Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Разговор с хорошим парнем

 Фото: Екатерина Штукина/РИА Новости Фото: Екатерина Штукина/РИА Новости Сегодня премьер-министр РФ дал расширенное интервью журналистам ведущих федеральных телеканалов в рамках программы «Разговор с Дмитрием Медведевым». Общение, по атмосфере напоминавшее разговор старых друзей, преподнесло слушателям не слишком много сюрпризов

Премьер много говорил об экономике, стараясь по минимуму затрагивать политику (это прерогатива президента страны), произнес несколько эффектных фраз и под конец заверил граждан в том, что в 2016-м «все будет хорошо». Впрочем, уверенности в этом по итогам эфира почему-то не возникло.

Традицию разговаривать с тележурналистами по итогам года Дмитрий Медведев завел 24 декабря 2008-го. В тот момент его карьера достигала пика - полгода как Медведев был избран президентом России. В течение всей своей каденции «президент при премьере Путине» эту традицию он неукоснительно соблюдал. Продолжилась она и после того, как для Медведева настал момент вернуть верховную власть обратно в надежные руки.

Падение экономики и темпов производства остановлено, банковская система работает нормально и «на следующий год мы уже будем расти»

Все предыдущие семь лет в ходе такого общения Дмитрий Анатольевич был максимально корректен, дружелюбен и бесконфликтен. Он не стучал кулаком по столу, охотно сыпал цифрами и ловко уходил от неудобных вопросов. Приглашенные журналисты ему в этом охотно подыгрывали. Все это мы увидели и на этот раз.

В первую очередь премьер констатировал: да, ситуация в стране и в мире в целом очень непростая, тем не менее «антикризисный план» правительства сработал - и даже принес результат. По словам премьера, падение экономики и темпов производства остановлено, банковская система работает нормально и «на следующий год мы уже будем расти». Рост, правда, будет невеликим - в пределах одного процента ВВП. Но это все равно лучше, чем падение, разве не так?

Медведев напомнил: правительству удалось поддержать промышленность и сельское хозяйство. Агропром благодаря этому даже воспрянул и пошел в рост аж на 3%. Химическая отрасль выросла на 6, а производство фармпрепаратов - и вовсе на 13%. Чувствовалось, что перед встречей премьер тщательно проштудировал весь позитив, скрупулезно собранный в отчетах Росстата. Говоря о будущем, господин Медведев назвал бюджет-2016 «реалистичным» и пообещал вдвое снизить инфляцию - до 6,4%. Для тех, у кого еще оставались вопросы к росту экономики, премьер привел пример Бразилии и Китая - стран, «где продолжается многомесячная рецессия».

Медведева попросили объяснить падение затрат на «социалку» и рост расходов на оборонный сектор. Он и пояснил: расходы на оборону всего лишь «подтянули до мирового уровня», и это было правильно, потому что «если у нас не будет сильной армии, то вообще не будет страны!», и напомнил, что государство по-прежнему намерено к 2020-му на 70% перевооружить Вооруженные силы - «эта задача, без сомнений, будет выполнена».

Чувствовалось, что перед встречей премьер тщательно проштудировал весь позитив, скрупулезно собранный в отчетах Росстата

По поводу социальных расходов премьер-министр сообщил: в последние 15 лет власти РФ и так наращивали разные соцвыплаты и льготы опережающими темпами, поэтому сейчас, когда доходы бюджета ощутимо упали, вполне логично оставить их на прежнем уровне. Финансирование образования в 2016-м снизится на доли процента, бюджет здравоохранения будет расти, а социальные приоритеты останутся прежними. Здесь Медведев выдал одну из эффектных фраз, которые он умело «раскидал» по всей беседе:

- На святое никто не покушается! А кто будет покушаться - тому дадим по рукам и по другим частям тела! - заявил премьер. В его устах эта угроза почему-то выглядела чистым фарсом.

Затем его попросили прокомментировать заявление главы Минфина Силуанова - мол, «деньги в Резервном фонде страны через год закончатся». Тут премьер выдал секрет «внутренней кухни» - оказывается, в правительстве РФ (как и в любом другом) есть негласное разделение министров на «хороших» и «плохих» парней.

- Вот я - «хороший парень», - честно признался Медведев. - А задача Министерства финансов в том и состоит, чтобы сгущать краски и нагнетать страхи. Если Минфин этого не сделает, то не сделает никто. Для чего мы вообще завели резервы? Чтобы тратить их как раз в «черный день». Так что сейчас наша задача - грамотно тратить накопления, но не оставлять страну «с пустыми карманами», - заключил он.

 «На святое никто не покушается! А кто будет покушаться - тому дадим по рукам и по другим частям тела!» 

Глава кабинета констатировал: цены на нефть находятся сейчас на самой низкой отметке за последние 20 лет, чуть ли не ниже, чем в дефолтном 1998-м, однако у России есть «план Б», и даже «план С» - на случай неблагоприятной нефтяной конъюнктуры в будущем. Да, подтвердил премьер, рубль сегодня слишком сильно зависит от нефтяных цен, и поэтому его курс очень сильно «плавает» (напомним, в мае он укрепился до 55 единиц за доллар, сегодня - в районе 70). Но и тут Медведев неожиданно нашел свои плюсы. Во-первых, теперь «рублю никто не диктует, каким ему быть», во-вторых, экономика РФ показала себя с новой стороны.

- Наша экономика доказала свою самодостаточность. Не каждая страна это имеет - многие государства просто не могут прожить без внешней помощи. Да, теперь мы живем хуже, чем хотели бы жить, но зато мы знаем: Россия способна жить и развиваться даже в условиях закрытого международного рынка заимствований. Мы все равно делаем движение вперед! - похвастался премьер.

Медведев заверил, что в ближайшие годы власти не будут повышать подоходный налог. Напомнив, что благодаря системе ЕСН в стране почти перестали платить «серые» зарплаты, он задал риторический вопрос: «Зачем нам резать курицу, несущую такие “золотые яйца”?» И пояснил - если всех заставить подавать декларации о доходах, это потребует огромных затрат от государства. К тому же богатые в России и так платят больше бедных, ведь налоги на дорогую недвижимость и автомобили имеют повышенную ставку.

Сейчас ввели первую ветку подачи энергии, вскоре введем вторую, а к маю полуостров будет полностью обеспечен энергией - туда будет поступать 800 мегаватт. А потом мы построим там еще две ТЭС - в Севастополе и Симферополе, и в Крыму будет переизбыток собственной энергии

После этого премьера спросили, не кажется ли ему, что Крым, переживающий энергоблокаду со стороны Украины, сегодня платит слишком высокую цену за вхождение в состав РФ.

- Нет, - ответил он. - Спросите об этом у любого крымчанина. Да, то, что произошло со светом, - форменный геноцид, абсолютно хамское, «отмороженное» отношение. Но мы к этому готовились заранее. Сейчас ввели первую ветку подачи энергии, вскоре введем вторую, а к маю полуостров будет полностью обеспечен энергией - туда будет поступать 800 мегаватт. А потом мы построим там еще две ТЭС - в Севастополе и Симферополе, и в Крыму будет переизбыток собственной энергии, - заверил Медведев, подчеркнув, что у России уже есть программа финансирования Крыма на 700 млрд рублей.

Комментируя протесты дальнобойщиков против системы «Платон», Медведев заявил, что это нормально. Во-первых, бастует лишь небольшая часть водителей фур. Во-вторых, «любой новый платеж никому не нравится». В-третьих, государство и так вынуждено тратить на обновление и строительство дорог триллион рублей в год, и 40-50 млрд рублей от нового дорожного сбора будут для него не лишними.

- У нас общее место - ругать российские дороги. Но деньги-то где на них брать? И вообще - несправедливо, когда ремонт дорог финансируется из карманов простых автомобилистов, а те, кто в основном и разбивает их своими большегрузами, вообще почти ничего не платят, - резюмировал свою логику премьер.

Затем беседа осторожно свернула в сферу внешней политики, и здесь Медведев сделал пару важных заявлений. Он назвал инцидент с российским бомбардировщиком Су-24, сбитым турецкими ВВС, реальным сasus belli - поводом для объявления войны. И санкции вроде запрета на ввоз турецких продуктов, на чартерное авиасообщение с Турцией или отмены безвизового режима с Анкарой - нормальная защитная реакция РФ, причем далеко не симметричная.

Премьер назвал инцидент с российским бомбардировщиком Су-24, сбитым турецкими ВВС, реальным сasus belli - поводом для объявления войны

Знаковым стал вопрос премьеру, вернет или не вернет нам Украина долг в 3 миллиарда долларов. Здесь Медведев был на редкость откровенен и прям:

- Надежда умирает последней, но у меня есть ощущение, что долг нам они не вернут, потому что они жулики, - заявил премьер. - Наши западные партнеры нам в этом не только не помогают, но и мешают. Мы с этим не смиримся, пойдем в суд и будем добиваться дефолта и по кредиту, и дефолта Украины в целом, - пообещал премьер.

Периодически дистанция между премьером и прессой почти пропадала, и в ходе разговора о состоянии авиаотрасли в РФ возник неудобный момент. «Все мы тут - постоянно летающие люди - в силу профессиональных обязанностей…», - начал модератор разговора Сергей Брилев. «Я тоже», - неожиданно вставил премьер. «Но мы-то за авиабилеты свои деньги платим», - вдруг сказал кто-то из журналистов. Понимая, что попал в неудобное положение, Медведев быстро покраснел и произнес что-то вроде: «Да-а, это, конечно, правильно…». Возникла неловкая пауза - по сути, премьеру намекнули, что уж он-то, летая за госсчет, никаких неудобств не испытывает. «Да за нас всех тоже телекомпании, как правило, платят», - быстро нашелся Брилев, сняв минутное напряжение.

В финале разговора премьера немного попытали на счет того, знает ли он о скандале с сыновьями генпрокурора РФ Юрия Чайки. Но тут Медведев стоял как скала: тщательно избегал любых «резких движений» и отсылал все вопросы к силовикам. И даже заявил, мол, любые меры в адрес Чайки, предпринятые до появления результатов расследования, могут «вернуть страну в 1930-е годы» (то есть в период репрессий).

К финалу беседа с Медведевым стала вдруг напоминать партию в теннис, в которой соперники, соблюдая негласную договоренность, дают друг другу только удобные подачи, намеренно не обостряя игру

- Если власть ничего не говорит, то это не значит, что она никак не реагирует. Реакция власти не должна быть моментальной - она должна быть юридически выверенной, - резюмировал Медведев.

К финалу беседа с Медведевым стала вдруг напоминать партию в теннис, в которой соперники, соблюдая негласную договоренность, дают друг другу только удобные подачи, намеренно не обостряя игру. Премьера спросили, почему президент все время вынужден возвращаться к проблеме бизнес-климата в России. «Потому что бизнес-климат в стране меняется не так, как нам бы хотелось», - был ответ. Журналисты поинтересовались, сколько стоит военная операция в Сирии, где используется новейшая военная техника РФ? «Это секрет. Все расходы включены в бюджет Минобороны, допрасходов не требуется», - быстро среагировал премьер.

Наконец, беседа свернула в область метафизики.

- Против нас вводят санкции - мы говорим, что это даже хорошо. Нам закрывают курорты Египта и Турции - мы говорим, что рады будем отдыхать дома. Это переоценка ценностей или внутреннее русское стремление к самоизоляции? - спросили Медведева. Он ответил в том духе, что «русскому человеку самоизоляция вообще не свойственна», а Россия просто вынуждена реагировать на текущие политические тренды.

«Нынешний год мы прошли достойно, а в следующем будут новые события», - сообщил Медведев

- Мы вовсе не упиваемся теми решениями, которые вынуждены принимать! «Окно в Европу», прорубленное Петром, до сих пор успешно действует. Но это не значит, что нам оттуда надо всякий мусор тащить, - заявил Медведев.

Наконец, премьера спросили о самом сакральном: есть ли у всех нас «свет в конце тоннеля»? Или экономические и прочие трудности продолжатся?

- Никакие трудности не могут продолжаться вечно. Уверяю вас - все будет хорошо. Нынешний год мы прошли достойно, а в следующем будут новые события, - сообщил Медведев.

На этом начали прощаться, и показалось, что журналисты отпустили главу кабинета с легким сердцем. В конце концов, они содержательно и бодро поговорили со вторым лицом в государстве, задали важные вопросы и ничем не задели и не обидели «хорошего парня». Да, сенсаций или информационных прорывов не произошло - ну так и подобной задачи на этот раз не стояло. Ведь все новинки, которые готовит нам государство в 2016-м, наверняка будут озвучены 17 декабря - в ходе ежегодной пресс-конференции Владимира Путина.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Александр, программист, 32 года Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии