Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Остров за частный счет

 IzoeKriv/wikimedia.org IzoeKriv/wikimedia.org АНО «Центр подводных исследований» Русского географического общества планирует привлечь 6 млрд рублей в создание музейного комплекса на месте Петровского дока в Кронштадте. Проект пополнит внушительную копилку полузабытых инвестиционных инициатив, за счет которых Смольный планировал вдохнуть новую жизнь в полузаброшенный остров. Сам же город от проекта, по сути, устранился – программа развития Кронштадта урезана с 15 до 2,7 млрд рублей.

Проект комплексного развития территории объекта культурного наследия федерального значения «Канал им. Петра Великого с гидротехническими сооружениями» на сегодняшнем заседании городского правительства представила глава Комитета по инвестициям Ирина Бабюк. Она напомнила, что до 2015 года комплекс «Петровский Док», построенный по проекту Петра I в начале 17 века и являющийся памятником федерального значения, находился в ведении Минобороны РФ, но в прошлом году был передан в городскую собственность и закреплен на праве оперативного управления за ГБУ «Музей истории Кронштадта».

Впоследствии памятник предлагается передать инвестору. Им станет Автономная некоммерческая организация «Центр подводных исследований» Русского географического общества, которая готова вложить около 6 млрд рублей в создание на базе дока музейного комплекса и «Центра подводной археологии». Общая площадь дока составляет 58 тыс. кв. м, предполагается, что проектируемый комплекс займет 42 тыс. из них. В частности, 12,4 тыс. кв. м будет отдано под заполняемые водой доки, 10,7 тыс. займет «сухая» часть экспозиции, 11,5 тыс. кв. м. - конгрессно-выставочный центр, сама верфь 0 3,6 тыс. кв. м, остальное будет отдано под реставрационные мастерские и образовательные цели.

Как говорят в комитете, в комплексе будут экспонироваться затонувшие корабли и «исторические артефакты», поднятые со дна археологами. При этом крупногабаритные объекты планируются к сохранению в водной среде, для чего доковые камеры будут заполнены водой. Для осмотра погруженных в воду объектов будут использоваться прозрачные галереи и тоннели, из которых посетители смогут рассмотреть объект на различных уровнях и с различных ракурсов. На верфи исторического судостроения будут создаваться реплики исторических судов и кораблей с использованием исторически достоверных материалов и технологий.

Кроме того, у инвестора есть виды и на расположенный по соседству военный городок № 28, входящий в состав объекта культурного наследия федерального значения «Адмиралтейство». Городок, а это земельный участок в 20,8 га, 35 зданий на 37 тыс. кв. м. также планируется передать в городскую собственность. Если эти территории будут включены в концепцию создания «Центра подводной археологии», в них могут быть перенесены конференц-залы, лектории, консервационные и реставрационные мастерских и прочие вспомогательные помещения комплекса, что позволит увеличить площадь экспозиций, говорят в комитете. Завершить реставрационные и строительные работы на объекте планируется в 2021 году.

Остров невезения

В последние годы  Кронштадту повезло стать образцовым «русским полем экспериментов» для инвестиционной политики Смольного. На острове то и дело заявляются капиталоемкие фантасмагорические проекты, но ни один из них не был доведен до блестящей реализации. Так, еще в 2007 году власти во всеуслышание заявили о создании суперструктуры – Военно-учебного научного центра (ВУНЦ). В 2008 году Смольный и ВТБ подписывают меморандум о сотрудничестве, а ООО «Кронштадтские паруса» получает участок на острове, где должны были появиться учебные корпуса, деловые центры и жилье. Однако с приходом к власти Георгия Полтавченко проект развалился – администрация отменяет постановление о предоставлении участка, в 2014 году ООО «Кронштадтские паруса» покидает учредитель, компания «Империя» Сергея Матвиенко. Смена городского руководства разрушила и еще один мегапроект - перебазирование на намывные территории Кронштадта Адмиралтейских верфей. Соответствующее соглашение в 2010 году подписали Объединенная судостроительная компания и правительство города. Однако с приходом нового градоначальника проект решили пересмотреть, а в 2012 году ОСК предложили не намывать участок, а занять аэропорт «Бычье поле». Общественный контроль подробно освещал этот конфликт. В итоге от переезда отказалась уже сама ОСК. Сейчас проект отложен на неопределенный срок.

Целый фонтан инвестиционных задумок был связан с приходом на пост главы района самого «креативного» чиновника Смольного (входил в президентский резерв) Терентия Мещерякова. Будучи в статусе главы Фрунзенского района он наобещал жителям культурные и молодежные центры, районный театр и еще много чего. Однако с поста его уволили даже не за переходы – «креветки» на проспекте Славы, с которыми город разбирается до сих пор – а за прокол в ЖКХ. Многое обещал Мещеряков и Кронштадту. Например, приютить новый городской зоопарк, выудить из под крыла Минобороны все ветхие корпуса и превратить их в музеи и арт-пространства (идея фикс того времени в Смольном), аэродром Бычье поле чиновник планировал отдать под жилье, кронштадские форты – под яхтенные клубы, а сам остров превратить, ни много ни мало, в туристическую Мекку. Для этого на первых порах даже привлекли молодых архитекторов из ИТМО. Но дело закончилось, судя по всему, расклейкой QR кодов на остановках.

Минимальными вложениями

Актуализированную программу развития Кронштадта представила и глава Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Елена Ульянова. Актуализировали ее прежде всего в части финансирования – с изначальных 15 млрд рублей до 2,7 млрд рублей. Большая часть этих средств пойдет на инженерную и транспортную подготовку территорий – 1,7 млрд рублей (эти средства пойдут в том числе на реконструкцию развязки КАД-Кронштадское шоссе), на 817 млн рублей город построит и выкупит социальных объектов, по мелочи уйдет еще 267 млн рублей.

В общем целом остров комитет предлагает поделить на 6 зон исходя из предполагаемых функций. В 2016-2017 годах планируется облагородить западную часть острова, благоустроив природный заказник «Западный Котлин». Аэропорт «Бычье поле» планируется использовать, все же, по прямому назначению – Комитет по транспорту должен за 2 года выполнить предпроектные проработки создание здесь аэродрома авиации общего назначения.

Две большие зоны в комитете определили под жилую и общественно-деловую застройку. Во-первых, КИО, КГА и НИПЦ Генплана должны подготовить проект разрешения и ППТ на создание намывных территорий под названием «Северный парус» в северо-восточной части острова, а администрация района должна продумать вопрос привлечения инвестора для строительства жилья и офисной недвижимости. Речь идет о намыве более 200 га новой земли для строительства около 150 тыс. кв. м. недвижимости.

Инвестора в Смольном ищут и для комплексного развития квартала №18 между ул. Литке, Цитадельским шоссе, береговой линией Невской губы и Кронштадтским шоссе. Город берет на себя обязательства по строительству инженерной и социальной инфраструктуры в квартале площадью 65 га, инвестору остается лишь построить 35 тыс. кв. м недвижимости. ППТ квартала утвержден еще в 2014 году, сейчас территория застроена с севера в районе Кронштадтского шоссе, с юга – неблагоустроенное побережье и огороды. Осложняет дело потенциальному инвестору наличие на участке 6 объектов культурного наследия, среди которых участок предполагаемого Дворца Петра Первого, Дача Верещагина с парком, жилой комплекс крепостной минной роты и т.д.

Как ожидают в комитете, по итогам реализации программы, к 2020 году на территории острова в стадии реализации будет как минимум 10 крупных инвестпроектов, район пополнят более 100 новых промышленных предприятий (для них уже зарезервирован еще один бывший участок Минобороны), численность постоянного населения вырастет на 10 тыс. человек, а жилой фонд – на 200 тыс. кв. м.

Но самая фантастическая цифра комитета - это ежегодные туристические потоки. Через 4 года, по прогнозу комитета, поток на остров составит более 3 млн туристов в год, это половина всего городского потока. Для кого-то это обернется головной болью, а для малого бизнеса и карманников – новыми возможностями.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ольга, в процессе смены деятельности, 45 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии