Дан старт проекту по созданию «Реестра доверия»
О миссии и этапах создания нового инструмента предквалификационного отбора участникам конференции подробно рассказал генеральный директор Национального центра Владимир Шахов.
От стандартов развития к реестру доверия
Стандарты – это оружие двойного назначения. С одной стороны – это сила продвижения на рынок, с другой – защита рынка от некачественной продукции и услуг, т.е. инструмент отсечение недобросовестного бизнеса. И в этой битве сила основана на знании. Данные опроса, проведенного ФБУ «Тест – С.-Петербург», показали, что 60% предприятий, ведущих инновационные разработки, не владеют в достаточной степени вопросам стандартизации. 30% опрошенных оценили значение Федерального закона «О стандартизации в РФ» как среднее или затруднились оценить степень его влияния. Между тем, если знать, как применять закон на практике, не бояться вложений в стандартизацию, сначала будет микроэкономический эффект, а за ним последует макроэкономический – « Вклад стандартизации в ВВП любой страны составляет около 1%», привел такие данные на конференции в Петербурге руководитель Росстандарта Алексей Абрамов.
С 1 июля закон заработает в полную силу. Вместе с тем, возможность использовать ссылки на стандарты в нормативных правовых актах есть с сентября 2015 года. «Пока практика не сильно распространена», - сообщил А.Абрамов, - «Последняя ласточка, которая касается вопросов размещения рекламных конструкций, это достаточно болезненный вопрос, ссылка на стандарт использована не в классическом акте Правительства, а в документе, который все равно принимается в связи с Техническим регламентом». Для регуляторов тоже организуют обучающие семинары и разъяснят, как использовать документы по стандартизации, сообщил чиновник.
Какой бизнес защищаем?
«С нормальной продукцией плохо, с фальсификатом хорошо» - емко обрисовал ситуацию на внутреннем рынке первый заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Андрей Лоцманов. 65% масла на рынке подделка, 40% бензина тоже. "Через прямые ссылки на стандарт можно быстро и эффективно решать вопросы безопасности. Появляется ответственность. Если пишем на упаковке ГОСТ, содержание должно отвечать ГОСТу», - выделил одно из преимуществ закона о стандартизации А.Лоцманов. Риторика конференции – защищать добросовестных и ужесточать госконтроль в отношении недобросовестных. И здесь каждый регулятор вносит свою лепту. Федеральная служба по аккредитации в борьбе за качество на свой счет записала 3 тысячи изгнанных с рынка компаний. Сегодня в реестре Росаккредитации 7800 организаций. Но «серая зона» продавцов липовыми сертификатами соответствия процветает. И здесь наводить порядок вместе с федеральной службой будут сообща два министерства – Минэкономразвития и Минпромторг. «В единый госреестр Росаккредитации внесут информацию о сертификатах соответствия, выдаваемых в рамках СДС», - сообщил Константин Леонидов, директор Департамента государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений Минпромторга РФ. Эта мера, вероятно, повлияет и на качество исполнения госзаказа. В перспективе, с принятием закона-спутника к закону о стандартизации, ссылки на нацстандарты закрепятся и в контрактной системе. В требованиях к конкурсной документации предлагается прописать условие о преимущественном осуществлении госзаказа по стандартам. Пока на сертификацию бизнес тратит миллиард в год, как подсчитали в Минэкономике, а доля поставщиков в закупках для госнужд, не исполняющих обязательства растет. По данным министерства в кризисный 2015 год расторгнуто 495 тыс. контрактов на сумму 1,15 трлн руб., что на 34% выше показателей 2014 года.
Квалификация с компетентностью эквивалентны качеству с безопасностью
«Эта формула государственного подхода должна быть вовлечена в практику госзакупок»,- считает эксперт в области стандартизации Владимир Шахов. Технический комитет по стандартизации 066, которым он руководит 3 года, разработал 10 стандартов в области оценки опыта и деловой репутации бизнеса. Три из них – для рынка строительных услуг - активно задействованы в системе контрактных отношений. Соответствие требованиям стандартов деловой репутации обеспечило победу в каждом втором конкурсе, проанализировали в ТК 066 практику участия сертифицированных компаний в закупках.
«Стандарты работают, опыт и практика применения появились. А что дальше? Мы решили, что должна появиться единая база доверия, которая объединит все компании, подтвердившие свое соответствие лучшей практики. Родилась идея создать Национальный реестр надежных поставщиков товаров, работ и услуг, который на безвозмездной основе будет полезен заказчикам, инвесторам и потребителям продукции» - поделился планами Владимир Шахов.
В мировой практике такие квалификационные системы доказали свою эффективность. Наиболее успешная, получившая признание во многих развитых странах, единая квалификационная система «Ахиллес» разработана для компаний нефтегазового комплекса. «Ахиллес» обеспечивает доступ к точной и актуальной информации, позволяет закупающим организациям найти потенциального поставщика товаров, работ и услуг, оценить как финансовую устойчивость поставщика, так и риски, связанные с качеством и безопасностью предоставляемой продукции и услуг. Система унифицирована, устраняет дублирование информации и экономит время. Присоединение к системе обеспечивает автоматический «выброс» предложений на мировой рынок. В России есть потребность в аналоге, адаптированном под наши реалии. Об этом свидетельствует не только интерес бизнеса к проекту по созданию реестра, но и уровень вовлеченности профессиональных союзов и ассоциаций в разработку методик его ведения. В числе активных участников процесса: МТПП, НЛС, НОСТРОй. Достигнута договоренность о включении проекта в перечень основных направлений деятельности Академии профессионального образования Национального объединения строителей, на базе которой в ближайшее время пройдет серия круглых столов по продвижению проекта. Проект также поддержали: АНО «Российская система качества», Союз производителей нефтегазового оборудования, Инженерное республиканское унитарное предприятие «Белстройцентр» (Республика Беларусь), РСПП.
«Проект очень интересный. И мы готовы тут сотрудничать и помогать. Я знаю, что и у наших компаний уже появился серьезный интерес к этой работе», – заметил первый заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Андрей Лоцманов.
Одно из преимуществ реестра - недискриминационный подход. Дорога в реестр открыта всем, но через процедуру соответствия критериям надежности. Чистоту рядов обеспечит трехуровневая система отбора. В первый уровень предлагается включать компании, отвечающие требованиям Национальных стандартов по оценке опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Во-второй – прошедшие процедуру оценки на соответствие внутренним методикам ассоциаций, союзов, отраслевых объединений, разработанных совместно с держателем Реестра. В третий - не прошедшие процедуру оценки соответствия 1 и 2 уровня, но желающих стать членами Реестра. В этом случае компании самостоятельно предоставляют данные о своей организации и включаются в Реестр в качестве кандидата. Срок включения компании в Реестр - год. Предусмотрена ежемесячная актуализация данных. На начальном этапе для широкого пользования предлагается открыть актуальную базу надежных поставщиков строительной отрасли. Это самая конкурентная сфера, подсчитали в Минэкономике. В отраслевом разрезе 39% затрат на закупки для госнужд приходится на строительство.Объемы госзаказа в 2015 году составили более шести триллионов рублей. В тестовом режиме реестр должен заработать уде в марте.
- Строители хотят ясности в вопросе подтверждения опыта
- В Госдуму поступил законопроект о возможности изменения стоимости контрактов на строительство
- В России утвердили план развития и поддержки инжиниринговой деятельности
- Правительство Петербурга подготовило второй пакет мер по поддержке бизнеса
- Бизнес-отель «Карелия»: уже четыре звезды!
- Качество и надежность как основа гособоронзаказа
- Владимир Шахов: ПРОФСДС в диалоге с органами власти
- Перезагрузка рынка сертификации требует общественного контроля
- Национальный центр «Специальный ресурс» вошел в состав нового Общественного совета при Росстандарте
- Рынок СДС должен работать по цивилизованным правилам