Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Смольный раскрыл социальные тайны

 Фото: Анна Зобнина/OK-inform Фото: Анна Зобнина/OK-inform Ради отчета о социальных достижениях и проблемах Петербурга собрались все самые высокопоставленные чиновники Смольного. Зажигали по-взрослому, не боясь отвечать на самые рискованные вопросы журналистов

Пресс-конференция в ТАСС оказалась одновременно и отчетной за ушедший 2015 год, и посвященной году наступившему. Ради такого важного события с журналистами почти два часа вместо запланированного часа общались «социальный» вице-губернатор Ольга Казанская, председатель комитета по социальной политике Александр Ржаненков, его коллега из комитета по здравоохранению Валерий Колабутин, председатель комитета по труду и занятости Дмитрий Чернейко. Столь представительное собрание, видимо, объяснялось тем, что Петербург может если не гордиться своей социалкой, то не краснеть за нее. По крайней мере, за 2015 год и по сравнению с другими российскими регионами. Но перемены будут, и серьезные, - пообещали чиновники.

Ольга Казанская: «Эта полоса оказалась белой»

Вице-губернатор рассказала, что от 2015 года ожидали негатива, вполне закономерного из-за экономической ситуации в стране. Еще в 2014 году был даже разработан специальный план «для утопающих» - по повышению устойчивости социально-экономического развития Петербурга. Однако неожиданно 2015-й оказался не только не депрессивным, но и рекордным: были выполнены все социальные обязательства, на что потратилась треть городского бюджета.

Ушедший год неожиданно побил 30-летний рекорд рождаемости: в 2015 году в Северной столице родилось 70 725 детей (к примеру, в 2010 году - 55 тысяч, в 2012 году - 62,7 тысяч малышей). Общий показатель рождаемости составил 13,6 человек на 1 000 населения, что идентично лучшим европейским показателям. Причем Ольга Казанская подчеркнула, что этот скачок возник вовсе не из-за «помощи» мигрантов, в том числе и местных, а преимущественно за счет коренного населения Петербурга.

«Естественный прирост населения идет с 2012 года, до этого мы фиксировали только естественную убыль, - констатировала вице-губернатор. - Это значит, что мы сломили так называемый “русский крест” - превышение смертности над рождаемостью. Это, безусловно, радует, но и требует решения очередных проблем с врачами и детсадами».

Александр Ржаненков: «Богатые платят за социалку, и это справедливо»

Председатель комитета по соцполитике Александр Ржаненков отчитался, что из 5 млн петербуржцев более 3 млн так или иначе получают различные меры социальной поддержки. В городе 88 категорий льготников.

«Мы отчетливо видим социальное спокойствие населения, а на вызовы реагируем адекватно. Финансовые источники растут: в 2015 году получили на 4 млрд больше, чем в предыдущие годы. Основная масса средств идет на конкретные счета льготников и на дополнительные меры соцподдержки нуждающимся», - уточнил Ржаненков.

Однако 2016 год вносит серьезные коррективы в отрасль. Вступил в силу новый федеральный закон о соцобслуживании, согласно которому требуется непростая индивидуальная работа на основе сформированных программ. Это означает, что теперь за ряд социальных услуг придется платить, причем исходя из конкретных материальных условий семьи. Если раньше любой льготник (даже при наличии пары олигархов в семье) мог получать все социальные прелести бесплатно, то теперь определенные услуги будут оказываться только за деньги. И это справедливо, как считают чиновники, потому что эти средства можно потратить на тех, кто действительно серьезно нуждается. Однако подчеркивается, что каждая ситуация будет рассматриваться индивидуально.

В 2015 году на 5 тысяч выросло количество многодетных семей. Сейчас их в Петербурге около 30 тысяч, причем каждая пятая семья получает те или иные меры соцподдержки.

«Это особые уникальные семьи, настоящие патриоты, мы ими гордимся!» - восхитился Александр Ржаненков.

Не может не радовать, что в базе детей-сирот, нуждающихся в опеке или усыновлении, сейчас всего 1 700 человек. Еще год назад их было около 3 тысяч. В петербургских семьях сейчас живет более 10 тысяч детей-сирот.

По словам главы комитета, стремительно тает очередь в социальные учреждения для пожилых и инвалидов. В дома общего типа на очереди сейчас остаются 300 человек (было - 1 000), в психоневрологические дома-интернаты (ПНИ) - 60-70 человек.

«Но обещаем к 2017 году ликвидировать эту очередь», - пообещал Ржаненков.

Валерий Колабутин: «Петербург может уже стать центром медицинского туризма»

Председатель комздрава Валерий Колабутин тоже сообщил, что с медициной все неплохо: бюджет исполнен на 99,7%, дорожные карты выполнены и даже перевыполнены. По словам Колабутина, зарплаты петербургских медиков стали даже выше нормативных.

За год выполнено 1,5 млн вызовов скорой помощи, из фондов ОМС сделано 23 тысяч операций по удалению катаракты (вместо запланированных 13 тысяч), произведено 75 тысяч КТ-исследований. Высокотехнологичные виды помощи, несмотря на урезание федерального финансирования, оказаны 58 тысячам человек.

Особая гордость комздрава - высокие результаты по ЭКО. Операцию по экстракорпоральному оплодотворению сделали 2 309 женщинам с 36-процентной результативностью.

«Это очень хорошие показатели. Санкт-Петербург может выступать в этом направлении как центр медицинского туризма», - похвастался Валерий Колабутин.

Наконец перестала быть профанацией и диспансеризация. В прошлом году ее прошли 866 тысяч человек, причем значительно (втрое!) возросла в процессе осмотров выявляемость онкозаболеваний.

В июне 2016 года ожидается долгожданное открытие нового здания Городской клинической инфекционной больницы им. С.П.Боткина. Уже закончена первая очередь, идет установка оборудования.

Проблемы остаются с эндопротезированием суставов и еще по ряду программ. Их тоже обещают решить.

Дмитрий Чернейко: «Ниже безработица только в Москве»

У комитета по труду и занятости, которому в этом году стукнет 25 лет, тоже все хорошо. По словам его председателя, «многие вещи происходили управляемо, и общая ситуация, вопреки апокалиптическому прогнозу, оказалась стабильной».

Так, уровень безработицы остался на уровне 1,8%. «Ниже только в Москве», - похвалился Дмитрий Чернейко.

В Петербурге работают 3 млн 200 тысяч человек, ежегодно около полумиллиона меняют работу, причем 20% трудоустраиваются через комитет и подведомственные ему организации.

И даже МРОТ (11 тысяч рублей) у нас - один из самых высоких в стране! Правда, Чернейко уточнил, что речь идет о голом окладе.

Показатели задолженностей по зарплате чуть было не подпортил скандал с «Трансаэро», которая зарегистрирована в Петербурге, но и с ней удалось разобраться уже под занавес уходящего года.

Одним из главных итогов года Дмитрий Чернейко назвал эффективную работу трехсторонних комиссий (профсоюзы - работник - работодатель). Благодаря им петербуржцы уже давно не видят забастовок и митингов недовольных.

«Эти комиссии заседают непублично, еженедельно, традиционно. И это - главные итоги года», - подчеркнул Чернейко.

«Оптимизировать будем сильно, но аккуратно»

Однако, говоря о социальной сфере, нельзя на отметить и наиболее проблемные ее места: новые методики определения инвалидности, вызвавшие возмущение петербуржцев; нехватку мест в социальных учреждениях для пожилых и инвалидов; сокращение медицинских коек и персонала, которое особенно остро проявилось в 2015 году; отсутствие медработников в детских дошкольных и учебных заведениях; проблемы с кадрами на скорой помощи и со средним медицинским персоналом; очереди на отдельные виды услуг; очереди в поликлиниках; подорожание лекарств... Иногда эти все подводные камни красивых отчетов очень мешают плыть дальше в светлое будущее. Именно об этом корреспондент «ОК-информ» спросила вице-губернатора Ольгу Казанскую.

«Никто не собирается устраивать какие-то глобальные перемены, но то, что мы нацелены на оптимизацию социальной отрасли, - это очевидно».

Ольга Александровна поблагодарила за вопрос и спросила: честно ответить или как положено? Конечно, захотелось, чтобы честно.

«Есть бюджет, и есть понимание того, что надо делать в первую очередь, что во вторую, а что в третью. Здравоохранение - я убеждена - в первую очередь должно учитывать интересы пациента. Но жизнь меняется, и мы обязаны учитывать эти изменения. Никто не собирается устраивать какие-то глобальные перемены, но то, что мы нацелены на оптимизацию социальной отрасли, - это очевидно».

В качестве примера Ольга Казанская привела ситуацию с сокращением туберкулезных коек.

«У нас в городе недавно было 100 тысяч больных туберкулезом, сейчас - около 25 тысяч. А система остается той же. Может, надо сюда посмотреть? Подумать: а может быть, эти койки необходимы больным СПИДом, число которых растет не по дням, а по часам? Мы обязаны подстраиваться под эти изменения. Мне тоже хочется, чтобы в каждой школе было по пять врачей. И чтобы у каждого инвалида было по бесплатной сиделке. Но тогда мы должны деньги на них откуда-то отнять. Чтобы я хотела? Безусловно, я бы хотела, чтобы государственная поддержка носила адресный характер. Нужна адресность и реальная нуждаемость. Безусловно, дальнейшая оптимизация будет происходить и дальше».

Фото Анны Зобниной.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алексей, помощник адвоката, 50 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии