Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.29
Евро 99.56
Юань 1.28

Осенняя Дума удачно ассистировала власти

 Фото: http://www.duma.gov.ru/ Фото: http://www.duma.gov.ru/ Госдума РФ завершила свою работу в уходящем году. Из-за обилия внешних и внутренних политических событий в августе - декабре ее влияние на жизнь страны было весьма заметным, а отдельные решения думцев вызвали широкий резонанс в обществе

Например, депутаты разрешили властям не выполнять решения международных судов, арестовывать собственность других государств в РФ, утвердили критерии иностранного финансирования в СМИ и обязали всех народных избранников декларировать доходы. В целом, отметили эксперты, в осеннюю сессию взаимоотношения Госдумы с властью были такими же благостными, как и в ходе всех предыдущих сезонов.

Для начала - немного цифр и дат. Осенняя сессия Госдумы началась 24 августа, и до 23 декабря было проведено 26 пленарных заседаний - почти вдвое меньше, чем в весеннюю сессию, когда депутаты собирались 48 раз. Соответственно - намного меньше было принято и законов. Всего в ходе сессии в Думу было внесено 589 законопроектов (против 961 в весеннюю сессию). Самыми активными законотворцами стали сами депутаты, а также члены Совета Федерации: все вместе они внесли в парламент 319 документов. Наибольшее количество инициатив внесли Сергей Миронов из фракции «Справедливая Россия» - 33, а также единороссы Ринат Хайров (25) и Магомед Гаджиев (24).

Властям разрешили не выполнять решения международных судов, арестовывать собственность других государств в РФ, утвердили критерии иностранного финансирования в СМИ и обязали всех депутатов декларировать доходы.

Еще 128 проектов законов пришли в Думу из региональных парламентов, 120 - от правительства РФ. Президент внес в Думу 17 законопроектов, еще пять - Верховный суд. В ходе сессии Госдума рассмотрела 531 законопроект, среди них - 9 федеральных. В первом чтении принято 99 документов, во втором - один, а в окончательном, третьем чтении депутаты одобрили 202 закона. Из остальных рассмотренных законопроектов 246 были отклонены, а еще 6 - сняты с рассмотрения своими же авторами. Президент РФ подписал 111 законопроектов из всех принятых парламентом осенью.

Кстати, еще в ходе думской избирательной кампании 2011-го власти РФ пообещали: непарламентские партии будут активно (и почти на равных с парламентскими) участвовать в российской политической жизни. В этой сессии такое участие ограничилось единственной (!) встречей в расширенном составе. 18 декабря на заседание пригласили представителей 29 непарламентских партий, дав им возможность обсудить законопроект об увеличении пенсионного возраста для госслужащих.

В целом Госдума в ходе нынешней сессии действовала в своей обычной манере. В отличие от парламентов многих других стран мира, она ни разу не поссорилась - и даже не поспорила ни с правительством, ни с Кремлем. Наоборот - депутаты чутко прислушивалась к пожеланиям власти и старались выполнить их так быстро, как только возможно. Именно этот фактор эксперты считают основой ее живучести - ведь работа нынешнего парламента начиналась под шум протестов оппозиционеров. Многие тогда прогнозировали, что дольше полутора лет в нынешнем составе парламент не продержится.

Осенняя сессия Госдумы началась 24 августа, и до 23 декабря было проведено 26 пленарных заседаний - почти вдвое меньше, чем в весеннюю сессию. Всего в Думу было внесено 589 законопроектов (против 961 в весеннюю сессию).

Тем не менее Госдума уже проработала практически полный срок - во многом благодаря спокойной обстановке в государстве. Масштабные «народные сходы», имевшие место в декабре-2011 на Болотной площади и проспекте Сахарова, сегодня выглядят лишь незначительными всплесками народного недовольства. Особенно на фоне того, что власть тогда внимательно прислушалась к требованиям демонстрантов (вроде снижения порога прохождения в Госдуму или возвращения прямых выборов губернаторов) - и спустя некоторое время успешно воплотила их в жизнь.

В уходящем году Госдума сыграла важную роль во внешней политике - правда, не как самостоятельный игрок, а как верный ассистент Кремля. Весь год парламент исправно принимал нужные власти грозные заявления - причем голосовали за них практически все фракции, как бы выражая общую волю избирателей. Не менее синхронно и оперативно Дума реализовывала инициативы Кремля - вроде денонсации «Договора о свободной торговле с Украиной» или закона об ограничении права иностранных государств распоряжаться своим имуществом на территории РФ.

Социально-экономический блок законов, которые российский парламент принял в ходе осенней сессии, был обусловлен двумя главными трендами. Во-первых, он отражал желание Кремля продолжать политику либерализации в условиях санкций (продление амнистии капиталов, реформа раздела обязательного капитала и т. д.). Во-вторых - учитывал необходимость сокращать расходы госбюджета во время кризиса (отмена индексации пенсий работающим пенсионерам, повышение возраста госслужащих для выхода на пенсию и т.д.).

Также весьма заметным стал законопроект, запрещающий губернаторам избираться более чем на два срока подряд. По мнению аналитиков, вскоре он может оказать серьезное влияние на внутреннюю российскую политику. Также в будущее обращен принятый Думой закон о том, что отныне заместители глав Федеральных агентств будут назначаться напрямую правительством - а не профильными министрами, как раньше. Это серьезно изменит правила игры в исполнительной власти, дав больше полномочий премьеру Дмитрию Медведеву.

Дума реализовывала инициативы Кремля - вроде денонсации «Договора о свободной торговле с Украиной» или закона об ограничении права иностранных государств распоряжаться своим имуществом на территории РФ.

Под конец сессии думские депутаты приняли в трех чтениях законопроект, серьезно расширяющий полномочия ФСБ. Например, фээсбэшникам разрешили открывать огонь в местах большого скопления людей - «для предотвращения теракта, освобождения заложников, отражения вооруженного нападения» и т. д. Спецслужбам позволили даже стрельбу на поражение по женщинам и несовершеннолетним детям - разумеется, тоже в самых благих целях. Кроме того, сотрудники ФСБ получили право проникать в чужие дома и квартиры «против воли граждан, проживающих там». Никакой общественной реакции все эти послабления для работников спецслужб не вызвали.

Правда, при этом депутаты заметно осложнили жизнь самим работникам ФСБ - теперь им нельзя без санкции начальства контактировать с иностранцами, чужеземными СМИ, международными организациями и НКО-«иностранными агентами». А сотрудникам контрразведки и их женам запретили иметь счета в иностранных банках, пользоваться иностранными финансовыми инструментами и недвижимостью.

Для нынешнего парламента характерен и еще один тренд - «чемоданный». Депутаты, не видевшие перспектив собственного переизбрания (или просто уставшие от рабочей суеты в Думе) активно начали подыскивать себе «запасные аэродромы». Так, в ходе осенней сессии сложили свои полномочия 11 депутатов - они перешли либо в Совет Федерации (7 человек), либо в администрации регионов и местные Советы в мегаполисах.

Этот процесс начался еще весной, когда Думу покинули 5 человек. Главной причиной исхода эксперты называют усиление политической конкуренции - прежде всего потому, что во многом удался эксперимент власти с созданием «Народного фронта». Десятки активных и неравнодушных россиян из регионов засветились на глазах у кремлевских чиновников. И теперь, в преддверии выборов-2016, мало кто из них потерпит «некомпетентных статистов» в списках главных политических партий страны.

«Общественный контроль» приводит самые резонансные законы, принятые российской Госдумой в течение 2015-го.

Сами себе судьи

Одним из наиболее громких стал закон, позволяющий российским властям не выполнять постановления международных судов. Согласно документу, Конституционный суд может признать их противоречащими Конституции РФ. Одним из инициаторов законопроекта стал зампред думского комитета по законодательству Дмитрий Вяткин, который разразился целой обвинительной речью: «Европейский суд часто делает парадоксальные выводы в адрес РФ из-за незнания особенностей законодательства нашей страны. Зачем они вообще принимают решения, носящие явно политический характер в отношении России?»

Одной из главных мишеней принятого закона стал Европейский суд по правам человека. Во многом - из-за того, что вследствие его решений российский бюджет был вынужден регулярно выплачивать миллионные компенсации людям, правота которых, по законам РФ, чаще всего не доказана. Эксперты отмечают: хотя Конституционный суд и так часто идет навстречу пожеланиям власти, но в случае с этим законом главная опасность состоит в следующем: теперь Кремль может фактически сам выбирать, от выполнения каких решений международных судов он может отказаться.

Охота на иностранцев

Другой резонансный законопроект, принятый Думой в осеннюю сессию, - документ, обязывающий СМИ отчитываться перед Роскомнадзором о финансировании из иностранных источников. При рассмотрении инициативы депутаты кричали об «информационной войне». И пугали друг друга мифическими случаями, когда иностранные компании «захватывали власть» над информационным полем в регионах России. Однако эксперты и журналисты решили: вместо помощи в развитии СМИ думцы предпочли и далее регламентировать и ограничивать их деятельность.

Некоторые свои права в общении с иноземцами масс-медиа все же удалось отстоять. Так, закрывать СМИ за непредоставление информации в Роскомнадзор государство не будет. Также не будут считаться средства, полученные за продажу иностранцам контента, подписку и распространение рекламы. Кроме того, чиновники оставят без внимания суммы менее 15 тысяч рублей, а также деньги, которые поступают от учредителя СМИ. Тем не менее по большинству параметров пресса должна будет отчитываться перед чиновниками раз в три месяца. За нарушение установленных государством требований журналистов будут крупно штрафовать.

Рост принудительной «прозрачности»

Большим шумом в обществе сопровождалось принятие законопроекта, обязывающего депутатов Госдумы, региональных парламентов и сенаторов Совфеда ежегодно предоставлять и публиковать декларации о своих доходах. Тех, кто привычке предпочтет их скрыть, будут лишать полномочий. Кроме того, всем депутатам - вплоть до муниципалов - запретили пользоваться иностранными финансовыми инструментами. А также обязали их информировать соответствующие органы о возможном «конфликте интересов» - ситуации, когда тот или иной законопроект может сыграть на руку структурам, связанным с родственниками парламентариев.

Также думцы утвердили запрет на наличие иностранных счетов, хранение денег и ценностей в иностранных банках для всех видов народных избранников.

Смена иммунитетов

За эту сессию прошел все стадии рассмотрения и был подписан президентом закон о юрисдикционных иммунитетах (он вступит в силу 1 января). Документ позволяет арестовывать собственность иностранных государств на территории РФ. Ранее это было возможно лишь с согласия самого иностранного государства, что соответствовало «концепции абсолютного иммунитета». Теперь, как говорится, «концепция изменилась»: условием ограничения иммунитета другой страны названы ее аналогичные действия в отношении РФ. По мнению экспертов, это стало ответом на аресты российских активов в Австрии, Бельгии и Франции. Тем самым власти этих стран пытались обеспечить выполнение решения Международного арбитражного суда в Гааге - он обязал Россию выплатить акционерам компании «ЮКОС» 50 млрд долларов.

«Перенарезка» избирательных округов

Документом, спровоцировавшим шумиху в политических кругах РФ, стала новая схема одномандатных округов на выборах в Госдуму-2016. Она вызвала волну критики со стороны как экспертов, так и оппозиции. Особенность новой «нарезки» - в объединении городских округов с сельскими территориями, которое может серьезно усложнить работу кандидатов в депутаты, требуя гораздо больше финансовых ресурсов и времени на агитацию. Политологи отметили: эта схема более выгодна власти, ведь городские избиратели более оппозиционны, а теперь их серьезно разбавят более лояльными сельскими жителями. При этом преимущество будет на стороне провластных кандидатов с мощным административным ресурсом. В ответ кремлевские чиновники и руководство Центризбиркома утверждают, что все это - неправда и новая «нарезка» округов лишь повысит в них здоровую конкуренцию между кандидатами.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Вера, стоматолог, 40 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии