Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Камеры на дорогах: скорость, проезд на красный и прочее

 Фото: Александр Кряжев/РИА «Новости» Фото: Александр Кряжев/РИА «Новости» После того как на наших дорогах появились автоматические камеры контроля скорости, любителей «полетать» заметно поубавилось. Получив два-три штрафа за превышение, многие водители призадумались над «платным» проездом и предпочли соблюдение скоростного режима

Аварийных ситуаций, и правда, стало поменьше. Однако те, кто привык поворачивать из левого ряда направо и наоборот, пролетать перекресток на «темно-желтый» (то есть - красный) свет, а также торопыжки, раньше времени вылезающие за стоп-линию, до сих пор чувствовали себя вольготно. Действительно: на каждый перекресток инспектора не поставишь, столько сотрудников в ГИБДД просто нет.

Зато отслеживать подобные нарушения научилась умная техника, и в 2016 году «письма счастья» придут и за те нарушения, за которые раньше массово не штрафовали.

От Калининграда до Москвы

Начали установку подобных систем контроля за соблюдением ПДД с Москвы. Возможно, потому, что она считается наиболее наполненным автомобилями мегаполисом, населенным самыми циничными в стране водителями. А может - просто из-за ее столичного статуса.

Всего в 2016 году на дорогах Москвы планируется установить около 600 стационарных комплексов фотовидеофиксации, причем многие из них будут фиксировать выезд машин за стоп-линию и проезд на красный свет.

Первый такой комплекс был установлен на съезде с Третьего транспортного кольца на Варшавское шоссе по направлению в Московскую область.

По данным ГИБДД, именно в этом месте высокая аварийность обусловлена попытками повернуть из второго, третьего и даже четвертого ряда. Подобные камеры будут устанавливать в первую очередь, на кольцевых дорогах - ТТК и МКАД. Скорее всего, и в Петербурге эти комплексы появятся на кольцевой. Штраф за поворот не из своего ряда пока относительно невелик - 500 рублей. Впрочем, как показала практика, столь же небольшие штрафы за превышение скорости смогли нормализовать обстановку на трассах, лишний раз доказав правильность тезиса о неотвратимости наказания.

Всего в 2016 году на дорогах Москвы планируется установить около 600 стационарных комплексов фотовидеофиксации, причем многие из них будут фиксировать выезд машин за стоп-линию (включая выезд на перекресток при заторе) и проезд на красный свет. А за это грозят уже более серьезные санкции. Напомним, что штраф за пересечение стоп-линии составляет 800 рублей, проезд на запрещающий сигнал светофора - 1 000 рублей, а повторный проезд на красный свет - 5 000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев.

Стоит отметить, что в самом западном регионе РФ - Калининградской области первый подобный комплекс был смонтирован еще в августе 2015 года. Расположен он в самом центре города, возле здания мэрии.

Как это делается

Установленная в Калининграде интеллектуальная система включает широкоугольную камеру с устройствами инфракрасной подсветки (чтобы вести наблюдение и в темноте), а также дополнительную камеру, фиксирующую задние номера. Сектор обзора камеры позволяет следить за четырьмя полосами движения одновременно, фиксируя проезд на красный свет и выезд за стоп-линию.

Интеллектуальная система включает широкоугольную камеру с устройствами инфракрасной подсветки (чтобы вести наблюдение и в темноте), а также дополнительную камеру, фиксирующую задние номера.

Подобными системами оснащены десять перекрестков Великого Новгорода и два регулируемых пешеходных перехода. В 2016 году планируется установить еще 13 таких камер, из которых 11 будут расположены на федеральной трассе М10 «Россия» (Петербург - Москва) и два - на автодороге Новгород - Псков. Эти камеры фиксируют вдобавок  нарушение правил движения по полосам. Аналогичные устройства будут установлены и на железнодорожных переездах.

Стоит отметить, что этот вид камер фотовидеофиксации не использует радарного блока и – соответственно - его не видят «антирадары». Впрочем, и скорость можно контролировать без использования радарного излучателя. Первая подобная отечественная система - комплекс контроля средней скорости на участке дороги «Автодория».

Наверное, каждый регион борется с наиболее характерными для него нарушениями ПДД. Во всяком случае, псковское ГИБДД в большей степени озабочено проблемой выезда на встречную полосу при обгоне. Программным обеспечением, позволяющим фиксировать это серьезное нарушение, планируется оснастить большую часть камер, уже установленных на трассах Псковской области.

За чей счет банкет?

В Новгородской области договор о создании системы контроля за соблюдением ПДД заключен между компанией «Ростелеком» и ГОАУ «Агентство развития Новгородской области». Стоимость проекта составляет более 733 млн рублей. «Ростелеком» начал установку камер за счет собственных средств, но в течение трех лет его траты должны быть полностью компенсированы из областного бюджета.

Возможность частно-государственного партнерства рассматривается и в Ленинградской области, где в дополнение к имеющейся сотне комплексов фотовидеофиксации планируется установить 1 300 камер.

Возможность частно-государственного партнерства рассматривается и в Ленинградской области, где в дополнение к имеющейся сотне комплексов фотовидеофиксации планируется установить 1 300 камер. Исходя из средней стоимости одного комплекса - около 1 млн рублей объем предполагаемых инвестиций оценивается в 1,3 млрд рублей (в ценах 2015 года). Одна такая камера приносит бюджету Ленобласти, по экспертным данным, около 7,5 млн рублей в год, то есть срок окупаемости составляет всего 2-3 месяца.

А вот Карелия пока предпочитает закупать камеры за счет бюджета. Во всяком случае, в начале 2016 года республиканское правительство планирует провести соответствующие конкурсы по выбору поставщика оборудования.

Конечно, платят штрафы у нас не все, но все-таки большинство. Так, в Псковской области общая сумма штрафов, вынесенных за фиксированные камерами нарушения, составила за 11 первые месяцев 2015 года 21,9 млн рублей, а оплачено было 17,4 млн. В этом году в результате объявленного 50-процентного дисконта нарушители наверняка будут платить аккуратнее, однако общая сумма поступлений в бюджет может снизиться.

С табличкой и без таблички

Впрочем, представители ГИБДД неоднократно заявляли, что для них приоритетом является безопасность на дорогах, а штрафные поступления в бюджет - дело хорошее, но не самое главное. Действительно, все камеры фотовидеофиксации (включая возможные места установки мобильных комплексов) доступны на многочисленных интернет-сайтах.

Стоит отметить, что отсутствие знака «Фотовидеофиксация» (8.23) вовсе не означает, что на дороге нет соответствующих камер: подобные таблички должны устанавливаться только перед стационарными комплексами.

Те же самые базы данных используют пришедшие на смену устаревшим противорадарам GPS-системы предупреждения водителя о подобных камерах, дорожных знаках, пересечении сплошной разметки и превышении установленной скорости. В конечном счете - они преследуют те же самые благие цели.

Стоит отметить, что отсутствие знака «Фотовидеофиксация» (8.23) вовсе не означает, что на дороге нет соответствующих камер: подобные таблички должны устанавливаться только перед стационарными комплексами. Действительно, согласно ПДД, такой знак предупреждает водителей о том, что на данном участке дороги может проводиться фиксация правонарушений автоматическими специальными техническими средствами. Однако их отсутствие вовсе не означает того, что на данном участке «отменили правила движения», как шутят некоторые не очень законопослушные водители.

Более того, часто такие таблички устанавливают там, где никаких фото- и видеокамер нет и в помине. Их наличие - сродни установке фанерных автомобилей ГИБДД и манекенов инспекторов: их ставят на дорогах опять-таки для повышения уровня безопасности.

А заодно проверят ОСАГО

В Москве и на этот раз - Казани в этом году запускают пилотный проект по проверке ОСАГО с помощью камер фотовидеофиксации. Предполагается, что в результате незастрахованные машины с дорог в основном уйдут. От этого выиграют все: и добросовестные автомобилисты, и дорожная инспекция, и страховщики, и бюджет. С инициативой выступили региональные подразделения ГИБДД при поддержке Российского союза автостраховщиков.

Проверять наличие полисов ОСАГО у проезжающих машин (по базе РСА) будут стандартные комплексы фотовидеофиксации, установленные для борьбы с нарушениями ПДД.

Действительно, хотя после повышения тарифов на ОСАГО «святые девяностые» на дороги не вернулись, дополнительная нервность из-за наличия в транспортном потоке незастрахованных автомашин все-таки появилась. Судятся с ними в основном страховые компании, хотя и пострадавшим в ДТП тоже приходится затевать соответствующие тяжбы. Серьезную проблему составляют и поддельные страховые полисы - по экспертным оценкам, их доля огромна: порядка 10% в секторе ОСАГО.

Проверять наличие полисов ОСАГО у проезжающих машин (по базе РСА) будут стандартные комплексы фотовидеофиксации, установленные для борьбы с нарушениями ПДД. Причем это не значит, что незастрахованный автовладелец, аккуратно и без видимых нарушений проехавший под камерами, не будет зафиксирован. Тут все зависит от настроек оборудования: при желании можно «пробивать по базе» всех - выборочно или тотально.

Проект предусматривает льготный период от 7 до 14 дней для тех, кто только что приобрел полис - и, соответственно, его могли не успеть внести в автоматизированную информационную систему. Зато «письма счастья» получат не только владельцы фальшивых полисов (о которых говорилось выше), но и полисов страховых компаний-банкротов. Так что теперь водитель будет дополнительно мотивирован выбирать надежного страховщика и хотя бы время от времени интересоваться его финансовым состоянием.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Рита, фотограф, 17 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии