Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Петербургское образование. Начало

 За словосочетанием «петербургское образование» возникает сразу целый круг образов и ассоциаций. «Общественный контроль» заглянул в прошлое, чтобы разобраться, откуда и как сформировался этот стереотип (в данном случае мы употребляем это слово без негативного оттенка)

В столице империи в XVIII веке развернулся процесс, несопоставимый со всем, что было в Московском государстве до этого. Стали создаваться одно за другим образовательные учреждения, была открыта академия наук, и в ней стали трудиться лучшие умы Европы. Но... все же первый век от рождения нашего города не дал такой яркой вспышки, которую мы видим в веке следующем, в эпоху Александра I и Александра II. Мало того - самым престижным для XVIII и начала XIX века оставалось образование военное.

В части начальной школы самым популярным было домашнее образование. Недаром «ученость» долгое время оставалась синонимом «чудаковатости», а уж «образованность» вообще воспринималась как опасное свойство для гражданина.

В части начальной школы самым популярным было домашнее образование. Недаром «ученость» долгое время оставалась синонимом «чудаковатости», а уж «образованность» вообще воспринималась как опасное свойство для гражданина. Ситуация кардинально изменилась во второй половине XIX века. Страна шагнула в мир капитализма. Профессия инженера стала прибыльной и престижной, а люди, умеющие учить инженеров, учителей, политиков, стали цениться еще выше.

Но давайте все-таки начнем со школы. Школы были как государственные, так и частные. Как уже говорилось, начальное образование запросто могло было быть заменено домашним. Обучение в государственных школах (мы говорим уже о «пореформенном периоде» - второй половине XIX - начале XX века) было бесплатным, а частные далеко не всегда были учреждениями элитными и дорогими. Это могла быть большая квартира, в которой было организовано обучение в первых двух классах силами нескольких учителей. И вот после начальной школы или домашнего обучения (зачастую очень разнообразного и даже бессистемного) нужно было идти дальше в гимназию, в коммерческое или реальное училище. Для поступления в них нужно было сдать экзамен.

Сейчас сдача экзаменов в младшей школе скорее редкость - именно в силу несформировавшейся психики ребенка. В XIX веке такие факторы не учитывались. Экзамен был сложным, и - мало того - оценивалось не только успешное решение задач, но и в целом поведение будущего школьника, его «прилежание». Автор помнит, что графа «прилежание» сохранялась в школьных дневниках еще в 80-е годы XX века, в позднесоветское время. Огромное внимание уделялось почерку. Конечно, времена, когда благодаря хорошему почерку можно было сделать карьеру, прошли, но тем не менее умение обходиться с пером (уже металлическим, не гусиным), нажим, отсутствие клякс были важными факторами при оценке вступительных работ (диктовок). Виктор Шкловский, например, до конца жизни сохранил воспоминания об ужасе, который он испытал при неудачной сдаче этого вступительного экзамена в реальное училище.

Особое значение в формировании именно петербургского образования играли две немецкие школы - Петришуле и Аненшуле при соответствующих церквях. На запись в них выстраивалась очередь из родителей разных классов и званий.

Особое значение в формировании именно петербургского образования играли две немецкие школы - Петришуле и Аненшуле при соответствующих церквях. И хоть изначально в них учились лишь члены немецкой общины, вскоре обучение в двух гимназиях стало очень популярным в Петербурге. На запись в школы выстраивалась очередь из родителей разных классов и званий.

В классической гимназии одними из столпов обучения были греческий и латынь, а в плане методики - бесконечная зубрежка. В конце XIX века и уж тем более в начале ХХ такой подход казался страшно устаревшим. И, хоть некоторые ученые мужи протестовали, классические языки либо сокращались, либо были вытеснены из преподавания общеупотребительными предметами. Помимо государственных или приравненных к ним гимназий были еще и частные - в них порядки были либеральнее, но они не давали права поступать по окончании в университет.

Реальные училища имели целью «общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний». После них можно было поступать в вузы технической, промышленной и торговой направленности. А в университеты - нельзя.

Пожалуй, тут российское (и в первую очередь - петербургское) образование добилось наивысших результатов. Просто мы сейчас, не очень представляя, какой рывок совершила страна в конце позапрошлого - начале прошлого века, не можем оценить масштаб тех грандиозных строек, тех новых заводов и фабрик, которые создавались выпускниками реальных училищ. Фундамент того самого «1913 года», с которым было принято сравнивать советское хозяйство, был заложен в реальных училищах и технических вузах. В 1888 году выпускники реальных училищ получили более широкие права поступления в университеты. В Петербурге зачастую реальные училища организовывались при гимназиях.

Фундамент того самого «1913 года», с которым было принято сравнивать советское хозяйство, был заложен в реальных училищах и технических вузах. В 1888 году выпускники реальных училищ получили более широкие права поступления в университеты.

Были еще и коммерческие училища. Брокгауз и Эфрон так обосновывали их существование: «Необходимость коммерческого образования признана лишь в нынешнем столетии, когда чрезвычайное развитие торговли и появление громадных торгово-промышленных предприятий потребовали множества людей, специально подготовленных к службе в этих учреждениях».

В коммерческих учебных заведениях предполагалось учить будущих коммерсантов и финансистов. Но на деле все оказалось несколько иначе: поскольку коммерческие училища относились не к Министерству народного просвещения, которое строжайшим образом регламентировало работу подотчетных заведений и учебный процесс, а к финансовому ведомству, то тут контроль был послабее, и в коммерческие училища стекались самые передовые, образованные и даже получившие «волчий билет» за либеральные настроения преподаватели.

Таким центром прогрессивного обучения стало Тенишевское училище, которое с точки зрения закона имело статус «коммерческого», хоть из его стен и вышли Мандельштам и Набоков. Мандельштам так описывал передовые методы образования в училище: «Воспитывались мы в высоких стеклянных ящиках, с нагретыми паровым отоплением подоконниками, в просторнейших классах на двадцать пять человек и отнюдь не в коридорах, а в высоких паркетных манежах, где стояли косые столбы солнечной пыли и попахивало газом из физических лабораторий. Наглядные методы заключались в жестокой и ненужной вивисекции, выкачивании воздуха из стеклянного колпака, чтобы задохнулась на спинке бедная мышь, в мучении лягушек, в научном кипячении воды, с описанием этого процесса, и в плавке стеклянных палочек на газовых горелках. От тяжелого, приторного запаха газа в лабораториях болела голова, но настоящим адом для большинства неловких, не слишком здоровых и нервических детей был ручной труд. К концу дня, отяжелев от уроков, насыщенных разговорами и демонстрациями, мы задыхались среди стружек и опилок, не умея перепилить доску. Пила завертывалась, рубанок кривил, стамеска ударяла по пальцам; ничего не выходило. Инструктор возился с двумя-тремя ловкими мальчиками, остальные проклинали ручной труд. На уроках немецкого языка пели под управлением фрейлейн: О Tannenbaum, о Tannenbaum. Сюда же приносились молочные альпийские ландшафты с дойными коровами и черепицами домиков.

Все время в училище пробивалась военная, привилегированная, чуть ли не дворянская струя: это верховодили мягкотелыми интеллигентами дети правящих семейств, попавшие сюда по странному капризу родителей». 

Многообразие петербургских школ коммерческими, реальными училищами и гимназиями не исчерпывалось. Были еще кадетские корпуса, юнкерские училища, младшие классы лицея, училища правоведения. О жизни гимназистов, о высшем образовании, о проблемах образования женщин - в наших дальнейших публикациях на «ОК-информ».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Игорь, музыкант, 24 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии