Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.29
Евро 99.56
Юань 1.28

Когда «Газпрома» не было в проекте

 Фото: http://wikimapia.org Фото: http://wikimapia.org В последние несколько недель в СМИ и в Сети появляются новости о планах городских властей и владельцев земли реконструировать старинные необычные постройки - городские газгольдеры

Постройки на Обводном канале и Петроградской стороне действительно привлекают внимание, но и вызывают недоумение: какой смысл сохранять эти «кирпичные канистры»? Вот на этот вопрос мы и постараемся сегодня ответить. Ведь за «канистрами» - очень и очень интересная история.

Первые масляные фонари для освещения главных улиц появились еще в первой трети XVIII века, и почти сто лет больших изменений в деле освещения не происходило.

Городское освещение для Петербурга - давняя и очень существенная проблема. Белые ночи летом оборачиваются темно-серыми днями зимой. Иногда только посветает - и уже опять темнеет. Особенно когда над городом скапливается низкая плотная облачность (то есть почти всегда).

Первые масляные фонари для освещения главных улиц появились еще в первой трети XVIII века, и почти сто лет больших изменений в деле освещения не происходило: хоть фонарей и становилось больше, но давали они тусклый слабый свет, создавая вокруг себя небольшое освещенное пятно. К тому же требовали регулярного ухода, наполнения резервуаров маслом, чистки, чем и занимался целый штат фонарщиков.

Первые опыты по созданию газового освещения проводились в конце XVIII - начале XIX века во Франции. В двух словах процесс получения светильного газа можно описать так: уголь или древесину нагревали, подвергали возгонке - из них выделялась смесь газов (водорода и метана, угарного газа, смол). Пройдя охлаждение и очистку, такой газ можно было использовать в домах для освещения и приготовления пищи.

Первая экспериментальная установка по добыче светильного газа появилась в Петербурге в 1811 году, а первый газовый фонарь загорелся на Аптекарском острове в 1819-м. К этому времени газовые фонари уже освещали улицы Лондона. Опыты с газовым освещением в Петербурге активно поддержал генерал-губернатор Михаил Милорадович.

Первая экспериментальная установка по добыче светильного газа появилась в Петербурге в 1811 году, а первый газовый фонарь загорелся на Аптекарском острове в 1819-м.

Однако на широкую ногу освещение города газом было организовано лишь в тридцатых годах XIX века, когда было основано «Общество освещения газом Санкт-Петербурга». Оно получило первоначально монопольные права на развитие газового освещения. На Обводном канале был построен газовый завод, на котором и проходило коксование гуля, и оттуда газ доставлялся по всему городу.

Началось создание системы газоснабжения: установка фонарей, прокладка газопроводов. Дело было сложное и очень дорогое. Несмотря на то что сами фонари отливали из чугуна на заводе «Арсенал», а плафоны делали на Императорском фарфоровом, в основном все газовое оборудование привозилось из за границы. Мало того: сырье для завода – уголь доставлялся... из Кардиффа, из Англии. Это было дорого, но привозить его с любого российского месторождения тогда выходило еще дороже.

Газ использовали для освещения не только улиц, но и частных домов. Впрочем, опять же он обходился в десятки раз дороже, например, масляного или керосинового освещения. Поэтому газовое было или в крупных учреждениях (так, в Главном штабе горела лампа на 336 рожков), или в домах самых богатых вельмож. Иногда освещались газом также парадные лестницы доходных домов. В некоторых из них остатки газовых фонарей, трубы сохранились до сих пор. Газовое освещение развивалось в городе очень медленно - именно по причине его дороговизны. Число абонентов, которые могли себе его позволить, исчислялось десятками тысяч.

Полученный на заводе газ нужно было хранить, обеспечивая бесперебойную подачу по газопроводам. Для этого стали строить хитроумные сооружения - газгольдеры. В просторном помещении (часто, но не всегда - круглом) устанавливались бассейны, а в них водяной колокол, который позволял накапливать газ (тот подавался в колокол по трубе через бассейн). Оттуда под давлением газ расходился потребителям.

Газ нужно было хранить, обеспечивая бесперебойную подачу по газопроводам. Для этого стали строить хитроумные сооружения - газгольдеры. Оттуда под давлением газ расходился потребителям.

Первые шесть газгольдеров на территории газового завода были смонтированы в одном здании, а позднее к нему пристроили новое - цилиндрической формы. В 1881 году строится здание газгольдера на Заозерной улице, ставшее одним из ярких и заметных образов промышленной зоны XIX века и сохранившееся до наших дней. Автором проекта стал И.П. Маас.

Нужно сказать, что, несмотря на положение монополиста, дела у «Общества освещения газом...» шли не очень хорошо - уж больно дорогим выходило газовое освещение. Но мало того: в 1856 году у Общества появляется конкурент - «Общество столичного освещения», которое строит свой газовый завод совсем рядом с первым. Инженер Бернгард (в будущем - главный архитектор Петербурга) разрабатывает несколько проектов газгольдеров для нового завода. Два из них дошли до наших дней и являются охраняемыми памятниками.

Для освещения северной части города возводится завод на Петроградской стороне. Газгольдер этого завода сохранился по сей день. Находится он на улице с характерным названием «Газовая». Вообще в городе было несколько газовых заводов, но кроме этого на многих крупных промышленных предприятиях строили свои газгольдеры: газ нужен был для отопления, освещения помещений, для технологических нужд. На сегодняшний день сохранились газгольдер завода Сан-Галли на Лиговском, очень необычное шестигранное здание, и газгольдер спиртоочистного завода на набережной Екатерингофки.

Для своего времени газгольдеры были исключительно сложными техническими сооружениями: для хранения газа был нужен значительный объем без дополнительных опор - для перекрытия куполов использовались чугунные фермы различной конструкции. Опыт их строительства дал толчок в сооружении различных общественных зданий: концертных залов, вокзалов.

Для своего времени газгольдеры были исключительно сложными техническими сооружениями: для перекрытия куполов использовались чугунные фермы различной конструкции.

Однако газовое освещение довольно быстро устарело. На первый план вышло электричество, и внушительные (по меркам того времени) здания остались заброшенными. Они были переоборудованы под мастерские или склады. В ХХ веке часть газгольдеров была разрушена и разобрана.

Интересно, что в последние десятилетия, когда промышленные зоны таких городов, как Лондон или Вена, начали превращаться в жилые районы или сосредоточия магазинов, концертных залов и арт-пространств, газгольдерам стали находить достойное применение. Крупные круглые здания, кажется, сами просятся стать концертными и выставочными залами, ресторанами.

В определенной мере мы движемся в том же направлении. В 2014 году в здании газгольдера завода Сан-Галли открыли ночной клуб Artek. А сейчас перестраивается под автостоянку газгольдер на Рыбинской. По мере ухода промышленных предприятий из промзоны Обводного канала и возникновения там жилой и другой городской застройки встанет вопрос об использовании и остальных сохранившихся газгольдеров. И здесь важно бережно отнестись к этим памятникам архитектуры и найти им подходящую функцию.

Газгольдеры - это напоминание об очень яркой и своеобразной эпохе быстрого промышленного развития нашего города. Для своего времени это были очень значимые и с точки зрения функциональности, и с точки зрения художественного решения объекты. Лучшие инженеры и архитекторы трудились над их возведением. Они создали свой оригинальный «кирпичный» стиль промышленной архитектуры Петербурга XIX века. Кольцо зданий, построенных в этом стиле, фактически охватывает исторический центр с севера и юга. Надеемся на сохранение газгольдеров как важных архитектурных доминант в городской среде.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Татьяна, педагог, 48 лет Что бы вы сделали, превратившись в Деда Мороза?
Самое читаемое
Комментарии