Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Стройка не дождалась заказчика

 Фото: minstroyrf.ru Фото: minstroyrf.ru В условиях экономической рецессии, на фоне секвестрирования бюджетов всех уровней и оптимизации затрат «под завязку», Минстрой РФ так и не смог придумать способ исполнения президентского поручения о создании единого техзаказчика в сфере капитального строительства, который мог бы экономить до 80 млрд рублей бюджетных средств ежегодно. До 2017 года появления этого механизма можно не ждать, признаются в министерстве

Идея создания единого техзаказчика на бюджетных стройках как реального способа внедрения проектов повторного применения обсуждается на высшем уровне с декабря 2014 года - впервые концепцию обнародовал президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию: «Огромный резерв для экономики лежит буквально на поверхности, достаточно посмотреть на стройки за госсчет. На недавнем форуме Общероссийского народного фронта приводились примеры, когда деньги вкладываются в помпезные здания или когда стоимость однотипных объектов, хочу это подчеркнуть - именно однотипных - отличается в разы даже в соседних регионах».

По оценкам министерства, на капитальное строительство из федерального бюджета тратится около 400 млрд рублей в год - эта сумма и составит бюджет единого заказчика на старте

По словам президента, в стране в кратчайшие сроки было необходимо централизовать работу по подготовке типовых проектов, строительной документации, выбору подрядчиков. Это позволило бы преодолеть разнобой в стоимости строек, дало бы существенную экономию в расходовании государственных средств на капитальное строительство - от 10 до 20%. Такая практика должна быть распространена на все гражданские объекты, которые возводят за счет средств федерального бюджета.

Минстрой как главный исполнитель взял под козырек и ринулся исполнять. «На сегодняшний день в России существует более 200 заказчиков строительства - стройкой занимаются и Минобразования, и Минспорт, и Минздрав. Создание единого заказчика - структуры с филиалами в федеральных округах - серьезная и сложная задача», - прокомментировал тогда президентскую инициативу глава Минстроя Михаил Мень.

По оценкам министерства, на капитальное строительство из федерального бюджета тратится около 400 млрд рублей в год - эта сумма и составит бюджет единого заказчика на старте. Дальше, по-видимому, должна была следовать экономия…

Долго запрягают

Несмотря на то, что опыт работы единого заказчика уже есть в Башкирии и Татарстане, проект федерального закона, предусматривающего поэтапную централизацию функций техзаказчика, министерство подготовило лишь спустя полгода - к июню 2015-го, чуть позже он прошел процедуру оценки регулирующего воздействия.

Контрольным сроком создания Службы единого заказчика был установлен конец 2015 года, а 2016-2017 годах, как уверял представителей СМИ господин Мень, новая структура займется строительством первых объектов из адресной инвестиционной программы

Контрольным сроком создания Службы единого заказчика был установлен конец 2015 года, а 2016-2017 годах, как уверял представителей СМИ господин Мень, новая структура займется строительством первых объектов из адресной инвестиционной программы, включая школы, детсады и больницы. Однако институт централизованного заказа завяз в бюрократическом болоте.

В Министерстве строительства «Общественному контролю» печально заявили, что ничего нового о создании Службы сказать не могут. «Сейчас этот проект находится на стадии формирования его политики, общего смысла и схемы работы. Это очень тяжелая история с точки зрения юридической и экономической, она будет решаться в течение всего 2016 года. Контрольные сроки нам были продлены», - заявили в министерстве.

«Организация строительного процесса требует профессионального руководства, поэтому для создания такой службы государству придется искать компетентных и высококвалифицированных чиновников. На данный момент таких людей в правительстве нет», - объясняет возможные причины задержки генеральный директор финского проектного бюро RUMPU Евгений Богданов.

По словам начальника управления строительного контроля «Главстрой-СПб» Алексея Бриуса, цель, поставленная президентом РФ в ежегодном послании, абсолютно понятна, конкретна и достижима. «Служба единого технического заказчика нужна - это факт! Почему она не создана - вопрос. Соответствующих специалистов, нормативных документов и практических пособий в данной области в России достаточно. Это не ноу-хау, а хорошо забытое старое», - уверен эксперт. По его мнению, сейчас каждое министерство, ведомство, объединение, застройщик или технический заказчик создают свои локальные нормативные акты. У кого-то они получаются лучше, у кого-то - хуже, поэтому если в России будут единые правила застройки, то все от этого выиграют.

Не исключено, что вокруг новой структуры идет внутри- и межведомственная борьба - за бюджет и за сферу влияния

С коллегами не согласен генеральный директор ООО «ВодоСтройпроект» Сергей Иванов: «Я хорошо помню послание президента. Идея о едином заказчике очень хорошая, но, к сожалению, в том виде, как сейчас работают наши монополисты-ресурсники, а это «Ленэнерго», «Петербурггаз», ГУП ТЭК, Водоканал - маловероятно, что какая-то служба сможет все объединить. Слишком много подводных камней, учесть которые невозможно».

Не исключено, что вокруг новой структуры идет внутри- и межведомственная борьба - за бюджет и за сферу влияния. «Полагаю, что сама эта новая структура создается, чтобы контролировать денежные потоки в регионах. Сейчас в Москву на руководящие должности переехало много питерских грамотных ребят из Смольного, они знают, как организовывать такие процессы», - размышляет Сергей Свешков, руководитель департамента биотехнологий и биопромышленности компании M+W Group Austria.

Однако в случае прямой финансовой заинтересованности такие промедления выглядят странно.

С кого спрос?

Помимо своей основной функции - экономии средств на бюджетных стройках - единый техзаказчик должен был решить целый ворох проблем, лежащих в плоскости отношений «госзаказчик-подрядчик»: распределение госзаказа по стройкам, работа «жалобщиков» с ФАС, привлечение «своих» фирм к тендерам путем сочинения «нужных» пунктов в тендерных условиях - все это преподносит работу государства на рынке строительства как одну из самых непрозрачных и коррупциогенных сфер в бюджетном процессе.

Самые «темные» места, как говорят участники рынка, - это распределение муниципального заказа. Здесь строительство водопровода за 17 млн рублей запросто может выиграть созданная накануне конкурса компания из 2 человек, в которой генеральным директором оказывается сын главы муниципального образования

Самые «темные» места, как говорят участники рынка, - это распределение муниципального заказа. Здесь строительство водопровода за 17 млн рублей запросто может выиграть созданная накануне конкурса компания из 2 человек, в которой генеральным директором оказывается сын главы муниципального образования.

Но даже если оставить за скобками разговоры о коррупции и недобросовестности в системе гос- и муниципального заказа, то неминуемо встает еще одна проблема - компетенции самого заказчика. Для справки: в 2014 году по стране было расторгнуто 16,5 тысячи строительных контрактов, это около 7% всех заключенных контрактов на бюджетное строительство. Что такое расторгнутый контракт на строительство бюджетного объекта? Это опять-таки рост бюджетных расходов. На объявление повторного конкурса (или конкурса на достройку) уходит до полугода. И новый конкурс из-за индекса-дефлятора объявляется по цене на 10-15% выше прежней. И, как правило, виноватым объявляется именно исполнитель: подрядчик не рассчитал силы, затянул сроки, работал недобросовестно.

Отчасти такие рекламации оправданны - на стройке много фирм-однодневок, выходящих на объекты только ради получения аванса. За победителем, взявшим заказ в результате демпинга, может скрываться низкая квалификация его специалистов и желание в ходе строительства повысить стоимость работ в рамках дополнительных соглашений, объясняет господин Бриус. «Чтобы исключить эти факторы, застройщик или технический заказчик должны заключить с победителем абсолютно понятный и конкретный договор, лучше всего типовой. Его форму также нужно разработать или актуализировать имеющуюся», - уверен эксперт.

Добавить прозрачности механизму госзакупок должен был 44-ФЗ («О контрактной системе»), вступивший в силу 1 января 2014 года. Однако реформа государственных закупок, как признаются не только строители, но и сами разработчики закона, провалилась. Закон, унаследовав все проблемные места предшественника - 94-ФЗ, - остался, по сути, лотереей.

Реальные штрафы

А вот о работе заказчика, его ответственности, компетенции как в законодательном поле, так и на практике вспоминают редко. А стоило бы. К примеру, как рассказывал «Общественному контролю» советник главы Калининградской области Михаил Викторов, региональный Минстрой столкнулся с настолько низкой исполнительской дисциплиной муниципальных управлений капитального строительства, что властям пришлось забрать полномочия по распределению заказа на местах на региональный уровень.

Кроме того, среди недостатков сегодняшней системы госзаказа - отсутствие реальной ответственности заказчика и чрезмерная ответственность исполнителя

По такому же пути, кстати, пошли в Брянской, Курской областях и ряде других регионов. В муниципалитетах просто не хватает грамотных кадров, а в службе заказчика, по словам экспертов, должен присутствовать хотя бы один отраслевой специалист.

По словам руководителя Рабочей группы по вопросам госзаказа Комитета по строительству ООО МСП «ОПОРА РОССИИ» Андрея Пирогова, сегодня налицо не только недостаток внимания госзаказчика ко всем этапам работ - от изысканий до строительства, но и недостаточная квалификация специалистов для оценки их качества.

Кроме того, среди недостатков сегодняшней системы госзаказа - отсутствие реальной ответственности заказчика и чрезмерная ответственность исполнителя. При этом, по мнению эксперта, ответственность за конечный результат, то есть за построенный объект, должна носить солидарный характер для обеих сторон. «Сегодня у заказчика нет реальной заинтересованности в получении качественного результата проведенных работ, критерием эффективности по-прежнему оказывается фактическое освоение бюджетных средств, а не введенный объект», - говорит господин Пирогов. В качестве действенной меры эксперт предлагает ввести реальную (вплоть до уголовной) ответственность заказчика за освоение бюджетных средств, за срыв сроков контракта по вине заказчика должны применяться финансовые и административные штрафы.

Конкретного обоснования задержки исполнения президентского поручения в ведомстве не называют, как не называют и обоснований для продления этой работы до начала будущего года

«В советское время служба заказчика была одной из основных составляющих: качественная подготовка документации, обхода строительных площадок. Сегодня все пытаются переложить на строительные организации, которые все это не могут исполнить по причине отсутствия специалистов, квалификации, и т.д. Никто не отменял обязанностей заказчика, которые сегодня государственный заказчик особенно не выполняет, - и уровень проверки документов, взаимодействия с подрядной организацией…» - соглашается директор по работе с крупнейшими корпоративными клиентами ПАО «Банк Санкт-Петербург» Андрей Белых.

Впрочем, говорить о 2017 годе как о финальном сроке появления системы единого техзаказчика пока рано. У министерства был опыт успешной работы подобных схем в регионах, была внушительная юридическая обойма и политическая воля «сверху», но даже при таких вводных на запуск службы ведомству не хватило года.

Конкретного обоснования задержки исполнения президентского поручения в ведомстве не называют, как не называют и обоснований для продления этой работы до начала будущего года. «Сейчас концепция проходит очень непростую стадию межведомственного обсуждения», - рассказали корреспонденту ОК-информ в министерстве.

Разобраться, по каким именно причинам ведомство намерено обсуждать и исследовать данный вопрос еще год, а не девять месяцев или, например, одиннадцать, «Общественному контролю» пока не удалось.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Саша, выпускница, 17 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии