Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.07
Евро 99.93
Юань 1.29

Петербургскому метрополитену требуется аудит

 Фото: Игорь Руссак/РИА «Новости» Фото: Игорь Руссак/РИА «Новости» В беседе с «Общественным контролем» об этом заявил депутат Заксобрания Максим Резник. Не так давно он обратился вице-губернатору Игорю Албину с просьбой проверить, куда уходят рекламные доходы питерской подземки. После этого Смольный запросил отчет о финансовой деятельности рекламных операторов, работающих в метро. Отчитаться они должны за три последних года

Куда пропадают пассажиры?

О прибыльном для посредников рекламном бизнесе в ГУП «Петербургский метрополитен» мы расскажем немного ниже. А сначала хотелось бы, в который уже раз поразмышлять над вопросом, почему руководство питерской подземки так упорно держится за жетоны и не желает менять их на электронные носители.   

Пугает тот факт, что каждый год и чуть ли не каждый месяц количество воспользовавшихся услугами петербургского метрополитена людей действительно сокращается.

Многочисленные эксперты уверяют, что манипулировать жетонами в объеме огромного метрополитена очень сложно. Не могут же сговориться и мошенничать сразу все сотрудники 67 станций. Хотя с другой стороны, торговать жетонами у турникетов, это, действительно, вчерашний день. А вот если, допустим, ухитриться и выдать заниженную цифру пассажиров, прошедших через эти самые турникеты? Это, конечно, всего лишь предположение. Однако настораживает тот факт, что каждый год и чуть ли не каждый месяц количество воспользовавшихся услугами петербургского метрополитена людей действительно сокращается. К чему бы это в городе, население которого все время возрастает по данным статистики?     

Надо сказать, что, по официальным данным, питерская подземка теряет своих пассажиров уже не первый год. С 2011 количество пассажиров сокращается в среднем на 2% в год. В 2015 году подземка перевезла 741,7 млн пассажиров, что на 2,8% меньше, чем в 2014 году.

«Данные за январь 2016 года показали, что ситуация не улучшилась и пассажиропоток по-прежнему продолжает снижаться. В январе услугами петербургского метрополитена воспользовалось на 5,5% меньше, чем в январе 2015 года», - рассказали ОК-информ в пресс-службе Петербургского метрополитена.

В уменьшении пассажиров специалисты метрополитена видят самые разные причины: это и высокая автомобилизация населения, и закрытие станций на капремонт, и снижение пассажиропотока на станциях, связанных с железнодорожными узлами (жители, приезжающие из Ленобласти стали меньше пользоваться метро).

По словам депутата Заксобрания Максима Резника, подобные пассажиропотери надо проверять и перепроверять. «Вопросы к нашему метро есть не только у меня, но и городской Контрольно-счетной палаты. Один таких из вопросов - оборот жетонов. Мне не понятно как он контролируется», - уверен депутат.

С 2011-го количество пассажиров сокращается в среднем на 2% в год. В 2015 году подземка перевезла 741,7 млн пассажиров, что на 2,8% меньше, чем в 2014 году.

Почему метрополитен постоянно заявляет об уменьшении количества пассажиров, вполне резонно задается вопросом и депутат: «Некоторые аргументы руководства метрополитена мне кажутся просто смешными. Например, нам заявляют вдруг про увеличение автовладельцев, и следовательно отток людей, пользующихся общественным транспортом, хотя продажи в автосалонах города резко упали. Но есть, конечно, и объективные причины, с которыми не поспоришь, это, например, уменьшение количества мигрантов. И, тем не менее, считаю, что Петербургскому метрополитену нужен серьезный аудит», - заявляет Максим Резник.

В самом метрополитене подобные подозрения отвергают. «Нас постоянно контролируют, проводят проверки: налоговая, прокуратура, аудиты, МЧС, Роспотребнадзор. Если бы можно было что-то найти, то уже давно бы нашли», - уверяет пресс-секретарь подземки  Юлия Шавель.

Вопросы о жетонах и чеках, по ее словам, представители СМИ задают постоянно. «Все учетные операции, связанные с оборотом жетонов у нас осуществляются с помощью Автоматизированной системы контроля оплаты проезда метрополитена (АСКОПМ). Эта программа позволяет отслеживать движения жетонов», - говорит Юлия Шавель, добавляя, что выемка жетонов из турникета производится несколько раз в день, в присутствии трех человек, в том числе сотрудника полиции. Введение стандартной чековой системы, по ее словам, в ближайшее время на метрополитене не планируется. Однако, любой пассажир (допустим, для отчета о командировке) может при покупке жетона в кассе метрополитена получить товарный чек. Почему в Москве кассиры в метро это делают автоматом и всегда, а не по просьбам «командировочных» остается загадкой.

Была реклама для «дяди», станет для города

В начале материала мы упоминали о проверке деятельности рекламных операторов, работающих в питерской подземке. Дело в том, что сложилась непонятная ситуация, когда рекламные посредники зарабатывают на рекламе в метро больше, чем весь метрополитен. Согласно данным из открытых источников прибыль компании «Проспект», занимающейся распространением рекламы - 492 млн рублей, а прибыль ведомства начальника метро Владимира Гарюгина, которое предоставляет рекламщикам площади ГУП «Петербургский метрополитен» - 349 млн рублей.

Прибыль компании «Проспект», занимающейся распространением рекламы, - 492 млн рублей, а прибыль метрополитена, который предоставляет рекламщикам площади, - 349 млн рублей.

Такая ситуация не могла не взволновать депутата Максима Резника, который обратился к вице-губернатору Игорю Албину с просьбой проверить, куда уходят рекламные доходы питерской подземки.

После этого в Смольном прошло совещание, на котором было принято вполне разумное решение о переделе рекламного рынка метро. Уже известно, что работать над новой генеральной схемой размещения рекламы в метрополитене будут два городских комитета - Комитет по градостроительству и Комитет по охране государственных памятников. Подробности схемы нам пока не известны, но уже ясно, что ее обсуждение пройдет, в том числе с участием представителей общественности, а это значит, можно надеяться на то, что в будущем деньги действительно будут поступать в бюджет госпредприятия, а не в карман никому не известному «дяде».

«Я только накануне получил протокол совещания на согласование и уже выслал замечание, чтобы в него внесли, что обсуждение генеральной схемы размещения рекламы проходило, в том числе с участием депутатов и градозащитников. Об этом говорилось на совещании, но почему-то в итоговом протоколе это оказалось не отражено», - рассказал Максим Резник.

Своего коллегу по парламенту поддерживает Игорь Коровин, который уверен, что в нынешних условиях нельзя разбрасываться государственными деньгами. «Я тоже не понимаю, с какой стати посредники наживались на рекламном рынке? И почему сам метрополитен не мог на своей площади размещать рекламу? Здесь явно большие деньги оседали в чьем-то кармане», - предположил депутат.

Эксперты «ОК-информ»

Как сообщили нашему СМИ в Контрольно-счетной палате (КСП), еще в 2014 году в ГУП «Петербургский метрополитен» проводилась выборочная проверка. Проверялась работа организации в период за 2011-13 годы. В результате были обнаружены финансовые нарушения на общую сумму более 9,23 млрд рублей. При этом по отдельным нарушениям проверяющие так и не смогли оценить ущерб, так как им просто не предоставили необходимые данные.

«В результате осуществления пяти инвестпроектов по строительству наземных вестибюлей станций «Обводный канал», «Международная», «Бухарестская», «Звенигородская», «Адмиралтейская» на арендуемых метрополитеном земельных участках общей площадью 32 035 кв. м у инвесторов появились в собственности торгово-развлекательные комплексы общей площадью 126 290,5 кв. м, а также возможность выкупа земли по льготной цене в процессе приватизации. Одновременно, плата инвесторов в городской бюджет составила всего лишь 107,2 млн. рублей, площадь помещений наземных вестибюлей, подлежащих передаче Санкт-Петербургу, составила 7 396 кв.м (5,5 % от построенных площадей)», - рассказали в КСП.

Правда, метрополитен нарушений не признал и подал на предписание КСП в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти. Любопытно, что во время рассмотрения дела в суде сразу два комитета Смольного – Комитет по транспорту и Комитет финансов отзывали свои первоначальные показания, согласно которым они признавали себя потерпевшими в результате действий руководства метрополитена. Сейчас в деле назначена очередная экспертиза.

В КСП также проинформировали о том, что тарифные расценки на рекламу в метро были утвержденные еще в 2009 году, и с тех пор ни разу не пересматривались. 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Настя, помощник бухгалтера, 27 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии