Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Петербург: между реальностью и разбитыми планами

 проект «Царскосельский маглев» проект «Царскосельский маглев» Вчера в Смольном в очередной раз не состоялось заседание правительства Петербурга, традиционно принимающего ключевые решения в жизни города. В отсутствие публичной активности со стороны городских министров «Общественный контроль» решил вспомнить все, что наобещали чиновники горожанам на 2015-й год, чтобы выяснить, что же все-таки выполнено, а что так и осталось на бумаге

Часть первая: обещано, но не сделано

Пешеходный Невский

В 2013-2014-м некоторые городские СМИ, а затем - и активисты движения «Красивый Петербург» предложили сделать Невский проспект пешеходным. Разумеется, не постоянно, а по выходным дням - с 10 утра до 11 вечера и лишь на участке от Фонтанки до Мойки. Автомобильные потоки в эти часы было предложено пускать в объезд главной магистрали.

В Смольном эту идею поначалу поддержали, но впоследствии положили под сукно. В итоге Невский проспект становится пешеходным, как и прежде, лишь по большим праздникам - на День Победы, в школьный праздник «Алые паруса», на День города, а также в сентябре во время Большого крестного хода и в ночь на 31 декабря. В обычные же выходные дни по Невскому массово ездят автомобили.

Второе кольцо КАД

Гендиректор ФКУ «Дирекция по строительству транспортного обхода Петербурга» Вячеслав Петушенко еще в 2011-м прямо заявил журналистам, что в 2015-м будут полностью закончены работы по строительству КАД-2, в которой «город остро нуждается».

Увы, этот почин «усох на корню» - с тех пор проект «второго кольца» не прошел даже стадию формирования технико-экономического обоснования. Возможно, еще и потому, что в Москве прекрасно помнят, какое количество денег было украдено местными дорожными чиновниками на строительстве первого КАДа. И каких усилий стоило отогнать их от кормушки.

«Аэроэкспресс» - на запасном пути

Разговоры о скоростном железнодорожном соединении аэропорта Пулково с центром Петербурга ведутся с 2009 года, но сроки начала проекта многократно переносились.

В мае 2014-го губернатор города Георгий Полтавченко заявил, что в 2015-м линию «Аэроэкспресса» уже точно начнут строить (не уточнив, правда, с какого вокзала: Балтийского или Витебского). Однако до конца 2015-го проект так и не был начат.

Правда, 27 декабря федеральный бюджет вроде бы выделил Петербургу необходимые 10 миллиардов рублей на прокладку линии «Аэроэкспресса». Однако вопрос, когда проект начнет воплощаться в жизнь, до сих пор висит в воздухе.

Путепровод на пересечении Обводного и проспекта Обуховской обороны

Строительство крупной развязки на проспекте Обуховской обороны в истоке Обводного канала началось в январе 2013-го. Городские чиновники вместе с руководством организации-генподрядчика - «Мостостроительного треста № 6» - клятвенно обещали, что путепровод с четырьмя полосами движения будет окончательно готов в декабре 2015-го.

Тогда же заговорили о начале строительства тоннеля на Синопской набережной, рядом с мостом Александра Невского. Увы, на сегодня «Мостострой № 6» разорился и проходит через процедуру банкротства. Развязка стоимостью в 3 млрд рублей до сих пор не готова (на ее достройку Смольный ищет подрядчика), а о пробивке тоннеля и речи не идет.

Развязка на пересечении Колпинского и Московского шоссе

Строительство многоуровневого путепровода на пересечении двух важнейших трасс стоимостью 3,7 млрд рублей велось в течение последних трех лет. Оно должно было завершиться к осени 2015-го, однако экономический кризис в стране привел к банкротству генподрядчика объекта - «Мостоотряда-19». Тем не менее в Смольном прекрасно сознают важность объекта, особенно для жителей поселков Славянка и Ленсоветовский. Путепровод должен серьезно повысить проходимость постоянно забитого транспортом Московского шоссе. Сейчас власти нашли другого генподрядчика, который обещает сдать объект в августе 2016-го.

Судьба второго важнейшего объекта обанкротившегося «Мостоотряда-19» - путепровода в створе Поклонногорской улицы в Выборгском районе - пока окончательно не ясна. Основная проблема - в том, что его возведение было остановлено в 2015-м практически на начальной стадии.

Развитие метро

В минувшем году утратил актуальность план развития петербургской подземки, утвержденный губернатором Полтавченко в 2014-м.

К 2020-му в городе планировалось ввести в строй 18 новых станций метро - теперь же речь идет не более чем о 8.

В соответствии с ним, к 2020-му в городе планировалось ввести в строй 18 новых станций метро - теперь же речь идет не более чем о 8. В 2015-м главные силы бросили на то, чтобы к 2018-му (году чемпионата мира по футболу) ввести в строй две самые необходимые станции - «Новокрестовскую» на Крестовском острове и «Беговую» на Лахте. Но после месяцев нестабильного финансирования сегодня в «Метрострое» утверждают: в срок сдадут только «Новокрестовскую», а «Беговую» будут доделывать уже после ЧМ-2018 (3 декабря 2015-го стартовала проходка тоннеля к ней).

Печальная ситуация и с прокладкой Красносельско-Калининской линии метро. В течение года власти то объявляли, то отменяли конкурс на строительство первых двух станций («Юго-Западной» и «Путиловской»). В итоге в конкурсе все равно победил «Метрострой», но из-за проволочек метро на юго-запад Петербурга придет не раньше 2022-го (хотя в Смольном обещали сделать это в 2019-м).

Также на год сдвинуты сроки сдачи продолжения Лахтинско-Правобережной линии - от «Спасской» до «Горного института». В Смольном, где планировали ввести в строй «Театральную» и «Горный институт» в 2018-м, официально признали: ранее ноября 2019-го сделать это не получится.

Относительными «подземными» удачами 2015-го можно признать открытие после реконструкции станции «Выборгская», а также постановку на плановый ремонт «Василеостровской» - по данным «Метростроя», работы там идут по графику.

Начало строительство «легкого метро»

Начиная с конца «нулевых», в Смольном регулярно обещали начать строительство в Петербурге так называемого «легкого метро» - линии скоростного монорельсового трамвая. Строительство ЛМ предполагалось развернуть во Фрунзенском районе - от станции метро «Волковская» до проспекта Славы.

Появление монорельсового трамвая дало бы возможность связать очень большой жилой массив с центром Петербурга. Также это обещало дать увеличение в районе жилищного и делового строительства. Одной из наиболее реальных дат начала реализации ЛМ назывался 2015-й. Однако в течение года никаких подвижек в реализации проекта не наблюдалось - на сегодня у него нет ни ТЭО, ни инвестора, ни подрядчика. Впрочем, население Купчино уже свыклось с мыслью, что никакого «легкого метро» здесь не появится вообще.

Цены не вырастут

В конце 2014-го-начале 2015-го власти Петербурга многократно обещали бороться с ростом цен. Так, глава комитета по экономической политике Анатолий Котов так успокаивал петербуржцев по поводу эффекта от западных санкций: «Идет работа с производителями, поставщиками, они понимают ситуацию. Ее вполне возможно удержать под контролем, хотя сегодня она управляется в ручном режиме».

Увы, экономический кризис, начавшийся в стране после обвала нефтяных цен и курса рубля, свел все эти обещания на нет. В течение 2015-го существенно выросли цены практически на все продукты, несколько раз дорожали услуги ЖКХ, а с 1 января 2016-го выросли и цены на общественный транспорт (наземный транспорт подорожал с 28 до 30 рублей, а проезд в метро - с 31 до 35 рублей). По данным независимых источников, общий рост стоимости жизни в городе составил от 25-ти до 30 процентов.

Часть вторая: обещано и сделано

Парковка в центре Петербурга стала платной

Разговоры о введении платы за парковку в центре города начались еще в бытность губернатором города Валентины Матвиенко. Местные автомобилисты со страхом ожидали реализации этих планов, однако они год за годом переносились.

Очередной «точный» срок введения паркоматов уже при губернаторе Полтавченко был назначен на 1 мая 2015-го. В итоге «час икс» настал 3 сентября прошлого года: паркоматы, установленные в «золотом треугольнике» Петербурга, заработали на полную мощность, нещадно «состригая» с автомобилистов по 60 рублей в час. К Новому году статистика показала: питерские водители стали примерно на 20% реже оставлять свои машины в зоне платной парковки, что привело к уменьшению пробок. При этом многие из горожан начали парковать машины вокруг «золотого треугольника», так что теперь в рабочие дни на прилегающих к центру улицах все буквально забито машинами.

Двухэтажные поезда до Москвы

Как и обещали чиновники Смольного и ОАО «РЖД», с 1 февраля 2015 года между двумя российскими столицами начали курсировать двухэтажные поезда. Вместо обычных 9 четырехместных купе в каждом таком вагоне помещается по 18.

Составы курсировали ежедневно, отправляясь навстречу друг другу и прибывая в конечный пункт примерно через 8 часов. Похоже, эксперимент удался. С 1 февраля 2016-го между Москвой и Петербургом запускают вторую пару двухэтажных поездов, билет в купе которого будет стоить от тысячи рублей.

Развязка на пересечении Пискаревки и Непокоренных

Несмотря на банкротство компании «Мостострой № 6», транспортная развязка на пересечении проспектов Пискаревского и Непокоренных была открыта осенью 2015-го. В Смольном кое-кто даже назвал это «главным за год достижением городских дорожников».

Однако, как говорится, радость городских водителей была неполной: полностью объект все равно не готов. Осталось достроить съезды с путепровода и пешеходные переходы. О том, когда это будет сделано, в Смольном пока умалчивают.

Часть третья: новые обещания

Многострадальный стадион

Возведение футбольного стадиона на Крестовском острове стало в Петербурге чем-то вроде городской эпопеи.

Изначально власти планировали построить стадион еще к 2009-му, но уже в середине «нулевых» вокруг объекта началась настоящая вакханалия.

Изначально власти планировали построить его еще к 2009-му, но уже в середине «нулевых» вокруг объекта началась настоящая вакханалия. Стадион почему-то постоянно дорожал (достигнув «на пике» стоимости в 1,1 млрд долларов), менялись его генеральные подрядчики, а город и «Газпром» норовили спихнуть его финансирование друг на друга. На недостроенный стадион даже приезжал премьер-министр Дмитрий Медведев и прилюдно стыдил городские власти за допущенный «долгострой».

В итоге в 2014-м вице-губернатор Марат Оганесян назначил новую, «окончательную» дату сдачи объекта - 2016-й год. В прошлом году комитет по строительству Смольного подтвердил: к маю стадион должны достроить и сдать.

Впрочем, до мая, у чиновников есть возможность подкорректировать сроки заново.

Воссоединение двух участков ЗСД

В августе 2016-го должно быть открыто движение по Центральной части Западного скоростного диаметра, которая соединит уже имеющийся Северный и Южный участки ЗСД.

Судя по темпам работ, которые легко наблюдать и с Лахты, и с Крестовского острова, это обещание вполне может быть реализовано. Тем более что окончание строительства ЗСД ведется под контролем федерального центра, да и частные инвесторы объекта вряд ли захотят терять деньги из-за затяжек строителей.

Возвращение «Авроры»

После почти двух лет ремонта на свое место должен вернуться крейсер «Аврора» - торжественное событие запланировано на 16 июля.

До осени 2014-го легендарный крейсер качался на волнах у Петроградской набережной, но 21 сентября был отбуксирован в док Кронштадтского морского завода - для тщательного обследования, полного восстановления исторического облика и даже возвращения возможности «бороздить моря». «Все силы брошены на его реконструкцию. В июле 2016-го крейсер вернется на свое штатное место, и вновь будет выполнять свойственные ему задачи», - заверил начальник Главного управления кораблестроения Минобороны Владимир Тряпичников.

Проезд в маршрутках не подорожает

В декабре 2015-го глава комитета по тарифам Смольного Дмитрий Коптин заявил журналистам: правительство Петербурга договорилось с перевозчиками - и цены на проезд в коммерческих автобусах останутся на прежнем уровне.

Правда, вовсе не факт, что так будет продолжаться весь год. В случае, если цены на бензин и запчасти продолжат расти прежними темпами, во второй половине года власти вполне могут взять свои слова обратно. Или просто забыть о них «в связи с объективными обстоятельствами».

Завершится строительство нового здания Арбитражного суда

Еще один объект проходящего процедуру банкротства «Мостостроя № 6» - новое здание Арбитражного суда неподалеку от Смольного - также должен был быть достроен в 2015-м.

Однако, несмотря на смену генподрядчика, новый Арбитражный суд сейчас достраивается, его общий каркас уже готов. По словам строителей, здание стоимостью 10 млрд рублей должно быть сдано к августу 2016-го. Судьям остается надеяться на то, что на объекте больше не произойдёт никаких инцидентов - ранее из-за ошибок в геологических изысканиях в начале строительства прорвало одну из стен котлована, после чего он был залит водой.

Начнется возведение Яхтенного моста

В 2016-м году должно начаться строительство малого моста в створе Яхтенной улицы, соединяющего Лахту и Крестовский остров.

Изначально стоимость пешеходного неразводного объекта должна была составить 1,9 млрд рублей. Но, после того как было расторгнуто соглашение с иностранным генподрядчиком, власти начали переговоры с компаниями «Лидер» и «Группой ЛСР». Новые инвесторы предлагают построить платный автомобильный мост с пешеходной зоной ценой в 5 млрд рублей. На днях зампред КРТИ Анатолий Мишанов сообщил: подготовительные работы по Яхтенному мосту уже стартовали, а завершить строительство планируют в мае 2017-го.

Смольный расширит зону платной парковки

К осени 2016-го зона платной парковки в Петербурге может увеличиться практически в четыре раза - с 2,9 до 12 тысяч машиномест. В новую зону может попасть вся территория между Садовой улицей и мостом Александра Невского.

Платной может стать парковка на всех Советских улицах, Смольном и Суворовском проспектах, улицах Пролетарской диктатуры, Таврической и Шпалерной. Стоимость парковки в новой платной зоне составит 60 рублей в час - как сейчас в «золотом треугольнике». При этом в Смольном не исключают, что могут расширить зону платной парковки и дальше по городу.

«Елизаровская» закроется на ремонт

С 8 февраля на ремонт закроется станция метро «Елизаровская».

Изначально власти планировали закрыть эту станцию на реконструкцию еще в январе, однако затем решили не расстраивать горожан сразу после новогодних праздников. Для того чтобы избежать транспортного коллапса, Смольный запустит сразу несколько дополнительных автобусных маршрутов до «Ломоносовской» и «Площади Александра Невского», на которых машины будут ходить с интервалом в 12 минут.

Тем не менее для местных жителей закрытие «Елизаровской» станет неприятным сюрпризом - добираться до центра и соседних станций метро станет для них явно дороже и дольше. Заново открыть «Елизаровскую» власти планируют в январе 2017-го.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, руководитель проектов СПБООИ «На коляске без барьеров», 37 лет Что бы вы сделали, превратившись в Деда Мороза?
Самое читаемое
Комментарии