Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.59
Евро 99.79
Юань 1.29

Тамара Литвинова: Воспитываем и детей, и родителей

 Фото из личного архива Т. Литвиновой Фото из личного архива Т. Литвиновой Сегодня нужно не только отстаивать права несовершеннолетних, но и добиваться того, чтобы дети смогли осмыслить свои обязанности перед обществом и выросли не потребителями, а настоящими гражданами своей страны

Такой подход разделяет Тамара Литвинова, работающая в 47-м регионе на благо детей с 1998 года: сначала - в комиссии по делам несовершеннолетних, а с октября с 2013-го - в должности Уполномоченного по правам ребенка.

«Общественному контролю» пришлось постараться, чтобы застать в рабочем кабинете эту активную женщину, в ведении которой находятся все несовершеннолетние Ленобласти: пока детский омбудсмен еще не успела уехать по неотложным делам в один из отдаленных уголков Сланцевского или Подпорожского районов, мы пришли к ней ранним утром на прием.

- Во сколько у вас рабочий день начинается? - спрашиваю, заходя в ее кабинет (на часах - 8.30).

- Часто прихожу в 7 утра. Работаю с документами, проверяю почту - знаю, что другого времени у меня для этого просто не будет, особенно если учесть, что день у нас четко спланировать просто невозможно - очень часто возникают срочные выездные мероприятия, - рассказывает Тамара Литвинова, уточняя, что ее аппарат состоит из четырех помощников. С самого раннего утра все они тоже на своих рабочих местах - в соседнем кабинете. В качестве технической штатной единицы за Уполномоченным числится служебный автомобиль (он один на всю команду и на многочисленные разъезды по необъятным просторам Ленинградской области).

- Ездим на нем по очереди, - серьезно говорит Тамара Литвинова и напоминает, что времени для общения со мной у нее совсем немного, ведь уже в 10 часов должно начаться совещание в одном из комитетов, а потом надо ехать в Гатчину - общаться с людьми.

- От такого графика не устаете?

- Если я скажу, что не устаю, то, конечно, слукавлю. Но работать в таком режиме необходимо, иначе ничего не сделаешь, никому не поможешь. Встретиться с человеком, понять его проблему, постараться разрешить ее - для всего этого надо использовать каждую минуту.

- Что нравится делать, что - не очень? Ваша работа - это общением с детьми или больше с чиновниками?

- Основа основ нашей деятельности - рассмотрение обращений граждан. Сами дети обращаются редко, в основном это делают их родители. Для того чтобы разрешить любую проблему, мне приходится встречаться либо с представителями органов местного самоуправления, либо с представителями органов исполнительной власти области. В большинстве случаев без выезда на место не обходится. Также наше приоритетное направление - защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мы выезжаем в детские дома, дома ребенка, коррекционные школы-интернаты, инспектируем их, делаем заключение, которое затем уходит губернатору Ленобласти Александру Дрозденко, а он пишет поручения в соответствующие структурные подразделения для устранения выявленных нарушений.

- А часто удается увидеть конечный результат, полностью решив проблему?

- Приведу пример: к нам обратились несколько многодетных семей из дачного поселка Агалатово (Всеволожский район) - сказали, что у них в домах уже три года (!) нет света. После нашего вмешательства электричество людям дали 30 декабря, как раз перед Новым годом, который они, надеюсь, встречали уже с хорошим настроением.

По словам Тамары Литвиновой, таких примеров немало. Еще она с сожалением отметила, что часто люди не знают своих прав, не владеют информацией о том, в какие органы власти они могут обратиться, чтобы им помогли решить ту или иную проблему.

- Уполномоченный же не может знать о том, что творится в каждой семье, если люди сами об этом не заявляют. Важно помнить, что наши чиновники несут ответственность и за нарушения прав детей.

- Какие проблемы в семьях наиболее характерны для Ленинградской области?

- Практически весь последний квартал 2015 года нам приходилось рассматривать вопросы неполных семей, в которых со стороны взрослых нарушен порядок общения с детьми. Лично я уверена, что у детей должна быть полная семья: и папа, и мама. Из-за распада семей дети страдают больше всего, став заложниками произошедшего между взрослыми конфликта. Отмечу также, что через ребенка нам часто удается воспитать родителей. Еще сегодня нас беспокоят примеры насилия в отношении детей, в том числе в тех семьях, где, один из родителей не является родным по отношению к ребенку. Сейчас мы готовим памятку, чтобы люди еще лучше понимали, что и сами они несут ответственность за своих детей, чтобы они следили за их воспитанием, чтобы не допускали жестокого обращения с детьми.

По словам Тамары Литвиновой, ей приходит много писем от родителей, которые, например, жалуются на качество питания в школах. Уполномоченный с помощниками часто выезжают на проверки и подтверждают жалобы. Еще люди много пишут и рассказывают в доверительных беседах о межличностных конфликтах в учебных заведениях - характеры у детей разные, так что иногда дело доходят до синяков и шишек. Но это, наверное, не самое страшное.

- Почему, на ваш взгляд, против детей происходит так много преступлений насильственного характера? Да и сами дети нередко слишком рано начинают заниматься «взрослыми играми»…

- К сожалению, многие взрослые не осознают всей степени тяжести своих поступков и не представляют, что их ждет в будущем… Отмечу, что нравится нам это или нет, но воспитание и в школах, и в семьях должно быть усилено. Ведь сейчас часто бывает, что дети предоставлены сами себе, поэтому, например, 13-летний мальчик и 13-летняя девочка «общаются», пока их родители заняты, а учителям до них нет дела, в итоге у девочки - совсем еще ребенка - выявляется беременность сроком 6 месяцев!.. Отмечу, что не так давно одна из наших республик приняла закон о ранних браках с 14 лет (в виде исключения ранние браки разрешили в Башкирии. - Прим. ред.). Я думаю, что такого быть не должно, и на всей территории России молодые люди должны вступать в брак с 18 лет, когда уже приходит осознанное понимание всей ответственности, возлагаемой на создаваемый союз.

- Говорят, что наши дети сейчас становятся еще и более злыми?

- Возможно, одна из причин этого явления - интернет-зависимость, а также увлечение различными играми-страшилками, влияние фильмов для взрослых, которые могут провоцировать детей на необдуманные действия. К сожалению, агрессию у детей провоцирует еще и недостаток любви и общения в семьях.

- Полагаю, что причина многих проблем - праздность. Как в Ленобласти обстоят дела с занятиями для молодежи: спортивные секции, кружки по интересам работают?

- Наши дети не обделены. Во всех школах есть кружки, работает много спортивных секций - только занимайся! У нас сейчас даже пионерское движение возрождается! В области много исторических, культурных, духовных мест, проходят крупные акции - «Бессмертный полк», «Письма детей в Крым», День памяти в поселке Вырица, посвященный Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей (во время Великой Отечественной в Вырице находился детский концентрационный лагерь. - Прим. ред.). Детям все это просто необходимо, ведь именно после таких «шажков» появляется задел настоящего патриотизма и гражданственности, о которых сегодня так много говорится.

- Правильно ли, что ребенок сегодня зачастую имеет неограниченные права, в том числе «право на хамство» и даже на нарушение закона?

- Я против этого! Права не могут даваться отдельно от обязанностей. Дети должны усвоить, что нарушать общественные нормы, нарушать закон - недопустимо. Очень часто дети копируют поведение своих родителей, других взрослых, впитывают все - и хорошее, и нередко плохое. Всегда считала, что родители и дети должны разговаривать друг с другом откровенно и честно, ведь доверительный разговор лучше любого конфликта. Если же ребенок в чем-то провинился, то родители должны найти такие слова, чтобы исправить его поведение.

- Нередко из-за детей конфликтуют семьи, в которых один из родителей не является гражданином России.

- Мы подготовили брошюру, в которой пояснили нашим гражданам, вступающим в брак с представителями других стран, что необходимо как следует изучить отличия законодательств иностранных государств в отношении детей. Ведь даже Гаагская конвенция по возврату похищенных детей действует только в отношении тех государств, которые ее ратифицировали. Сегодня мы совместно с Министерством иностранных дел России решаем вопросы по возврату детей из Финляндии, Эстонии. В прошлом году нам удалось вернуть детей, оказавшихся заложниками ситуации, из таких отдаленных стран, как Таджикистан, Египет, Израиль.

- Вы можете назвать самые лучшие и самые отстающие районы Ленобласти с точки зрения детского благополучия?

- Наверное, так говорить нельзя. К нам со своими проблемами обращаются жители абсолютно всех районов. Больше всего обращений приходит из тех мест, где больше всего детей - Всеволожского, Гатчинского, и Выборгского районов. Если говорить об отдаленных местах, то там, на мой взгляд, проблемы чаще всего не решаются из-за правовой неграмотности людей.

- Если в каком-то из районов происходит ЧП с ребенком (пропажа, например), Уполномоченный обязан туда выехать? Насколько оперативно?

- Мы работаем строго по закону и сами своими силами розыскные мероприятия не проводим. Но каждый случай индивидуален, естественно, мы должны хорошо представлять, какая помощь от нас нужна в каждом конкретном ЧП. Когда в 2013 году в Отрадном пропал мальчик, мой помощник постоянно находился в штабе по проведению оперативно-розыскных мероприятий. В ближайшее время мы должны подписать соглашение по поиску пропавших детей с общественной организацией «Поиск».

Комментарий читателя ОК-информ

Ольга Спиридонова, Лужский район:

«Я прописана в Луге и обращалась к Уполномоченному Тамаре Литвиновой. Дело в том, что мой племянник - инвалид. Мальчику восемь лет, а он не говорит и не ходит. Врачи до сих пор не могут ему поставить диагноз и выявить причину сложного заболевания. Мальчик прописан в Петербурге в квартире у отца, но жить по месту прописки не может. Поэтому моя сестра (его мама) вынуждена снимать квартиру - то в Ленобласти, то в Санкт-Петербурге.

Из аппарата Уполномоченного по Ленинградской области нам позвонили и сказали, что отправят наше обращение к Уполномоченному по Санкт-Петербургу Светлане Агапитовой. Там нам кое в чем действительно помогли - оплатили стоимость переносного медицинского аппарата, например, но потом вдруг позвонили из поликлиники и отругали за то, что мы жалуемся.

Считаю, что работа Уполномоченных нужна, но помощь людям от них должна быть более конкретной».

Справка ОК-информ

Сегодня в Ленобласти работает 9 детских домов, в которых находится около 400 воспитанников. Надо сказать, что показатель «детского горя» сильно уменьшился по сравнению с 2008 годом, когда в 47-м регионе было 25 детдомов с более чем 6000 воспитанниками.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дарья, владелец небольшого салона красоты, 30 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии