, наблюдатель, 25 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии