Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Сухой закон у школ и больниц предлагают «обмыть»

 Сергей Артемьев для ОК-информ Сергей Артемьев для ОК-информ Идея Минпромторга вернуть торговлю алкоголем в запретные зоны около социальных, медицинских, образовательных и спортивных учреждений вызывало неоднозначную реакцию среди экспертов. Доводы «за» и «против» - в материале «Общественного Контроля»

Минпромторг подготовил законопроект, разрешающий продажу алкоголя в магазинах, расположенных около социальных и спортивных объектов.  Для этого нужно исключить из федерального закона о регулировании алкогольного рынка понятие прилегающих территорий, которые, в зависимости от региона, могут составлять от 10 до 1000 м. По словам замминистра Виктора Евтухова, эти ограничения привели к тому, что в некоторых городах легально торговать алкоголем можно будет только на кладбище. При этом по мнению Евтухова, ограничения только усугубляют алкоголизацию населения, способствуют нелегальной торговле и взяточничеству. Так, известны случаи, когда у владельцев магазинов требуют деньги только за то, чтобы по соседству не открылся массажный кабинет или спортивный зал. При этом ведомство уверяет, что количество магазинов и кафе сокращается, а бюджет недополучает налоги и акцизы.

Виталий Милонов: «Депутаты перед выборами такой закон не поддержат»

Депутат петербургского Заксобрания Виталий Милонов в беседе с ОК-информ раскритиковал законопроект и выразил уверенность, что его коллеги-парламентарии подобный документ не поддержат:

«Я уверен, что этот законопроект не пройдет. Он предлагает сделать жизнь тех, кто наживается на здоровье наших граждан, еще легче. Задача Минпромторга – помочь извлечению прибыли любым путем. Но здесь надо идти другими путями – например, помогать развивать семейный бизнес. А чтобы продавать пиво, много ума не надо. Магазины сомнительного качества, руководство тоже часто за гранью… Пускай посмотрят, как за границей – нигде таких бомжатников, как у нас, нет. В Италии, например, алкоголь тоже можно продавать везде, но там все прилично и красиво. А в Финляндии, где алкоголизация выше, все под государственной монополией, - считает Виталий Милонов.

Депутат уверен, что Минпромторг должен заботиться не о повышении «спаиваемости» населения, а борьбе с контрафактной продукцией, количество которой достигает 30%.

«Это самая главная на сегодня задача Минпромторга. Я уверен – депутаты не поддержат этот законопроект. Только начали разгребать Авгиевы конюшни – и вот что, снова все вернуть? Нет, этого не будет, особенно перед выборами», - считает Виталий Милонов.

Максим Черноговский: «Около детей – нельзя, а взрослым – можно»

Эксперт постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности Заксобрания Санкт-Петербурга, генеральный директор Клуба профессионалов алкогольного рынка, кандидат экономических наук Максим Черниговский рассказал ОК-информ, что бороться с алкоголизацией населения надо другими путями, а запретительные меры в России вообще плохо работают. 

«У нас и без того очень жесткое законодательство в области регулирования алкогольного рынка, особенно после внедрения концепции по борьбе с алкоголизацией населения, - считает Максим Черниговский. – Но ужесточения ни к чему хорошему не привели. Например, 5 лет назад объем нелегального алкоголя составлял 35%, сейчас – больше 50%. Это связано с повышением акцизов, в том числе. За 5 лет акцизы на водку, например, повысились вдвое, и в связи с этим произошел рост контрафактного алкоголя. И, что самое страшное – резко возросло количество денатуратов: в России больше 12 тысяч человек в прошлом году погибли от него, мы занимаем первое место в мире по данному показателю».

По мнению эксперта, сейчас желающие могут круглосуточно купить через интернет практически любой алкоголь, в том числе контрафактный. Пятилитровая канистра стоит 5 тысяч рублей, но что в ней - неизвестно.

«И в этой системе никакое ужесточение не имеет практической составляющей. Все ужесточения касаются только легальных производителей, а нелегалы как торговали, так и продолжат торговать», - считает Черниговский. Кроме того, все ужесточения, в основном, касаются малого бизнеса, доля которого в нашей стране и так занимает очень небольшой процент ВВП.

«В России доля ВВП от малого бизнеса за последние годы снизилась с 25 до 20%. А в Европе, США, даже в Индии она достигает 50 и больше процентов, - считает Максим Черниговский. – При этом у нас 95% компаний, которых касаются запреты – это как раз малый бизнес. Конечно, основной оборот этих павильонов составляет торговля пивом и табаком. И в этих запретных зонах они разоряются, особенно в центре Петербурга, где, куда не пойди – либо школа, либо больница. И это целая проблема. Я считаю, что именно поддержка малого бизнеса была в основе логики Минпромторга».

Между тем, по мнению эксперта, к решению вопроса надо подходить осторожно.

«С другой стороны, Россия занимает первое место по нелегальному рынку алкоголя, первое место – по смертности от него, но и первое место по количеству несовершеннолетних, употребляющих алкоголь. На основе этого предложение возвращать алкоголь к учебным заведениям, мягко говоря, спорно. Но нужны ли такие жесткие меры у поликлиник и больниц – я лично сомневаюсь. Не уверен, что нужны такие жесткие меры и на стадионах. ФИФА уже заявила, что на Чемпионате мира по футболу на стадионы вернется алкоголь – хотя бы потому, что пивзаводы являются основными спонсорами ЧМ. Словом, я противник снятия запрета у общеобразовательных учреждений, но у стадионов и учреждений здравоохранения никакой опасности торговли алкоголем я не вижу. Если все запрещать и ничего не поощрять, то далеко мы не продвинемся. И я еще искренне не понимаю, почему не работают в этом направлении правоохранительные органы, ведь вычислить точки контрафактного алкоголя большого труда не представляет».

Кстати, самые высокие показатели отравлений от суррогатного алкоголя были зафиксированы в середине 1990-х годов. Так, в 1995 году от алкогольных отравлений умерли 55 тысяч россиян, что втрое выше показателя 1991 года и в 5 раз выше разгара «горбачевского» сухого закона, когда за один 1987 год от отравлений суррогатами скончались 11 тысяч человек. Эксперты связывают рост контрафакта с резким сокращением легальным мест реализации алкоголя и большими очередями.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Юрий, владелец торговой лавки, 26 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии