Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

Пиотровский получил новый срок

 Фото: Анатолий Медведь/РИА Новости Фото: Анатолий Медведь/РИА Новости В конце прошлой недели глава Министерства культуры России Владимир Мединский объявил на совещании о том, что 71-летний директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский останется на своем посту и следующие 4 года - до 2020-го

Сам Пиотровский пока никаких комментариев о продолжении своей деятельности в музее № 1 Петербурга не давал, поэтому «Общественный контроль» решил опросить экспертов, чтобы узнать о том, как они относятся к продлению директорского срока руководителя главного музея Северной столицы.

Пиотровский - самый культурный российский дипломат

По словам депутата-«яблочника» Максима Резника, занимающего в Заксобрании должность председателя комиссии по образованию, культуре и науке, Михаил Пиотровский - на своем месте, поэтому продление с ним контракта можно считать правильным решением Минкульта. «Этот человек достаточно хорошо делает свою работу, к тому же вполне адекватно реагирует на критические замечания», - подчеркнул Максим Резник.

Историк Лев Лурье согласился с мнением петербургского депутата, рассказав, что продление контракта с Пиотровским - самое оптимальное решение. «В нынешней ситуации я не вижу никаких конкурентов Михаилу Борисовичу на посту директора Эрмитажа. Такого дипломатического искусства, умения выстроить отношения, умения не запятнать себя в самых сложных ситуациях, поддерживать контакт с Европой в непростой период наших взаимоотношений я больше ни у кого из руководителей не вижу», - заявил Лев Лурье.

«Пиотровский - профессионал мирового масштаба! Благодаря его деятельности Эрмитаж знают и любят во всем мире»

Как отметила Елена Бабич, руководитель общественного движения «Санкт- Петербург - духовная столица», Пиотровский - вечно ищущая натура, а это очень важно. «Кроме того, он вхож во все властные кабинеты, является почетным гражданином и обладает правом законодательных инициатив. Я часто бываю в Эрмитаже и вижу, что музей постоянно развивается, преображается, держит марку мирового уровня», - рассказала Елена Бабич.

Не стал критиковать Пиотровского и депутат-коммунист Алексей Воронцов. «Я лично знаком с Михаилом Борисовичем и хочу заметить: он профессионал мирового масштаба! Благодаря его деятельности Эрмитаж знают и любят во всем мире», - рассказал депутат, заметив, что, несмотря на свой возраст, Пиотровский по-прежнему невероятно активен, успевает совмещать музейную деятельность с преподавательской (Пиотровский руководит также Восточным факультетом Санкт-Петербургского университета. - Прим. ред.). «Это трудно. Может быть, ему следует все-таки чуть-чуть себя разгрузить, немного умерить амбиции? - с улыбкой предложил Алексей Воронцов. - Считайте это моим дружеским пожеланием Михаилу Борисовичу».

Пиотровский должен стать консерватором и подготовить преемника

По мнению руководителя движения «Санкт- Петербург - духовная столица», есть в управленческой модели Пиотровского и некоторые спорные. «Например, как мне кажется, иногда он просто боится показаться консерватором», - считает Бабич, замечая, что разумный консерватизм был бы Михаилу Пиотровскому только к лицу.

«До 2020 года Михаил Пиотровский должен успеть сделать очень важную вещь - подготовить преемника. Эрмитаж - огромное музейное хозяйство, и его нельзя передать простому менеджеру. Нужно выбрать достойного человека из лучших сотрудников, из людей, которые занимаются сегодня научной деятельностью»

«До 2020 года Михаил Пиотровский должен успеть сделать очень важную вещь - подготовить преемника. Эрмитаж - огромное музейное хозяйство, и его нельзя передать простому менеджеру. Нужно выбрать достойного человека из лучших сотрудников, из людей, которые занимаются сегодня научной деятельностью», - уверена Елена Бабич.

А вот по мнению Льва Лурье, в будущем директором российской музейной сокровищницы может стать гражданин любой страны. «Конкурс на пост директора Эрмитажа я бы сделал международным. На Западе это распространенная практика: американские музеи возглавляют англичане, английские - американцы. Может быть, и нашим музеем когда-нибудь будет руководить украинец или китаец, гражданство - не главное. Главное, чтобы люди были настоящими профессионалами и развивали Эрмитаж», - рассуждает историк.

Тему профессионализма также затронул Алексей Ковалев. Депутат-справедливоросс отметил, что для уменьшения ошибок при назначении того или иного руководителя необходимо вернуться к общественно-государственному управлению культурой, как это было во времена СССР. «Сейчас такого механизма, когда признанные деятели культуры и эксперты влияли на кадровые вопросы, нет, а это - полное безобразие. Думаю, что к ситуации с назначением Пиотровского это не относится, так как в любом случае все деятели культуры единогласно высказались бы за него».

Директор Эрмитажа должен быть ближе к народу

С Лурье категорически не согласен Анатолий Артюх, руководитель Санкт-Петербургского регионального отделения движения «Народный собор», который замечает, что даже с нынешним российским руководителем Эрмитаж потерял национальные русские черты. «Во многом деятельность Пиотровского противоречит традиционной культуре. Он, видимо, почувствовал себя человеком мира, забыв, что живет в России. Поэтому мы чувствуем, что для нас это чужой человек», - рассказал общественный деятель.

«Во многом деятельность Пиотровского противоречит традиционной культуре. Он, видимо, почувствовал себя человеком мира, забыв, что живет в России»

При этом Артюх соглашается, что Пиотровский - человек известный и во многих случаях «удобный», и замечает: «Я был бы рад, если бы он, оставшись на этой должности, стал бы прислушиваться к мнению народа. А пока позиция Пиотровского похожа на позицию обыкновенного бизнесмена. К тому же он считает себя владельцем и монополистом всего того, что находится в Эрмитаже», - подчеркивает руководитель регионального отделения «Народного собора».

Анатолий Артюх напоминает, что у Пиотровского натянутые отношения с православной церковью. «Он не хочет возвращать раку святого Александра Невского в храм, заявив, что в музее с нее пылинки сдувают, а в церкви она будет загублена. Не идет на компромисс по музейному храму, который не так давно был открыт после реставрации. Возможно, церковная служба в музейном объекте была бы небезынтересна. Люди других культур посмотрели бы на обряды православной церкви, приобщились к ней, духовно просветились», - предполагает общественный деятель.

На проблемы сосуществования светского государства и церкви обратила внимание и Елена Бабич, которая считает, что директор Эрмитажа Михаил Пиотровский поступил правильно, когда, например, выступил против передачи РПЦ Исаакиевского собора. «К сожалению, у нас сегодня наблюдается жуткий перекос в сторону религии, а мы должны сохранять культурные объекты. Я в этом плане поддерживаю Пиотровского, который отстаивает музейное дело», - рассказала она, отметив, что рака Александра Невского в Эрмитаже хранится в отличных условиях. Верующие к этому уже все привыкли и специально ходят в музей, чтобы посмотреть на нее. «В отреставрированном же храме, несмотря на то, что в нем не проводятся службы, тоже рассказывают про обряды, устройство церкви. Может быть, даже сегодня музей выполняет большую работу в плане православного просвещения, чем если бы это была обычная церковь», - объяснила Елена Бабич.

Справка ОК-информ

Михаил Пиотровский - российский организатор музейного дела, историк-востоковед и арабист, исламовед. Родился в 1944 году в Ереване. В 1967 году Пиотровский с отличием окончил Восточный факультет Ленинградского университета. С 1983 года работал в советско-йеменской комплексной исторической экспедиции - начальником отряда, а в 1989-1990 годах – начальником экспедиции. Также он участвовал в археологических раскопках на Кавказе и в Центральной Азии.

В 1991 году Пиотровский был приглашен в Государственный Эрмитаж, с 1992 года возглавил музей, коллекция которого насчитывает около 3 млн произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Государственный Эрмитаж входит в первую двадцатку самых посещаемых художественных музеев мира.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Катя, юрист, 33 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии