Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.37
Евро 99.53
Юань 1.27

Планы на будущее убивают настоящее

 Фото: gov.spb.ru/проект СПбГУ Фото: gov.spb.ru/проект СПбГУ Так называемая «Стратегия 2030» - долгосрочные цели, которые Петербург поставил перед собой в начале 2014 года - будет пересмотрена. Почти двадцатилетний опыт стратегического планирования в городе свидетельствует о том, что конкретных целей стыдливо стараются избегать. «Общественный контроль» искал для чиновников срок, когда спрашивать уже не с кого

В начале февраля члены экономического совета при губернаторе Санкт-Петербурга обсуждали корректировку целевых показателей Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года, называемой для краткости «Стратегия 2030». Необходимость корректировки, как сообщила пресс-служба Смольного, связана с изменениями законодательства, а также с необходимостью увязки со стратегией городских программ. Объяснения чиновников говорят о том, что, похоже, это были воздушные замки, подумает рядовой горожанин. Кто прав?

Стратегия 2030 принималась в мае 2014-го, а ее разработка упорно велась в течение года. В результате - когда документ был на финишной прямой, случились события на Украине, запустившие цепочку того, что привело страну, а вместе с ней и город, к совершенно иной социально-экономической реальности, чем была в 2013-м. Стратегию все равно приняли, несмотря на то что очевидность ее корректировки была понятна уже тогда. Зачем так старались?

Непредвиденные обстоятельства вторгаются в красивые планы далеко не впервые. «Общественный контроль» изучил историю стратегического планирования в Санкт-Петербурге и узнал, что сбылось, а что нет - и какие выводы сделали для себя чиновники.

План Яковлева

Санкт-Петербург стал первым городом в России, который разработал стратегический план своего развития. Этот тезис неоднократно упоминается в сопроводительных документах к тому самому плану 1997 года - видно, что его разработчики гордились этим фактом. Орган, который принимал документ, назывался пафосно - Генеральный совет плана. Возглавлял его тогдашний губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев. Приняли план 1 декабря 1997 года.

В 2004 году Леонтьевский центр, выступавший основным разработчиком плана 1997 года, опубликовал справку об итогах его выполнения, где честно признал, что примерно половина предусмотренных документом мер не реализуется.

Главной целью развития города декларировалось стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения. Также среди целей значилось укрепление Санкт-Петербурга в качестве главного российского контактного центра региона Балтийского моря и Северо-Запада России.

За множеством общих слов план содержал и конкретные целевые показатели, например - увеличение реальных доходов населения не менее чем на 15%; увеличение средней продолжительности жизни на 3 года; достижение средней обеспеченности жильем на уровне 20 кв. метров на человека (!); повышение доходов бюджета в сопоставимых ценах не менее чем на 20% (!!); переключение на Санкт-Петербург дополнительно не менее 20 млн тонн грузов из общего объема внешней торговли России; привлечение в город не менее 3 млн туристов ежегодно (!!!). Улучшение качества жизни, в частности, предполагалось измерять средним временем одной поездки в городе, которое не должно превышать было 40 минут (?). Срок достижения этих показателей назначили на 2003 год. И понеслось!

В 2004 году Леонтьевский центр, выступавший основным разработчиком плана, опубликовал справку об итогах его выполнения, где честно признал, что примерно половина предусмотренных документом мер не реализуется. Однако были и успехи. Только за 2003 год реальные денежные доходы населения выросли на 33,7%, объем жилья составил 22 кв. метра на человека, грузооборот только морского порта удвоился до 42 млн тонн. Строилась кольцевая автодорога, которая упоминалась в плане, в 2003 году был сдан Ладожский вокзал. Город вместе со страной как раз вошел в «тучное десятилетие» нулевых. Непонятно, почему так и забыли про время средней поездки по городу: ведь хороший придумали критерий в 1997-м!

Средняя продолжительность жизни в Петербурге к 2002 году снизилась по сравнению с 1997 годом у мужчин на 3,6 года, а у женщин на 1,8 года, составив соответственно 60,6 и 72,3 года.

Вместе с тем упоминавшаяся в плане реконструкция аэропорта была еще впереди, а реконструкция морского порта позже воплотилась в строительстве пассажирского терминала на намывных территориях Васильевского острова. Перенос же грузовых терминалов до сих пор остается в сфере далеких от реальности фантазий.

О целом ряде показателей справка об исполнении плана умалчивает. Так, ничего не говорится о том, что средняя продолжительность жизни в Петербурге к 2002 году снизилась по сравнению с 1997 годом у мужчин на 3,6 года, а у женщин на 1,8 года, составив соответственно 60,6 и 72,3 года. Да и сейчас средний показатель не намного выше - 74,6 года. Среднее время поездки на работу в 2003 году в Петербурге составляло 76 минут.

С доходами городского бюджета вышла еще более серьезная накладка. Если в 1997 году они составили 15,3 трлн рублей, то в 2003-м - 75,7 млрд. Здесь необходимо сделать поправку на деноминацию 1998 года, сократившую два нуля в ценах, однако разница все равно выходит двукратной. С другой стороны, когда писался план, никто не предполагал дефолта, также случившегося в 1998 году.

Однако городу удалось получить в 2003 году более 3 млн иностранных туристов, чему не в последнюю очередь способствовало масштабное празднование 300-летия Санкт-Петербурга. Правда, потом их число значительно просело.

Оценить развитие города по многим другим направлениям, заданным в 1997 году, гораздо сложнее, поскольку конкретные показатели указывались далеко не всегда. Но некоторые вещи видны и невооруженным взглядом. К примеру, едва ли кто-то назовет достигнутой и теперь цель «резко повысить качество услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве за счет развития конкуренции в сфере предоставления услуг и контроля со стороны жильцов за условиями соблюдения договора при оплате услуг».

Концепция Матвиенко

Отчет об итогах исполнения плана вышел уже после ухода Владимира Яковлева с поста губернатора, поэтому большого общественного резонанса не вызвал. При новом губернаторе Валентине Матвиенко поначалу программные документы писались лишь для отдельных отраслей и направлений. Но в 2007 году Валентина Ивановна также ступила на скользкий путь глобального планирования. В июле того года была принята Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года. Она, по сути, должна быть актуальна и сейчас, как никогда.

Среднюю продолжительность жизни в 2025 году планировалось довести до 69 лет у мужчин и 77 - у женщин. Валовый региональный продукт на душу населения - до 1,44 млн рублей в год (сейчас имеем 514 тысяч). 

Основной целью концепции было банально провозглашено повышение качества жизни. Только на этот раз много раз повторялось любимое на тот момент словосочетание губернатора «европейские стандарты». Из предыдущего плана была скопирована фраза о том, что город должен стать главным российским контактным центром региона Балтийского моря и Северо-Запада России. В остальном документ был значительно более конкретным, чем предшествующий, и содержал весьма объемные таблицы с целевыми показателями.

Так, среднюю продолжительность жизни в 2025 году планировалось довести до 69 лет у мужчин и 77 - у женщин. Валовый региональный продукт на душу населения - до 1,44 млн рублей в год (сейчас имеем 514 тысяч). Доходы населения предлагалось считать в отношении месячных среднедушевых доходов к величине прожиточного минимума. Предполагалось, что оно составит 15,2 (ныне достигли только 6). Жилая площадь на человека должна была вырасти уже до 35 кв. метров, а среднегородская величина трудовой транспортной доступности - до 45 минут.

В описаниях светлого будущего говорилось: «Улицы не перегружены стоящими автомобилями, появилась сеть привлекательных велосипедных и пешеходных дорог. Стали регулярными и удобными сезонные поездки по воде, для преобладающей части грузовых передвижений используются специальные дороги или дорожные полосы». На тот момент предполагалось, что нынешний 2016 год будет на полпути к этой прекрасной картине...

Концепция Полтавченко

Валентине Матвиенко также не пришлось отвечать за реализацию плана развития города - в 2011 году она перешла на работу в Совет Федерации.

Новое правительство под руководством Георгия Полтавченко в марте 2012 года прежний документ разумно отменило, одновременно приняв Концепцию социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года.

Отдуваться за планы пришлось новому главе города. Впрочем, новое правительство под руководством назначенного губернатора Георгия Полтавченко в марте 2012 года прежний документ разумно отменило, одновременно приняв Концепцию социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года.

В новой концепции практически не было ни одной конкретной цифры. Исключение составлял разве что такой пассаж: «Санкт-Петербург увеличит количество парков, садов, скверов и открытых водоемов и достигнет по площади зеленых насаждений, приходящихся на 1 жителя, уровня Лондона». Почему чиновники решили равняться на Лондон - далеко не самый зеленый европейский город, где на человека приходит 5 - 7 кв. метров насаждений, непонятно. Может, потому, что часто там бывали? В настоящее время в Петербурге, по официальным данным, выходит даже больше.

Про качество жизни в документе вообще забыли, основная цель декларировалась так: «Санкт-Петербург станет наиболее влиятельным среди городов Северной Европы». «Именно здесь транснациональные и российские корпорации разместят свои региональные штаб-квартиры, где будут создаваться современные технологии и обеспечиваться их внедрение на территории города», - мечтали чиновники. Важнейшими направлениями своей деятельности они видели развитие городской среды и транспорта, образование, здравоохранение, благоустройство и культуру.

Новая стратегия

Однако уже через год горизонт планирования был на всякий случай благоразумно отодвинут. Именно тогда в Смольном приняли решение разработать так называемую «Стратегию 2030». И здесь чиновники вновь не удержались от цифр, однако предпочли многие из них сделать относительными.

В документе прописывается, что в 2030 году петербуржцы будут зарабатывать в 1,4 раза больше, чем в среднем по России. ВРП также решили сравнивать не с предыдущими периодами, а со среднероссийским показателем.

Например, в документе прописывается, что в 2030 году петербуржцы будут зарабатывать в 1,4 раза больше, чем в среднем по России. ВРП также решили сравнивать не с предыдущими периодами, а со среднероссийским показателем, каким он будет к тому моменту. Подстраховались грамотно, что скажешь! Петербург просто должен будет превышать его в полтора раза.

Более конкретные показатели заданы, в частности, по средней продолжительности жизни (78 лет) и обеспеченностью жильем (35 кв. метров). И на том спасибо. Хотя - какой с них, стратегий, спрос?

В список общих благих пожеланий вернулись комфортные условия и высокое качество жизни. Также город должен стать второй столицей России (а был?), лидером региона Балтийского моря, передовым пунктом для освоения Арктики, центром культуры, науки, образования, туризма и высокотехнологичной промышленности. Как будто до этого Санкт-Петербург был где-то на задворках империи...

Где мы и где 2030 год?

«Одно время планирование было ругательством у нас в стране, потому что все считали, что план - это плохо, а рынок - это все, - говорит председатель постоянной комиссии Законодательного собрания Санкт-Петербурга по промышленности, экономике и собственности Юрий Гатчин. - Но жизнь показала, что это неправда и что планировать надо. Я приветствую работу в этом направлении, даже независимо от ее качества».

«Я не вижу никакого стратегического планирования, - говорит депутат Максим Резник. - Все, что делалось, - делалось для галочки, с моей точки зрения». Спорить можно, проверить некому - встретимся в 2030-м?

Депутат признает, что стратегические документы часто бывают популистскими. «Где 2030 год и где мы? Наверняка многие чиновники, которые принимали и разрабатывали эти программы, будут уже заниматься какой-то другой сферой деятельности», - разводит руками Юрий Гатчин. В этом смысле, по его словам, не был исключением и советский период. «К 1980 году программа партии была общественный транспорт бесплатным сделать», - вспоминает парламентарий. Впрочем, по его мнению, ровно 17 подпрограмм, содержащихся в «Стратегии 2030», реализуются на самом деле. Кто это проверит в 2030-м?

Его коллега по комиссии депутат Максим Резник придерживается более категоричной точки зрения. «Я не вижу никакого стратегического планирования, - говорит он. - Все, что делалось, - делалось для галочки, с моей точки зрения». Спорить можно, проверить некому - встретимся в 2030-м? Иногда кажется, что столь отдаленная перспектива на руку прожектерам: а что, сейчас настроим красивых планов, а когда придется отвечать - будут уже совсем другие чиновники. А какой с них спрос?

«Мировой опыт в реализации стратегии развития городов свидетельствует о том, что успешными они становятся только в том случае, если лежат в русле мировых трендов, - считает вице-президент Торгово-промышленной палаты Ленинградской области экономист Дмитрий Прокофьев. - Для того чтобы создать эффективную стратегию развития крупного города, необходимо искать для него место на мировой экономической карте, а не на региональной, - продолжает он. - Численность и степень концентрации населения Петербурга и Ленинградской области дают им ряд объективных преимуществ перед не только российскими, но и европейскими городами. Но реализовать эти преимущества возможно только в рамках глобальных экономических процессов. Современный экономический рост - это рост глобальных городов».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Михаил, сварщик, 18 лет Как Вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии