Квалификация цементирует контракты
Согласно данным сайта закупок и реестру заключенных контрактов, в 2014 году в России было заключено 2,7 млн государственных и муниципальных контрактов на общую сумму более 5,5 трлн рублей, при этом в сфере строительства заключено 232 тысячи контрактов на сумму более 2 трлн рублей. За три квартала 2015 года в стройке заключено 135 тысячи контрактов на 1,3 трлн рублей (здесь и далее информация по 2015 году - с января по ноябрь).
При этом строительство показало уверенный 5% рост в общем объеме государственного заказа. Если в 2014 году госзаказ по стройке занимал 35% от общего объема, то в 2015 году - все 40%.
За три квартала 2015 года в стройке заключено 135 тысячи контрактов на 1,3 трлн рублей
Согласно данным отдела по ценообразованию и контрактной системе НОСТРОЙ, около 85 % контрактов в сфере строительства заключаются на сумму, не превышающую 3 млн рублей, - они составляют примерно 6,5 % от суммы контрактов на строительство. В 2014 году было заключено 228,6 тысячи контрактов «до 60 млн рублей» на сумму 507,5 млрд рублей. С начала 2015 года таких контрактов пока меньше - 132,9 тысячи, но малогабаритные контракты до 3 млн рублей все так же занимают до 90% в этой категории.
Контракты свыше 60 млн составляют менее 2% от общего количества контрактов, но при этом примерно 75% от стоимости всех строительных контрактов. Высокостоимостные контракты составляют 1,52 трлн рублей из 2 трлн за 2014 год и 1 трлн из 1,3 трлн общей контрактной суммы по 2015 году. В 2014 году было заключено 214 контрактов свыше 1 млрд рублей (на сумму 762,3 млрд рублей), в 2015 году - 86 таких контрактов на 555,7 млрд. Как говорят в НОСТРОЙ, здесь и находится благодатное поле для расширения применения предквалификационных процедур.
По данным аналитиков Ассоциации, в 2014-2015 годах большая часть контрактов заключалась в ходе электронных аукционов (77,4% и 79% от общего объема контрактования соответственно). В прошлом году таким способом было заключено более 180 тысяч контрактов, в этом - 107 тысяч. В 14% случаев госзаказы размещаются в виде запроса котировок, 5-6% общего количества размещенных заказов - закупка у единственного поставщика, остальные процедуры - конкурс с ограниченным участием, открытый аукцион или запрос предложений - занимают малозначительную долю.
А вот по распределению средств на заказе ситуация иная: да, большая часть денег по контрактам разыграна на электронных аукционах, но в 2015 году доля таких торгов сократилась на 10%
А вот по распределению средств на заказе ситуация иная: да, большая часть денег по контрактам разыграна на электронных аукционах, но в 2015 году доля таких торгов сократилась на 10%. В 2014 году было освоено 1 трлн 39 млрд рублей, в этом году 570 млрд рублей - это 51% и 41% общей суммы контрактов соответственно. На втором месте по деньгам идут открытые конкурсы, на которых за два года было распределено 842,7 млрд рублей. Но и тут есть спад с 26% до 23%.
Зато в этом году набирали популярность весьма непрозрачные закупки у единственного поставщика. Если в 2014 году таким образом было распределено 234,5 млрд (11,54% общей суммы госзаказа), то за 9 месяцев 2015 года безальтернативные подрядчики получили контрактов на 318,8 млрд или 23% общего объема денег в строительном госзаказе.
Интересна статистика и по расторжению госконтрактов. Если в 2014 году пальму первенства держали электронные аукционы (было расторгнуто 14 тысяч таких контрактов, или 8%), то в 2015 году вперед вырвались опять-таки закупки у единственного поставщика - из 6,8 тысячи таких контрактов по году расторгнуто 322, или 6%, по остальным процедурам - не более 2-4%.
Как подчеркивают в Ассоциации, доля расторгнутых контрактов в электронных аукционах с использованием квалификационного отбора составляет чуть более 4,7%, расторжение договоров по конкурсам с ограниченным участием (также используется квалификационный отбор) - не больше 4,8%.
Доля расторгнутых контрактов в электронных аукционах с использованием квалификационного отбора составляет чуть более 4,7%
А вот аналогичный показатель расторгнутых соглашений по открытым конкурсам без квалификационного отбора составляет почти 12%. Таким образом, контракты на строительные работы, заключенные без проведения квалификационного отбора, расторгаются более чем в два раза чаще. Такая статистика, к слову, подтолкнула Минэкономразвития России к мысли, что проведение открытого конкурса на закупку строительных работ нецелесообразно.
При этом технически большинство контрактов расторгается сегодня, по данным аналитиков, по обоюдному согласию сторон. Такие взаимовыгодные решения принимались в 84,8% случаев в 2014 году и в 95% в 2015 году. В 11,4% случаев контракт расторгался по инициативе госзаказчика (доля сократилась до 5% в 2015 году) и лишь в 0,05% случаев работать по контракту отказывались подрядчики. Еще 3,7% расторжений были предписаны решением суда.
В целом, как говорят эксперты, систематический анализ системы распределения госзаказа затруднен целым рядом факторов - это искажение информации о закупках строительных работ, некорректный способ определения подрядчика, использование закрытых процедур без должного обоснования, высокая доля закупок у единственного поставщика без предквалификационных процедур и многое другое.
Кроме того, сейчас просто отсутствует информация об исполнении контрактов: сроках, штрафных санкциях и т. д, также у аналитиков нет полноценной картины о заключенных контрактах в сфере строительства и их исполнении.
- Андрей Кутепов предложил учесть инфляцию в критериях отнесения предприятий к субъектам МСП
- Строители хотят ясности в вопросе подтверждения опыта
- Правительство РФ рассмотрит план восстановления экономики на полтора года
- Санкт-Петербургский Мюзик-Холл ждет большая реставрация
- Смольный готовит подрядчикам рейтинг и «зачистку»