Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.29
Евро 99.56
Юань 1.28

Прапрадеды коммуналок

 Доходный дом А.М. Ушакова (Невский проспект, 54). Фото К.К. Буллы, 1903. Доходный дом А.М. Ушакова (Невский проспект, 54). Фото К.К. Буллы, 1903. С самого основания жизнь в Петербурге была мало похожа на жизнь в любом другом русском городе. И дело, наверное, не только в европейских традициях и обычаях, пришедших в жизнь горожан. Город строился вопреки традициям, привычным образцам старой России. И нельзя сказать, что эта новая жизнь была намного комфортней и лучше

Например - старые русские города строились слободами, где селились люди одной профессии или одного социального статуса. А в Петербурге после короткого периода такого стихийного строительство был принят план, по которому город строился не одну сотню лет. В старых русских городах дома ставились в глубине двора, а в Петербурге надо было строить по «красной линии».

В старых городах население было постоянно, переселенцы появлялись редко. Петербург весь состоял из переселенцев, кроме пары десятков финских семей. И всю свою историю от переселенцев пополнялся и рос. Переселенец, приезжая в Петербург, не имел, как правило, постоянного места жительства и очень часто такое место снимал. На основе всех этих условий в XIX веке, на фоне новой волны переселения в город, сформировался совершенно новый социальный феномен - доходный дом.

Во всем мире богатые стараются жить подальше от бедных, что приводит к раздельному существованию разных слоев общества. А у нас доходный дом стал тем местом, где пересекались судьбы всех: богатых и бедных, образованных и неграмотных, знатных и безродных. Как так получилось?

Жилье в столице империи стоило очень дорого. Выкупить участок и построить на нем себе свой дом могли далеко не все. При этом потребность в квартирах - и дорогих, и дешевых - была огромной. Это привело к формированию новой социальной группы - домовладельцев, сдающих квартиры внаем.

Как же располагались квартиры в доходном доме? Как правило, дом представлял собой достаточно крупную постройку, выходящую на улицу лишь одним (главным) фасадом. Арка вела во двор, а за ним мог располагаться следующий флигель, и далее второй и третий дворы. Лучшие квартиры были с парадного входа (да-да, отсюда питерское словечко «парадная») и располагались на втором - третьем этажах. На первом с парадной стороны могли быть лавки и магазины. Далее чем глубже во двор, тем хуже, и еще по горизонтали (по центру лучше), к земле (полуподвалы и подвалы) и к крыше (верхние этажи и мансарды), также хуже и дешевле.

Снимавшие квартиру могли сдавать комнаты внаем, а снимавшие комнаты - сдавали углы. Стала формироваться и характерная планировка подобных зданий: со стороны фасада - лучшие многокомнатные квартиры, а в дальних флигелях во втором и третьем дворах - длинные коридоры с бесконечной чередой одинаковых комнат в одну или две стороны и туалетом в конце коридора. Все в планировке дома было направлено на получение наибольшей выгоды: потолки пониже, комнаты поменьше, и дворики - чем меньше, тем лучше. Так появились знаменитые петербургские дворы-колодцы, в которые дальше верхнего этажа никогда не заглядывает солнце. Законодательно было ограничено строительство дворов менее двух квадратных сажен, но  в действительности  - куда уж меньше.

Чрезвычайно быстро существовавшие ранее районы частной застройки - такие как Коломна, Пески, а еще, конечно, Лиговка да фактически весь центр города внутри кольца промышленных предприятий - оказался застроен доходными домами. Семья, разбогатевшая или достигшая успеха,  никогда не гнушалась вложить средства в строительство дома и сдавать в нем квартиры внаем. Такие дома строили генералы и фабриканты, чиновники и купцы. Сдача жилья внаем обеспечивала постоянный доход, страховала, давала уверенность в завтрашнем дне. Архитекторы Шретер и Лидваль построили себе доходные дома.

Чем необычен был доходный дом, так это близостью всех социальных групп: бедные студенты, нищие чиновники низших рангов и прочая городская беднота жили в одном доме с инженерами, бизнесменами, генералами (заметим, что и сам владелец дома зачастую жил в нем). Некоторые исследователи указывают на этот факт как на одну из причин русской революции. В условиях такого своеобразного близкого проживания очень легко высекались искры социальной вражды.

Частновладельческие квартиры после революции пережили несколько волн уплотнения и переселения. Сначала в них в центр старались переселять рабочих - но оказалось, что в городе, где транспорт фактически перестал работать, им трудно добираться до фабрик и заводов из центра. Поэтому вскоре дома оказались заселены совслужащими, интеллигенцией, работниками торговли. И превратились в знаменитые питерские коммуналки - еще один социальный феномен, которому, наверное, стоит посвятить отдельную статью.

В наши дни мы видим попытки возобновления строительства доходных домов - это прежде всего многочисленные апарт-отели, возникшие в разных районах города. А сдача внаем жилья остается для множества простых жителей города одной из стратегий выживания.

На снимках: доходный дом М.П. Толстого, архитектор Лидваль, фото 1910-х годов; планировка доходного дома М.П. Толстого.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Лида, менеджер по персоналу в ресторане, 25 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии