Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Не бегите по эскалатору - денег не будет!

 Фото: Александр Кондратюк/РИА «Новости» Фото: Александр Кондратюк/РИА «Новости» С 2013 года пассажиры автобусов и трамваев застрахованы от несчастных случаев. На примере петербургского общественного транспорта «Общественный контроль» выяснял, как в настоящее время в нашей стране работает система обязательной страховки

В 2015 году на страховые выплаты ушло 28,5 млн рублей

Заходя в автобус, трамвай или троллейбус пассажиры часто и не задумываются, что с момента посадки их безопасность защищает Федеральный закон № 67 «Об обязательном страховании ответственности перевозчиков», работающий с января 2013 года. Согласно этому закону, в случае, например, гибели пассажира, выплата его близким и родственникам составит около 2 млн рублей, за травмы и увечья страховые компании могут выплатить до 2 млн (первая группа инвалидности), а за вред, нанесенный имуществу, - от 11 до 23 тысяч.

За отсутствие договора страхования ответственности перевозчика перед пассажирами транспортная компания наказывается штрафом в размере от 500 тысяч до 1 млн рублей, а должностные лица - от 40 до 50 тысяч рублей.

Действие закона распространяется на автобусы и троллейбусы, трамваи и маршрутные такси, железнодорожные поезда, самолеты и водный транспорт. Метрополитен в законе упоминается, но фактически для подземки установлен особый порядок.

Все ДТП с участием общественного транспорта подлежат строгому учету.

Например, как рассказал «Общественному контролю» Эдуард Яблоков, директор Санкт-Петербургского филиала АО «СОГАЗ», в 2015 году (данные за период с января по сентябрь) в Северной столице было зафиксировано 456 таких происшествий.

«623 человека получили травмы, из них 390 - пассажиры. С автобусами произошло 305 аварий, с троллейбусами - 82 аварии, с трамваями - 65. Сумма выплат пассажирам по страховым случаям, связанным с происшествиями на общественном транспорте, составила более 28,5 млн рублей по данным Центробанка», - пояснил Эдуард Яблоков.

И это только в Петербурге и только за первые девять месяцев прошлого года. Точные данные за год станут известны в марте.

Метрополитен отделился и платит за травмы в вагонах 

Ранее считалось, что самым главным документом в случае аварии и получения травм является обычный пассажирский билет, и его желательно сохранять до самого конца поездки. С одной стороны билет действительно может пригодиться, например, для получения протокола у перевозчика, но при наличии других более важных свидетельств можно обойтись и без бумажного квиточка.

«Билет лучше не выбрасывать, мало ли что. Но в списке документов, которые необходимо собрать для получения страховки, этот проездной документ не указан. Тем более, без билета может ехать ребенок, пенсионер, человек может не успеть приобрести билет или потерять его, - рассказали в пресс-службе Национального союза страховщиков ответственности. - Главное для пассажира – это зафиксировать факт получения травмы в транспорте (это можно сделать у водителя, у сотрудника ГИБДД, у работников скорой помощи), а в медучреждении получить документ, в котором должны быть прописаны все (!) травмы, ведь страховая выплата по ним суммируется».

В метро под денежную компенсацию попадают только травмы, полученные непосредственно в вагонах. В остальных случаях пассажиры могут получить деньги только после подтверждения вины метрополитена в причинении вреда их здоровью.

Возвращаясь к проездным документам, стоит отметить, что в том же Петербургском метрополитене до сих пор не предусмотрены чеки, поэтому расставаясь у турникета с жетоном, человек превращается в «пассажира без мандата». Метро вообще территория особенная. 

«Обязательное страхование ответственности перевозчика, предусмотренное федеральным законом, не распространяется на перевозки метрополитеном, который отвечает перед своими пассажирами самостоятельно», - поделился информацией Сергей Пирожков, начальник управления урегулирования убытков по транспортному страхованию, ответственности, входящему перестрахованию АО «СОГАЗ».

И это далеко не все. Под денежные компенсации (их суммы аналогичны суммам, выплачиваемым в наземном транспорте - ред.) в метро попадают только травмы, полученные непосредственно в вагонах. В остальных случаях пассажиры могут получить деньги только после подтверждения вины метрополитена в причинении вреда их здоровью. В качестве примера: если пассажир бежит по эскалатору, спотыкается и калечит руку, то за это он точно никаких выплат не получит. А если резко остановится эскалатор (без предупреждения дежурного по станции) и пассажир, падая на ступеньки, сломает нос, то в этом случае выплата возможна.

Одни нарушают, другие подставляются

Как рассказали «Общественному контролю» в городском комитете по транспорту, у всех перевозчиков должен быть заключен договор страхования ответственности. «Если такого договора нет, то транспортная компания согласно статье 11.31 КоАП РФ наказывается штрафом в размере от 40 до 50 тысяч рублей для должностных лиц и от 500 тысяч до 1 млн рублей для юридических», - уточнили в пресс-службе комитета, добавив, что страховым случаем может считаться не только повреждения в результате ДТП, но и, например, травма из-за неаккуратной езды водителя.

Надо сказать, что после вступления закона в действие в общественном транспорте поначалу даже появились так называемые «профессиональные пострадавшие», которые как бы невзначай падали в салоне автобуса, получая увечья. Чтобы доказать симуляцию, перевозчики стали использовать видеокамеры. И со временем мнимые пострадавшие стали достаточно редким явлением.

Памятка «ОК-информ»

- Какие документы должен предоставить пассажир городского общественного транспорта, чтобы получить страховку по страховому случаю? 

Отвечает Сергей Пирожков, «СОГАЗ»:

- Для получения страховой выплаты  необходимо, во-первых,  предоставить документы, подтверждающие факт страхового события (справка ГИБДД о ДТП, протокол перевозчика). Во-вторых, нужно предъявить документы, подтверждающие личность (паспорт), родство или иждивение (паспорт, свидетельство о рождении ребенка, документы органов опеки и судебных инстанций и т.д.), а также свидетельство о смерти при получении выплат за погибшего. В случае причинения вреда здоровью требуется документ медицинского учреждения с указанием диагноза при поступлении и при выписке. Если впоследствии человеку устанавливается инвалидность, он вправе обратиться за возмещением. В этом случае следует предоставить заключение медико-социальной экспертизы и справку об установлении инвалидности.

При травмах в метрополитене заявление с требованием выплаты компенсации и пакет обосновывающих документов подается в адрес юридического лица, осуществлявшего перевозку метрополитеном, а не в адрес страховщика.

От себя добавим, что страховая компания принимает решение выплатить компенсацию или отказать в ней в течение 30 календарных дней, после того как пассажир предоставит все необходимые документы.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Михаил Петрович, пенсионер, 58 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии