Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.32
Евро 100.28
Юань 1.3

Унификация и синхронизация как базовые принципы развития саморегулирования

2 декабря в Торгово-промышленной палате состоялась конференция «Практическое саморегулирование», участники которой обсудили базовые принципы дальнейшего развития института саморегулирования

Задать направление этому процессу должен закон «О саморегулируемых организациях», который разрабатывается Минэкономразвития в рамках Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, ранее одобренной Правительством. «Мы должны найти базовые основы, хотя нюансы могут быть в каждой отрасли», — цитирует главу ТПП Сергея Катырина портал Открытое правительство.

Вторая масштабная задача, над которой работает Правительство, реформирование в сфере контрольно-надзорной деятельности.

По мнению экспертного сообщества и членов Правительства — две эти реформы должны быть максимально синхронизированы между собой.

«При этом, необходимо уточнить порядок, при котором невозможно было бы дублирование госконтроля и контроля со стороны СРО над своими членами. В противном случае это станет дополнительной нагрузкой на реальный сектор и реальные предприятия», — заявил министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Такая ситуация сегодня сложилась со страхованием особо опасных объектов, в результате чего иногда предприниматели даже выражают желание вернуться к исключительно государственной системе контроля и надзора, отказавшись и от саморегулирования, и от страхования, потому что это для них гораздо дешевле. «При принятии решений относительно модели регулирования нужно понимать, сколько это будет стоить субъекту», - отметил Михаил Абызов.

Необходимость синхронизации отмечают и в Экспертном совете при Правительстве РФ, который подготовил заключение по итогам обсуждения текущей версии законопроекта о СРО. Введение обязательного членства в СРО в той или иной отрасли может сопровождаться поэтапной передачей СРО определенной части функций государственного и муниципального контроля. Эксперты также предлагают четко определить принципы и механизмы принятия решений о начале и прекращении использования СРО с обязательным членством, поскольку именно эта форма саморегулирования может заместить собой госконтроль.

Кроме того, необходимо уточнить требования к оценке эффективности таких СРО. На данный момент нет внешних объективных критериев эффективности деятельности саморегулируемых организаций, очень немногие из них имеют внутренние системы показателей эффективности.

Пока профессиональному сообществу не удалось выработать единую позицию по вопросам имущественной ответственности саморегулируемых организаций по обязательствам своих членов. В Экспертном совете при Правительстве считают, что универсальность данных требований приведет к росту нагрузки на бизнес. В Минэкономразвития, напротив, считают, что требование о компенсационном фонде должно быть обязательным условием создания саморегулируемой организации и главным способом обеспечения ее ответственности.

Нарекания экспертов вызывает и метод регулирования деятельности национальных объединений СРО. Они предлагают уточнить требования к порядку их формирования. Принятие документа в текущем виде может привести к созданию нацобъединений со значительными функциями по контролю за предпринимателями, включая третейское разрешение споров между ними, опасаются в Экспертном совете. При этом как-либо контролировать нацобъединения и применять по отношению к ним санкции будет невозможно, предупреждают эксперты. Более того, на данный момент не до конца понятно, как можно реформировать и ликвидировать малоэффективные национальные объединения. Эксперты предлагают прописать этот пункт в законопроекте, а также уточнить в нем критерии оценки качества реализации функций национальных объединений СРО.

В связи с этим, законопроект по завершении первого круга предварительного обсуждения будет вынесен на широкую общественность с вовлечением, в том числе профессионального сообщества, представителей саморегулируемых организаций и их членов.

Мы видим свою задачу в дальнейшем оформлении саморегулирования в качестве единого регуляторного механизма и недопущении использования под маской СРО принципиально иных инструментов регулирования», — подчеркнул Алексей Херсонцев.

Михаил Абызов выразил твердую уверенность, что у института саморегулирования в России есть будущее. Но для того, чтобы построить этот институт, потребуется много времени и усилий.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Павел, менеджер по продажам, 20 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии