Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

ЛАЭС - дамоклов меч над городом?

 Фото: Вадим Жернов/РИА «Новости» Фото: Вадим Жернов/РИА «Новости» Экологи считают фарсом проходившие в Сосновом Бору общественные слушания по новым энергоблокам Ленинградской атомной электростанции, а потому решили провести общественную экологическую экспертизу, чтобы понять, соответствует ли планируемая эксплуатация 1-го и 2-го энергоблоков ЛАЭС-2 требованиям безопасности, экономической целесообразности и долговременным интересам общества

О начале общественной экологической экспертизы материалов обоснования лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации строящихся энергоблоков №1 и № 2 Ленинградской АЭС заявил накануне заключительного этапа общественных слушаний инженер-физик Олег Бодров, являющийся председателем Совета ОБЭО «Зеленый мир».

До сих пор все экспертизы, согласно которым ЛАЭС-2 признается безопасной, проводились экспертами, аффилированными с Росэнергоатомом. К проведению общественной экспертизы будут привлечены независимые от атомщиков эксперты.

Это НКО 2 декабря 2015 года Минюст РФ внес в реестр иностранных агентов, поскольку источниками финансирования «Зеленого мира» значатся Global Greengrants Fund и Coalition Clean Baltic (ССВ). Получаемые средства организация направляет на проведение публичных мероприятий и формирование общественного мнения с целью «воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики», утверждает Минюст. Но Олег Бодров связывает внесение «Зеленого мира» в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, с борьбой против сосновоборской атомной станции.

- До сих пор все экспертизы, согласно которым ЛАЭС-2 признается безопасной, проводились экспертами, аффилированными с Росэнергоатомом, - сказал Олег Бодров. - К проведению общественной экспертизы будут привлечены независимые от атомщиков эксперты. Результаты их оценки экологической безопасности ЛАЭС будут представлены в конце марта.

Согласно СНиП 2.01.51-90, размещать атомные станции необходимо с учетом их влияния на окружающую среду и радиационную безопасность населения. После аварии на Чернобыльской АЭС в главе 3.5 этих СНиП появился пункт, запрещающий строить атомные объекты на расстоянии менее 100 км от города с населением от 2 млн человек. Ленинградская атомная станция не отвечает этому требованию, сказал Олег Бодров.

Также он отметил, что за 40 лет существования атомной станции в Сосновом Бору не проводилось исследований ее влияния на людей, проживающих по соседству. Однако есть данные, свидетельствующие о том, что хроническое антропогенное воздействие загрязнений на природу в районе ЛАЭС гораздо сильнее, чем на границах Петербурга. В частности - ученые выяснили, что генетические повреждения клеток сосны в зоне атомной станции в три раза больше, чем у границ Петербурга.

За 40 лет ЛАЭС не было исследований ее влияния на людей, проживающих по соседству. Однако есть данные, что хроническое антропогенное воздействие загрязнений на природу в ее районе гораздо сильнее, чем на границах Петербурга.

- После общественной экспертизы мы предлагаем провести стратегическую оценку воздействия атомных объектов на окружающую среду и население с указанием того, какое воздействие уже оказано и какое прогнозируется в результате ввода в эксплуатацию до 2026 года 13 ядерных объектов в районе сосновоборского кластера, - сообщил Олег Бодров. Также эколог отметил, что необходимо заменить влажные градирни на ЛАЭС на сухие, чтобы не было гигантских пароводяных выбросов в атмосферу.

По словам москвича Андрея Ожаровского, инженера-физика, эксперта программы по ядерной и радиационной безопасности Международного социально-экологического союза, общественные слушания по новым энергоблокам ЛАЭС похожи на собрания трудового коллектива атомной станции, на которых не обсуждают сами объекты, а угрожают экологам законом об НКО.

- Так было на двух предыдущих общественных слушаниях, - говорит Андрей Ожаровский. - Между тем к замечаниям экологов все-таки прислушались и по крайней мере исправили математические ошибки в расчетах на будущем реакторе. Но проблемы это вовсе не сняло.

Эксперт отметил, что в оценке экологической безопасности ЛАЭС-2 не учитывается зона радионуклидного загрязнения при возможной аварии с учетом метеорологических особенностей Северо-Запада РФ. Если на ЛАЭС произойдет авария и ветер будет дуть в сторону Петербурга, то эвакуировать придется весь город и пригороды, говорит Андрей Ожаровский, отмечая, что нигде в мире нет опыта эвакуации городов-миллионников - и, скорее всего, никто ею заниматься не будет.

Если на ЛАЭС произойдет авария и ветер будет дуть в сторону Петербурга, то эвакуировать придется весь город и пригороды, говорит Андрей Ожаровский, отмечая, что нигде в мире нет опыта эвакуации городов-миллионников.

- Атомщики пользуются тем, что радиация незаметна. Поэтому при аварии с выбросом радиоактивных веществ в атмосферу проще промолчать, чем вызвать массовую панику, - считает эколог.

Он же напомнил, что реактор ВВЭР-1200, установленный на ЛАЭС-2, является экспериментальным, нигде в мире не испытывали объекта столь колоссальной мощности. Тем не менее российские атомщики утверждают, что в технической и нормативной документации не может быть никаких ошибок, которые приведут к катастрофе, что гарантирует, по их словам, безопасность жителей Петербурга и окрестностей.

- Но бумагами от радиации не защитишься, - говорит Андрей Ожаровский. - Именно поэтому экологи выступают против ЛАЭС-2: она станет дамокловым мечом над Петербургом.

Эксперт добавил, что на предыдущих общественных слушаниях главный инженер строящихся блоков ЛАЭС Олег Иванов, отвечая на вопрос, есть ли гарантия того, что Чернобыль не повторится, заявил, что гарантии может давать только крематорий - о том, что покойник не встанет.

Главный инженер строящихся блоков ЛАЭС Олег Иванов, отвечая на вопрос, есть ли гарантия того, что Чернобыль не повторится, заявил, что гарантии может давать только крематорий - о том, что покойник не встанет.

Рашид Алимов, руководитель проекта энергетической безопасности «Гринписа России», напомнил: когда строилась Чернобыльская АЭС, руководство страны тоже утверждало, что атомные объекты безопасны и их можно возводить хоть на Красной площади.

- 26 апреля 2016 года мы отмечаем 30-летие со дня катастрофы в Припяти, в этом же году будет 5-летие аварии на Фукусиме. Последствия этих техногенных катастроф мы наблюдаем по сей день, - сказал Рашид Алимов.

Он отметил, что у экологов есть все основания полагать, что строительство ЛАЭС-2 идет с нарушениями техники безопасности. Факты аварий и происшествий при возведении новых энергоблоков, которые руководство станции пыталось скрыть, говорят о низкой культуре безопасности на ЛАЭС-2. Так, в декабре 2010 года стройку приостановили из-за многочисленных нарушений норм пожарной безопасности. 17 июля 2011 года произошло обрушение примерно 1200 тонн арматуры, которая должна была стать каркасом защитной оболочки - одного из ключевых элементов системы безопасности нового энергоблока. А 4 июля 2015 года строители ЛАЭС не смогли установить в реактор блок защитных труб. По сообщениям СМИ, 70-тонную конструкцию уронили с 20-метровой высоты в бассейн выдержки отработанного топлива.

- Для экспертизы «Гринпис» готовит предложения об альтернативах атомному проекту. В Ленобласти очень высок потенциал для развития ветроэнергетики, он сравним с возможностями Дании, которая обеспечивает себя энергией на 42% за счет ветра. Пора следовать мировым тенденциям: по итогам 2015 года мы видим, что в мире ветростанции впервые обогнали АЭС по выработке электричества, - пояснил Рашид Алимов, добавив, что при нынешнем падении цен на газ и нефть атомная энергетика становится экономически нецелесообразной.

Экологи отмечают, что помимо ветроэнергетики в мире существуют и другие экологически дружественные методы получения энергии, но в России почему-то невероятно сильное атомное лобби.

- Руководству страны необходимо адекватно оценивать риски атомной энергетики. Но делать этого оно пока не хочет, - считает Андрей Ожаровский. - Более того, атомщики в России не платят налогов на имущество и землю. А еще они не раздают населению йодные таблетки, как это делают их коллеги из других стран, хотя это прописано и в нашем законодательстве. Получается, им все можно, а тем, кто сомневается в безопасности их действий, прямым текстом обещают противостоять с помощью «информационной мощи». Но мы не хотим, чтобы люди верили PR-кампаниям, не подкрепленным фактами. Поэтому нужна независимая экспертиза ЛАЭС-2.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Кирилл, бухгалтер, 30 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии