Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Проходит конкурс концепций по реконструкции кварталов «Конюшенная» и «Северная Коломна – Новая Голландия»

 "Остров Новая Голландия" Алексей Даничев РИА Новости "Остров Новая Голландия" Алексей Даничев РИА Новости Эксперты называют этот конкурс полезным тренингом

Подведение итогов конкурса должно было состояться ещё 12 сентября. Предполагалось, лучшие проекты будут учтены при подготовке целевой программы «Сохранение исторического центра Санкт-Петербурга на 2013-2018 гг.». Финишная дата программы – год проведения в Петербурге чемпионата мира по футболу. Под это событие глобального значения власти города намеревались привлечь до 4 трлн рублей на приведение туристических территорий Северной столицы в надлежащий порядок. С конкурсом спешили, чтобы обеспечить первый транш уже при формировании федерального бюджета на 2013 год.

59 томов об историческом центре Петербурга

Эта попытка реконструкции исторического центра Петербурга – далеко не первая.

В сентябре подведение итогов не состоялось, равно как и намеченные до этого срока общественные обсуждения проектов. Конкурс был объявлен в начале мая координатором программы – Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли Смольного (КЭРППиТ). Однако в конце мая комитет вошёл в полосу кадровых перемен и реорганизаций. Был сменён председатель комитета. На место Евгения Елина заступил Игорь Голиков – временная фигура, поскольку с 2013 года КЭРППиТ разделится на несколько ведомств: комитет по промышленной политике и инновациям, комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка и комитет по экономической политике и стратегическому планированию.

В начале октября руководители комитета назвали прессе новый срок подведения итогов конкурса: «до нового года». Они напомнили, что эта попытка реконструкции исторического центра Петербурга – далеко не первая.

– Ещё в 1980-х годах, при председателе Ленгорисполкома Владимире Ходыреве, город пытался приступить к подобной программе, – сказал первый заместитель председателя комитета Игорь Илюхин. – 59 томов были подготовлены научными и проектными организациями по всем четырём центральным районам. Мы подняли эти материалы, учли – сложнейшая задача!

О пешеходах позаботились, но об общественном транспорте забыли

Сергей Русин, заместитель председателя КЭРППиТ, отвечающий за инвестиционный блок, назвал два аспекта, препятствующих масштабным планам. Во-первых, они входят в противоречие с охранным законодательством. Во-вторых, нет инвесторов для объектов реконструкции.

– Все лакомые места центра города уже разобраны, – оценивает реальное положение дел Сергей Анатольевич.

Неделей позже своё слово сказали эксперты.

По мнению директора общественной организации ЭКОМОС – центра экологических экспертиз Александра Карпова, в целом конкурс был полезен: как редкий у нас опыт мастер-планирования целых территорий.

– Архитектурные мастерские выполняли работу за счёт своих средств, и это был их гражданский поступок на благо Петербурга, – отметил Александр Семёнович.

Почти все проекты пропагандируют пешеходные зоны – удобство для туристов. При этом мобильность самих жителей территорий остаётся за рамками проектов.

Конкурс стал своего рода тренингом, продолжает Карпов. Архитекторы продемонстрировали  свои возможности – эксперты не только указали им на уязвимые места проектов, но и назвали ожидания общества, «вызовы времени». И те, и другие расширили свои горизонты понимания проблемы.

Напомним, участниками конкурса на разработку концепции сохранения исторического центра в границах территории «Конюшенная» стали: ООО «Санкт-Петербургская архитектурная ассоциация А.А.Литвинова», ООО «ППФ «А.ЛЕН», ООО «Содис-Строй», ООО «ГЕНПРОЕКТ», ООО «Архитектурная мастерская «Студия 44». Участники конкурса на разработку концепции сохранения исторического центра в границах территории «Северная Коломна – Новая Голландия»: ЗАО «ГОРПРОЕКТ», ООО «ППФ «А.ЛЕН», ООО «Спектрум-Холдинг», ООО «Содис-Строй», ООО «ГЕНПРОЕКТ», ООО «Архитектурная мастерская «Студия 44».

Территория «Конюшенная»: ограничена Дворцовой наб., наб. Лебяжьей канавки, наб. реки Мойки, Конюшенной пл., наб. канала Грибоедова, Невским пр., наб. реки Мойки, наб. Зимней канавки в Центральном районе Санкт-Петербурга.

Территория «Северная Коломна – Новая Голландия»: разработка концепции включает в себя территорию, ограниченную Английской наб., пл. Труда, ул. Труда, ул. Глинки, наб. реки Мойки, наб. Крюкова канала, ул. Декабристов, Минским пер., ул. Союза Печатников, Лермонтовским пр., ул. Декабристов, наб. реки Пряжки, наб. реки Мойки, наб. Ново-Адмиралтейского канала в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.

Профессор СПбГАСУ Андрей Горев полагает, что в проектах не учтены элементарные транспортные нормативы. Почти все проекты пропагандируют пешеходные зоны – удобство для туристов. При этом мобильность самих жителей территорий остаётся за рамками проектов.

Материалы по теме

У автомобильных магистралей – пешеходное будущее 

Рекламные щиты на тротуарах мешают пешеходам 

Нормативы же таковы: для перевозки 50 000 человек в час в одном направлении необходимо дорожное пространство в 175 м шириной для перевозки только личным транспортом, 35 м шириной – для перевозки только автобусами. В проектах мы видим только аллеи с праздно гуляющей публикой.

– Красивые картинки, – отзывается о проектах заведующий кафедрой организации перевозок, управления и безопасности на автомобильном транспорте автомобильно-дорожного факультета Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ) Андрей Горев. – Но у этих людей есть не только потребность выйти из дома, чтобы в кафе посидеть. Им надо доехать до работы. При этом современный человек должен так спланировать свою поездку, чтобы с высокой степенью надёжности прибыть в пункт назначения. К тому же требуется наличие остановки отправления не более чем в 10 минутах от места жительства и работы...

В проектах этих остановок нет, как по большей части и самого общественного транспорта. Профессор демонстрирует схему общественного транспорта Петербурга, начиная с 1908 года и по довоенную эпоху – всё это существовало. Весь центр был накрыт сетью трамвайного движения. Через сто лет альтернативу ему не изобрели. Может быть, вернуться к опыту предков? Тем более, современный трамвай ушёл далеко вперёд от своих громыхающих прародителей – он бесшумен и экологичен.

Материалы по теме

На рельсы выходят трамваи после тюнинга 

Инновационные троллейбусы начнут курсировать в декабре 

Трамвая в проектах нет – есть подводные тоннели для автомобилей.

– Мне кажется, это не для исторического центра, так как у тоннелей должны быть выходы и развязки на набережных. Архитекторам надо набраться мужества и признать реалии: здесь это не получится. Для этого надо делать намывные острова на Неве, чуть ли не перед Медным всадником, – говорит Горев.

У петербуржцев отбирают небо

Координатор движения «Живой город» Юлия Минутина отмечает, что проекты игнорируют анализ территорий с точки зрения расположения объектов культурного наследия. Каких-то объектов они вовсе не замечают, например, музея Зощенко в Чебоксарском переулке.

По её мнению, архитекторы чрезмерно увлекаются атриумами, извлекая «полезные площади» из пространств. В проектах улицы превращаются в закрытые тоннели.

– Город лишается неба, стеклянные кровли сплошь вторгаются в городское пространство, – говорит Юлия Минутина. – Мне кажется, это преступление – отнимать у горожан небо, даже если оно чревато осадками.

Представительница градозащитного сообщества критикует и освоение подземного пространства – например, идею устройства выходов из метро на Дворцовой площади: они «губят зрительное восприятие» этого несравненного полуциркуля творения Юрия Фельтена. Агрессивный дизайн малых архитектурных форм – также объект критики Минутиной.

Преподаватель кафедры урбанистики и дизайна городской среды СПбГАСУ, самый молодой представитель Градостроительного совета при правительстве Петербурга Данияр Юсупов между тем поясняет: эти проекты создавались не для реализации. По его мнению, архитектурные мастерские участвовали в бесплатном конкурсе с размытыми рамками только для того, чтобы «заявиться»: зафиксировать своё присутствие в городе и ожидание реальных заказов. Новаторства в проектах нет – есть архаичный бэкграунд отечественных архитекторов. Он более всего сказывается в «интуристовской» составляющей – город разделён на жителей и туристов. Реального горожанина с его реальными потребностями в этом пешеходном туристическом гетто не существует.

Только экспертиза концепции обойдётся в 1 млн 167 тысяч рублей

Юрий Грудин, представитель практиков – Гильдии управляющих и девелоперов – полагает, что неверен сам механизм решения масштабной задачи реновации исторического центра:

– Сейчас процесс идёт на общественных началах. А ведь накоплен мировой опыт таких механизмов.

Он указывает на два варианта. Это может быть или целевое государственное агентство по комплексному решению задачи, или фонд, финансируемый профессиональным сообществом. Фонд, в свою очередь, нанимает урбанистические бюро с мировым именем.

– Иначе мы можем ещё три года, пять, десять лет проговорить, а в результате получим только транспортный коллапс в масштабах Москвы, – предупреждает Юрий Грудин.
Он уверяет, что его профессиональное сообщество вполне способно и готово создать фонд для решения проблем исторического центра.

В результате получим только транспортный коллапс в масштабах Москвы.

Экономический заказ на развитие центра – это то, чего сейчас действительно недостаёт, признаёт и Александр Карпов. И в конкурсных проектах, соответственно, нет бизнес-идей. Много предложений об устройстве в старых зданиях музеев, арт-галерей и тому подобного.

– Но из каких средств будут поддерживаться эти территории, столь дорого обустроенные? – задаёт риторический вопрос директор центра экспертиз. – Экономики в этих проектах нет.

Тем временем координатор пробной программы – КЭРППиТ – разместил заказ на проведение экспертизы концепции долгосрочной программы реконструкции исторического центра Петербурга на 1 млн 167 тысяч рублей. Оплаченная экспертная оценка должна появиться не позднее 10 декабря 2012 года.

Совет по культурному наследию при правительстве города в свою очередь планирует рассмотреть варианты реконструкции двух кварталов в историческом центре Санкт-Петербурга – Коломны и Конюшенной – на одном из ближайших заседаний.

Материалы по теме

Исторический центр хотят сохранить, но изменить 

«Сердце Петербурга» хотят реанимировать к 2018 году

«Реконструкция Летнего сада – методическая ошибка» 

Самый резиновый из всех резиновых документов

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Наталья, учитель, 34 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии