Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Первая мировая и столица империи

 Фото: К. Булла Фото: К. Булла Начиная новый цикл исторических статей на портале «ОК-информ», мы решили продолжить тему Первой мировой войны - и потому, что она чрезвычайно значима для нашего города, и потому, что прошлый год был юбилейным, и потому, что память об этом событии, ключевом для всей истории России, почему-то отошла на второй план

Начало войны ознаменовалось всплеском патриотических настроений  и сразу же привело к изменению облика одной из центральных площадей: с разгромленного немецкого посольства исчезли диоскуры - статуи юношей и лошадей, больше напоминавших каких-то истуканов. Некоторое время Петербургские жители ходили смотреть на них, сброшенных в Мойку.

Второе - конечно, имя. Город стал называться Петроградом (хоть первоначальное название было на голландский, а совсем не на немецкий манер, но кто в таких случаях разбирается!). И еще: в городе запретили спиртное. Как и во всей стране. Правда,  сухой закон не касался богатых, состоятельных и пронырливых  - что, конечно, не сразу, но послужило одним из усилителей социального напряжения.

Первое время жизнь города сильно не менялась. Война шла вроде бы успешно и велась далеко, на границах империи. Только гвардия ушла на фронт. Только уходили и далеко не всегда возвращались живыми горожане призывных возрастов. Многие шли добровольцами: из известных - Гумилев, Вертинский, Блок - по призыву.

Если же говорить о простых горожанах  и прежде всего - о рабочих, то далеко не все из них отправлялись на войну: огромные предприятия, выполнявшие оборонные заказы, продолжали давать работу и бронь большей части своих рабочих, доля женского труда по сравнению с остальной Россией выросла незначительно.

Сильно изменился гарнизон. Взамен ушедшей на фронт гвардии пришли запасные полки, почти полностью состоявшие из солдат крестьянского происхождения, а доля офицеров-дворян в них постоянно сокращалась. А вскоре один за другим в зданиях, изначально для этого не предназначенных, по всему городу стали срочно открываться госпитали и лазареты. В столицу потекли составы с ранеными. Каждое крупное общество, крупное заведение открывало лазареты. Иногда - и частные лица. Так, лазарет на 12 коек был открыт на личные средства Ф.И. Шаляпина. Не секрет, что некоторые корпуса Зимнего дворца, в дни штурма его большевиками были заняты под военный госпиталь.

Другой приметой военного времени стал рост цен на продукты питания. В первые полгода войны они поднялись в среднем на 30-50%. Цены «таксировали» - пытались ограничить их рост, впоследствии городская Дума сама закупала продукты и открывала «муниципальные лавки». Однако свободный рынок обмануть было нельзя, и цены продолжали расти.

Еще одной проблемой стало топливо. Великий князь Николай Николаевич так отреагировал на жалобы об ухудшении снабжения столицы: «Главное теперь - снабжение армии, защищающей Россию, а если ради этого в Петрограде будут мерзнуть, останутся без трамваев или даже без воды, то что ж делать: придется им жить так или даже помирать!».

Впрочем, трудности 1915 - 1916 годов не стоит преувеличивать: развитие телефонной сети, хлорирование воды в водопроводе, достройка Дворцового моста - все это происходило в военные годы. Было даже запланировано начало строительства метрополитена. Множество выздоравливающих солдат, искавших развлечений, стремление горожан отвлечься от все более трудной жизни и невеселых новостей с фронтов привело к взрывному развитию кинематографа, оперетт, театров миниатюр, кафешантанов. Жизнь била ключом.

Осень 1916 года - время, когда ситуация со снабжением столицы продуктами питания начала обостряться. У лавок появились «хвосты» - очереди, ставшие буквально через полгода средой для революции. И уже в октябре вслед за растущим продовольственным и хозяйственным кризисом в городе начались крупные стачки. И самым тревожным симптомом стало то, что солдаты запасных полков, направленных на разгон бастующих присоединялись к рабочим.

Между событиями октября и февраля - достаточно времени, чтобы отреагировать на сложившийся кризис, но от осени к весне ситуация лишь накалялась, а власти страны не видели опасности, от нее исходящей. Конечно, нельзя скидывать со счетов политическую деятельность, агитацию, борьбу партий, но факт, что свершившаяся Февральская революция произошла без руководящей роли какой-либо политической силы - по большому счету, ее прозевали все партии и движения, уверенно доказывает несостоятельность множества разнообразных теорий заговора. Революция свершилась стихийно, и монархия начала падение в петроградских очередях.

Именно в «хвостах», ставших обыденностью для петербуржцев-петроградцев, возникало и крепло недовольство властью, именно оттуда приходили дичайшие слухи о расстрелах мирных граждан, о засевших на крышах городовых с пулеметами. «Хвосты» да празднование «Дня работницы», которое из-за разницы календарей происходило, по иронии, 23 февраля, в том числе и привели к противостоянию, вызвавшее смену власти.

«Главное теперь - снабжение армии, защищающей Россию, а если ради этого в Петрограде будут мерзнуть, останутся без трамваев или даже без воды, то что ж делать: придется им жить так или даже помирать!»

И вот монархия пала. Но на жизнь столицы новой республики война оказывала не меньшее влияние, чем раньше. Все крупные кризисы – например июльский, были связаны с отношением к войне. Гарнизон Петрограда, получивший фактически свою ветвь власти в городе, категорически не хотел продолжения войны. Никто не желал отправляться на фронт и погибать за новую Родину. Цели войны, продолжавшейся несмотря на смену власти, были простым людям, особенно солдатам - бывшим крестьянам, совершенно непонятны. А неспособность либерального правительства одним махом покончить с войной, готовность быть верным данным предшествующим режимом обещаниям, вопреки настроениям масс, была главной причиной октябрьского переворота.

Именно обещание «мира и земли» привели большевиков к власти. Петроград был измучен войной и ждал мира, но и с приходом большевиков военный фактор продолжал влиять на жизнь города. Собственно, сразу после начала войны Петроград был объявлен прифронтовым, но уже после октября 17-го он стал таковым в действительности.

Немецкие войска приблизились к городу, и возникла опасность его сдачи. Эта опасность и привела к потере Петроградом статуса столицы, переезду правительства большевиков в Москву и в самом широком смысле - к изменению статуса города, контекста и целей его развития на протяжении всего ХХ века.

В 70-е годы Ленинград назовут «великим городом с областной судьбой». Так вот - именно события Первой мировой, как это ни удивительно, привели бывшую столицу империи к такой жизни. Трудно порой бывает представлять крупные исторические события, закономерными, объясняемыми множеством важных причин, проще - как заговор врагов. Однако изучение истории Первой мировой войны приводит нас к заключению: корни современных событий лежат в прошлом и зачастую ошибок, сделанные в начале одного века, оказывают негативное влияние на жизнь многих грядущих поколений.

Фото: К. Булла.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Людмила, пенсионерка, 60 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии