Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Объект «Волна» под угрозой

 Фото: http://www.tourprom.ru Фото: http://www.tourprom.ru Окрестности Санкт-Петербурга таят в себе множество памятников истории. О некоторых - Петергофе, Пушкине, Гатчине - знают все, о некоторых - туристы, любители истории и природы, а о некоторых - только специалисты, историки, краеведы. Так до недавнего времени было с Карельским укрепленным районом - крепостью, созданной на границе с Финляндией советскими строителями в середине 30-х годов XX века

Объекты укрепрайона почти до конца ХХ века находились в ведении министерства обороны СССР и, в отличие от финских оборонительных линий, не были широко известны. Только последние два десятилетия, с уходом военных, стала появляться достоверная информация об этом интереснейшем памятнике фортификации.

В конце 20-х годов к северу от Ленинграда развернулось военное строительство. Как бы мы ни относились к последующим событиям, но граница с отнюдь не дружественно настроенным государством - Финляндией - проходила на расстоянии всего 32 км от «Колыбели революции».

А отношения в ту пору были действительно напряженными: мосты на границе разрушены, с севера ожидали провокаций и нападения (хотя, будем откровенны, нападения ожидали фактически со всех сторон - время было такое). В итоге постепенно создали мощную линию обороны из железобетонных дотов, рассчитанных на размещение внутри пулеметов и артиллерийских орудий.

Узлы обороны перекрывали все основные направления, по которым могло вестись наступление - и дороги, и сухие незаболоченные места. В дополнение к линии железобетонных сооружений была создана полоса передовых укреплений, которая фактически образовывала сплошную линию обороны.

В годы «зимней войны» 1939-1940 гг. активного участия в боевых действиях укрепрайон не принимал, а вот в 1941 году успешно выполнил свою задачу, остановив наступление финнов на Ленинград. Укрепрайон создавался и оборудовался по последнему слову техники. В частности, доты должны были быть электрифицированы, а между ними предполагалось создать сеть электрозаграждений. Для этого строились электроподстанции, имевшие также статус секретных военных объектов, защищенные и от нападения врага, и от артобстрела и бомбежки.

В дополнение к линии железобетонных сооружений была создана полоса передовых укреплений, которая фактически образовывала сплошную линию обороны

Фактически они являлись такими же фортификационными сооружениями, как сами ДОТы, только с иновационной для того времени электротехнической «начинкой». Несколько научных институтов трудились над созданием схемы электроснабжения с системой удаленного управления при помощи вспомогательных подстанций.

Электроэнергию подстанции получали из Ленинграда, но были оборудованы и автономными дизельными генераторами, которые в случае прекращения подачи электричества из города могли в течение недели поддерживать самостоятельно напряжение на линиях. Электрозаграждения выставлялись и как колючая проволока под напряжением, и как специфические «ловушки» из стоек с изоляторами и токопроводящей сеткой на них.

Наступив на такую сетку, враг мог получить смертельный удар током. В ходе боев 1941-1944 годов подобные конструкции подтвердили свою эффективность. Каждую подстанцию обслуживали солдаты и офицеры электророт. В их обязанности входило не только поддержание оборудования в рабочем состоянии, но и выставление и ремонт заграждений (если они разрушались артиллерийскими и минометными обстрелами). Во время таких операций электророта несла боевые потери.

Вторая экспериментальная подстанция неподалеку от поселка Керро получила название «Объект Волна». На ней апробировались все технологии, которые в дальнейшем должны были быть приняты на всей линии обороны вдоль границ СССР. Объект оказался настолько сложным и дорогим, что широкого распространения не получил. Всего две таких уникальных подстанции были построены и выполняли боевые задачи. После войны подстанции пережили модернизацию и оставались в строю до начала 80-х годов прошлого века, после чего были законсервированы.

Несколько научных институтов трудились над созданием схемы электроснабжения с системой удаленного управления при помощи вспомогательных подстанций

По мере ухода военных со всех объектов Карельского укрепрайона возникли очевидные риски для их существования. Во-первых, это несанкционированный сбор металлолома. Иногда разграбление военных объектов начиналось еще в период оставления, а потом активно продолжалось дальше - в результате срезали все, что можно и нельзя. Точно так же мы потеряли значительную часть уникального чугунного убранства фортов Кронштадта. Такая опасность возникла и для дотов КаУРа.

Вторая сложность - это загородное и дорожное строительство. Несколько ДОТов либо были уничтожены, либо пострадали во время проведения строительных работ. Известна история с объектами КаУРа во время проведения новой трассы Петербург - Сортавала, которая должна была пройти прямо через укрепленную позицию недалеко от «Волны».

Тут уже вмешалась общественность. Надо сказать, что люди, интересующиеся военной историей Северо-запада России, объединялись в сообщества для совместного познания прошлого и общественной охраны памятников фортификации. В частности, таким объединением стал «Клуб Истории и Фортификации». Общественные инициативы и возникший в стране интерес к истории Великой Отечественной войны не дали «Новоприозерской» трассе разрушить позицию - сейчас она превращена в музей.

Объект оказался настолько сложным и дорогим, что широкого распространения не получил. Всего две таких уникальных подстанции были построены и выполняли боевые задачи

Теперь опасность нависла над «Объектом “Волна”». Уникальная подстанция оказалась на частной земле, где планируется возвести коттеджный поселок. Проведены вырубки леса, есть повреждения и у части конструкций самого памятника.

На волне интереса к прошлому все памятники фортификации ХХ века получили охранный статус на территории Петербурга, однако объекты на территории Ленинградской области такого статуса не имеют, и мы сейчас рискуем потерять уникальный памятник фортификации, боевой славы, электроподстанцию Карельского Укрепленного района «Волна».

«Общественный контроль» обращается к властям Ленинградской области, ответственным за охрану памятников, с просьбой о скорейшем включении в реестр памятников истории ДОТов Карельского укрепрайона и электроподстанций КаУРа. Также мы просим предпринять необходимые действия, чтобы не допустить разрушения уникального памятника боевой славы электроподстанции «Волна»!

Автор благодарит за содействие в подготовке материала Алексея Шварева, руководителя Клуба истории и фортификации. 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дарья, морской инженер, 25 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии