Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Февральская революция в фотографиях

 Фото: wikimedia.org Фото: wikimedia.org С приближением очередной годовщины Февральской революции «Общественный контроль» вспоминает это во многом незаслуженно отодвинутое в свое время в тень Октября событие

Вместе с фотографами начала прошлого века предлагаем прогуляться по улицам революционного Петрограда, попытаться ощутить настроение этого во многом переломного для страны момента, изменившего вектор развития страны на многие годы.

В последнее время среди историков бытует мнение, что в России не было двух (трех) отдельных революций, а была одна большая революция, грандиозное потрясение, вылившееся в гражданскую войну и обернувшееся диктатурой большевиков.

Начало революции было положено в Петрограде в конце февраля - начале марта 1917 года.  Старые фотографии позволяют пройтись по революционным адресам и погрузиться в атмосферу эпохи. События февраля 1917 года оказались в отличие от 1905 и октября 1917 года относительно неплохо задокументированы: даже накануне революции тем, кто был на улицах (фотографам, фотокорреспондентам) было ясно, что происходит что-то необычное. Опять же все события происходили в центре столицы, и фотографам можно было быстро до них добраться. Некоторые снимки Булла делал, не выходя из дому - прямо со знаменитого балкона своей мастерской на углу Садовой и Невского. 

В отличие от 1905 года, власть была слаба и контролировать работу прессы у нее уже не получалось. А после крушения самодержавия сами служители власти (городовые, околоточные) вынуждены были скрываться. Ну, и еще одна характерная черта событий: их яркость - многотысячные демонстрации, уличные бои (скажем честно, весьма ограниченные), выступления ораторов. Все это пылало ярко, даже слегка театрально. Людей не покидало ощущение, что вокруг творится история. Благодаря всем этим обстоятельствам до нас дошло множество интересных и живых (хоть и черно-белых) фотографий того времени.

Какие же сюжеты выхватывал объектив? Прежде всего, конечно, демонстрации:  демонстрация женщин, демонстрация студентов, демонстрация эстонцев. Кажется, весь город вышел на улицу и демонстрировал либо свое недовольство старой властью, либо (позже) радость и принятие новой.

Дальше настрой значительной части горожан изменится, но пока - это именно радость, восторг, принятие нового и отвержение старого. Демонстрации по сути своей и были Февральской революцией. И фотографам удалось запечатлеть основные события на Литейном проспекте, Невском, Знаменской площади, впоследствии получившей название «Площади Восстания» именно за февраль.

Митинги, конечно, были заметной частью политической жизни. Политик обязан уметь говорить, и говорить громко и четко. Если человек плохо говорит на публике - его политическая карьера нереальна.  Почти все политики того времени - прекрасные ораторы. И еще: митинги олицетворяли долгие годы запретной формы выражения политической воли. А теперь была свобода, которой активно пользовались все.

Ниспровержение символики: агрессия, накопившаяся за долгий срок достаточно сурового (если не сравнивать с большевистским режимом) государственного подавления, выплеснулась в уничтожение любых символов старой власти. Первыми пострадали  гербы и орлы. Их сбрасывали, выкидывали на лед каналов, жгли. Вскоре очередь дошла и до памятников царям и их слугам - но это уже когда к власти пришли большевики.

Начались пожары в полицейских участках - также весьма интересная и характерная история. Вроде бы в них видели те же символы власти и государственного подавления. Но как дружно и как быстро они вспыхнули в первые дни революции. Как уместно сгорели все архивы. Маловероятно, что эти события были связаны с народным восстанием, скорее архивы жгли те, кто был в этих картотеках и папках как агент, провокатор. В любом случае пожары в полицейских участках, судебных архивах были явлением настолько экстраординарным, что привлекали внимание общественности, и значит - попали на снимки.

Следующая важная тема снимков - революционные войска: как регулярная армия, так и милиция (то есть своеобразное народное ополчение). Войскам в Петрограде не очень-то хотелось на фронт. И активная революционная позиция явно давала перспективу какой угодно деятельности, кроме отправки на войну. Поэтому гарнизон стал одной из движущих сил революции.

На множестве фотографий мы видим солдат с революционными флагами, лозунгами, повязками, оружием. Солдаты активно позируют и явно довольны и своей ролью в событиях, и самой революцией. И, хоть столкновения и стрельба имели место в феврале, их масштаб был невелик, они почти не попали в кадр. То, что мы видим, в большей степени инсценировка, причем часто - очень наивная. По городу распространялись чудовищные слухи о засадах, о городовых с пулеметами на чердаках домов. И революционная солдатская масса уже активно искала и арестовывала врагов, зачастую столь же мифических, как и вооруженные пулеметами городовые.

Как следствие стрельбы и столкновений появились жертвы. Их фотографии всколыхнули общественность больше, чем миллионы погибших в предшествующие годы на фронтах Первой мировой. Фотографии погибших были сделаны крупным планом и настолько натуралистичны, что мы воздержимся от их публикации. Как следствие сообщений о жертвах уже после самих революционных событий состоялись похороны на Марсовом поле. И они вызвали настолько широкую общественную реакцию, были настолько важным событием, что чуть не затмили саму революцию. Десятки, а может быть и сотни тысяч людей пришли на похороны, траурная процессия шла по Невскому проспекту, забитому народом. Над свежей могилой политики выступали с пламенными речами. И все это точно и бесстрастно запечатлели объективы фотокорреспондентов.

Заканчивая небольшую фотопрогулку по революционному Петрограду, хотелось бы поднять важный вопрос о сегодняшнем отношении к данным событиям. Не секрет: значение Февральской революции долгие годы принижалось в пользу большевистской идеологии, превратившей скромный октябрьский переворот («заварушку» - по словам Луначарского) в так называемую Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Неслучайно от нее не осталось почти никаких достоверных фотофиксаций - и в учебники для школьников долгие годы вставлялись фотографии штурма Зимнего со съемок фильма Эйзенштейна.

Сможем ли мы относиться к своему прошлому так же, как, например, французы, которые уважают  свою Великую революцию, признавая ужасы якобинской диктатуры. Не размежевание и обострение противоречий, а поиск консенсуса и готовность к диалогу, не очернение, а изучение прошлого могут помочь достичь общественного согласия.


Первые дни Февральской революции. Манифестация, Литейный проспект.


Очередь за хлебом.


Сбивают орла.


Жгут орлов.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алексей, помощник адвоката, 50 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии