Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Афганская война: четверть века назад

 Фото: Mikhail Evstafiev Фото: Mikhail Evstafiev Афганская война стала для нашей страны, несомненно, знаковым событием. И ее завершение очень много значило для современников

Но, кажется, новое поколение не очень ясно представляет себе эту историю. Давайте попробуем вспомнить те события и взглянуть на них через призму прошедшего двадцатилетия, из нашего опять неспокойного мира.

Мы дружили с Афганистаном. Намного раньше, чем вся эта история случилась. Советские инженеры строили дороги, жилье, возводили предприятия. Но вот на гористой местности, как уже случалось раньше в Северной Африке и Индокитае, столкнулись две противоборствующих системы. Столкнулись и нанесли этому и без того не слишком развитому краю непоправимые раны.

Страх и непонимание - вот что руководило нашими правителями, подписавшими документ о вводе «ограниченного контингента».

Страх и непонимание - вот что руководило нашими правителями, подписавшими документ о вводе «ограниченного контингента». Страх того, что у южных ворот страны окажутся заклятые враги.  Будем честными: события в Афганистане - сначала революция, потом убийство Тараки, а затем свержение Амина и ввод войск - оказались совершенным сюрпризом для тогдашнего президента США Картера и его окружения. Американским заговором тут и не пахло. Просто сводили друг с другом счеты деспотичные восточные правители.

Нур Мохаммад Тараки - руководитель Афганистана после апрельской, 1978 года революции в Афганистане. Хафизулла Амин - следующий правитель, свергнувший и убивший Тараки. Сам был убит 27 декабря 1979 года во время штурма его дворца советским спецназом.

Непонимание - второе ключевое слово. Руководство СССР в силу идеологических своих представлений, ограниченности во взглядах, да и элементарно поголовно преклонного возраста не осознавало те риски, которое принимало на себя в ходе операции. Не говоря уже о знании истории и тех уроках, которые из двух афганских войн вынесли те же англичане.

Не понимали наши руководители и того, насколько сложная,  закрученная этническая, религиозная, политическая обстановка в этой стране. Введя войска, руководители СССР серьезным образом осложнили отношения и со странами Запада (санкции, бойкот Олимпиады) и с Востоком (как-то мы забываем, что душманов в этой войне поддерживали не только США, но и Саудовская Аравия, Пакистан и Иран).

Руководство СССР в силу идеологических своих представлений, ограниченности во взглядах и преклонного возраста не осознавало те риски, которое принимало на себя в ходе операции.

Автор прекрасно помнит то напряжение, тот страх, который испытывали его родители (старший брат как раз заканчивал школу) в 1980 году. Да, боялись, да, не хотели, чтобы сын пошел на эту непонятную не-войну, в «ограниченный контингент». Упоминать о потерях в СМИ было запрещено, цинковые гробы хоронили тайком, но абсолютным секретом война не была. Наоборот, нехватка информации рождала разные слухи.

Через Афганистан прошло около миллиона человек. Испытание это было чрезвычайно тяжелым. Но еще большее испытание ждало тех, кто ходил «за реку», уже здесь, где их не ждали и не принимали, где не говорили о потерях и героизме, где по телевизору показывали, как советские солдаты весело помогают мирным афганцам строить социализм («быть за рекой» - означало пересечь границу с Афганистаном; в воспоминаниях солдат и офицеров под этим подразумевались разные реки: Памир, Пяндж и Амударья, но в большинстве случаев имелся в виду Пяндж). 

Не было информации, и люди, возвращавшиеся из ада, оказывались непонятыми и отверженными обществом, переживавшим в те годы тяжелейший моральный кризис. Афганцы - так их и называют до сих пор по имени народа, с которым воевали. Афганцы - они гордо понесли свое имя и сделали его нарицательным. А когда в стране грянула перестройка, то осуждение войны общество отчасти  перенесло на простых офицеров и солдат, которые, собственно, выполняли приказ и действительно зачастую были героями. Тут и появился термин «афганский синдром». В подражание синдрому «вьетнамскому».

Насколько было серьезным провалом на международной арене начало афганской войны, настолько тяжелым событием для внутренней политики стал вывод войск.

Только после войны во Вьетнаме американское правительство активно занялось проблемой реабилитации своих солдат, а в нашем случае ветераны были предоставлены самим себе. Кто-то спился, кто-то ушел в бандиты или в солдаты-контрактники, но значительная часть не просто выжила. Мы видим их сейчас в общественных организациях, партиях и, конечно, в бизнесе.

Готовность к риску, взаимная поддержка, уверенность в себе способствовали их успеху. Нет, они не стали «потерянным поколением» и смотрят сейчас на свою историю по-другому, гордятся, ставят памятники, называют именами героев войны скверы и площади. В армии офицеры, имевшие опыт войны в Афганистане, также играли не последнюю роль все эти годы.

Насколько было серьезным провалом на международной арене начало афганской войны, настолько тяжелым событием для внутренней политики стал вывод войск. По сути это было поражение, признание слабости, невозможности продолжения противостояние, поддержку «своих» (что привело к трагедии с Наджибуллой).

Напомним: Мохаммад Наджибулла - последний из просоветских правителей Афганистана, президент страны. После вывода советских войск потерял власть, скрывался в здании миссии ООН, но в 1996 году после взятия Кабула был схвачен талибами и казнен.

Сама афганская война и печальное ее завершение не только сильно пошатнули международный авторитет СССР, но и подорвали доверие простых советских людей к своему правительству. СССР зашатался.

Сама афганская война и печальное ее завершение не только сильно пошатнули международный авторитет СССР, но и подорвали доверие простых советских людей к своему правительству.

Нет, конечно, ни афганская война, ни какие-либо «Беловежские соглашения» сами по себе не могли разрушить советскую империю. Тому были совершенно объективные социальные, экономические и политические причины. Некоторые исследователи (и автор склонен с ними согласиться) считают вообще процесс развала Советского Союза завершением процесса развала Российской империи. Но афганская война показала и то, как действует власть, не опираясь на общественное мнение, и какие ошибки совершает.

Потеря доверия, как катализатор, ускорила реакцию - и громадная страна развалилась на части. А юг наш остался не прикрыт союзниками. И до сих пор оттуда, «из-за реки», исходит опасность для нашей страны и ее ближних соседей: наркотики, мусульманский радикализм, этнические конфликты. Цветущий и развивающийся когда-то край стал опасным для жизни, истерзанным. Взращенные на почве борьбы с Советами террористические организации направили оружие против США, что обернулось для Афганистана еще одной интервенцией, постепенно сходящей на нет. Неопределенность и опасность - вот что исходит оттуда, и главная причина - ошибки, страх и некомпетентность руководства, принявшего когда-то решение о вводе войск…

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ольга Павловна Барсукова, работник культуры, 56 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии