Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.13
Евро 98.71
Юань 1.27

Красота потребовала жертв

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform Как кризис отразился на отечественной индустрии красоты и почему импортозамещение в этой сфере сегодня невозможно - поинтересовался у представителей этой сферы «Общественный контроль»

Премиум-класс вытесняется дешевым сегментом

Российский бизнес то и дело переживает всевозможные кризисы, и в нашей стране предположение о том, что кризис - это пора возможностей, неоднократно подтверждалось на практике. Например, благодаря кризису 1998 года на отечественном рынке появилась демократичная марка косметики для волос и тела «Рецепты бабушки Агафьи». Чуть позднее ее владелец Андрей Трубников приучил россиянок к марке Natura Siberica и более дорогой Organic Shop, которые в разы дешевле импортной органической косметики. Сегодня эти бренды продаются в Лондоне и Париже, а их создатель вновь задумался о выводе на российский рынок косметики не дороже 100 рублей.

Российский бизнес то и дело переживает всевозможные кризисы, и в нашей стране предположение о том, что кризис - это пора возможностей, неоднократно подтверждалось на практике.

- Мы планируем наводнить рынок дешевыми продуктами, - говорит Андрей Трубников. - Что еще делать в кризис?

Правда, другие производители натуральной косметики утверждают, что органика не может быть дешевой из-за особенностей ее производства.

- Кризис сказался на нашем бизнесе. Натуральную косметику стали меньше покупать. Как говорят оптовики, новых клиентов нет, потому что сейчас люди все реже могут позволить себе косметику премиум-класса, к коей относится натуральная косметика ручной работы. Ее на рынке вытесняют экономпродукты, - рассказала «Общественному контролю» Юлия, менеджер компании Take Care Studio.

Помимо падения спроса она отметила двойной рост цен на компоненты, которые используются при создании натуральной косметики. Отечественных аналогов экзотическим маслам, к примеру, нет, да и российские поставщики, глядя на удорожание импортной продукции, подняли свои цены.

- Мы стараемся не поднимать цены на готовую продукцию чаще, чем раз в год, чтобы сохранить клиентов, которые предпочитают косметические средства на основе органических ингредиентов, - отметила Юлия. - Но натуральная косметика априори не может быть дешевой.

Кризис начался раньше обвала рубля и введения санкций

- Как любому импортеру, приходится поднимать цены вместе с ростом доллара и евро, - говорит Вадим Фиалко, представитель израильского бренда Schwartz natural cosmetics в России.

Он отмечает, что в индустрии красоты, как и в других сферах бизнеса, сегодня происходит переориентация.

- Кто-то уходит в серость, кто-то - в черноту, кто-то пытается диверсифицировать производство, по-прежнему заявляя, что оно находится в Европе или США, но на самом деле перенеся его в Китай. Каждый выкручивается как может, - объяснил «Общественному контролю» Вадим Фиалко.

Он отказался от поставок в Россию израильской натуральной косметики премиум-класса, потому что цены на нее для российского потребителя сегодня неадекватны. Кризис заставил его работать только с косметикой средней ценовой категории и профессиональной, которую используют мастера в SPA-салонах.

- Российские производители не умеют делать такую косметику, поэтому об импортозамещении в данной сфере говорить не приходится. У нас низкая культура производства, качество значительно уступает импортному, - утверждает Вадим Фиалко, отмечая при этом, что кризис в индустрии красоты начался несколько раньше, чем были введены санкции и начала расти валюта.

- Покупательский спрос на косметику премиум-класса упал года три-четыре назад, когда люди стали более вдумчиво тратить деньги. Изменилась культура потребления, россияне перестали покупать товары исключительно из-за бренда, а начали выбирать продукцию не менее достойного качества, но по приемлемой цене, - считает импортер израильской косметики.

Моду по-прежнему диктует Запад

По словам заместителя директора компании «Валери-Д» Александры Денисовой, кризис, напротив, укрепил их позиции на рынке красоты.

-Мы являемся российским производителем, наше производство располагается в Новосибирске. В прошлом году, видя, как импортная декоративная косметика подорожала, решили заняться выпуском собственной минеральной косметики под брендом VD Crystal Cosmetics. И это решение для нас в период кризиса стало весьма удачным, - говорит Александра Денисова.

По ее словам, с 2014 года импортная косметика подорожала в четыре раза, а отечественная - всего лишь в два. Рост цен на российскую косметическую продукцию объясняется тем, что полностью отказаться от импорта при производстве невозможно.

- Приходится использовать отдельные импортные компоненты в производстве декоративной косметики, поэтому и цены на готовую продукцию выросли в процентном соотношении к курсу доллара и евро, - объяснила Александра Денисова, отметив, что зарубежных ингредиентов в косметических средствах не более половины.

Она призналась, что российские производители сегодня не готовы производить косметику на таком же уровне, как их заграничные коллеги. Более того - в индустрии красоты Запад диктует моду, и отечественным производителям декоративной косметики очень сложно пробиться на рынок. Однако они могут предложить достойные продукты тем, кто больше не может покупать брендовую продукцию.

Вместо европейских люксовых брендов - корейские

Кстати, в последнее время моду на рынке красоты диктует не только Запад, но и Восток. И в условиях кризиса корейская косметика под брендом Missha сумела переманить на свою сторону тех, кто раньше предпочитал Dior, Chanel и другие люксовые бренды.

- Корейская косметика сегодня очень актуальна. И в последние годы спрос на нее не упал, а, наоборот, возрос. Может, цены и кусаются, с нового года они выросли на 10% из-за ослабления рубля, но покупатели понимают, за что они платят, видя результат, - говорит Диана, представитель корейского бренда косметики Missha в России.

Она утверждает, что ждать месяцами эффекта от использования того или иного крема корейского производства не приходится. Результат, что называется, налицо. То есть на лице.

- Корейские технологии в индустрии красоты считаются передовыми. Те же BB-крема придумали корейцы, а европейцы подхватили. При этом корейская косметика все-таки дешевле, чем брендовая европейская или американская, поэтому и потребители из люкс-сегмента сегодня переориентировались на нее, - говорит Диана.

Россиянки стали экономить на уходе за собой

- Мы ощутили кризис в полной мере, - говорит Инесса, менеджер по продажам компании Fantasy Nails, занимающейся дистрибуцией английских, немецких и французских лаков для ногтей. - Продукция европейского качества значительно выросла в цене. Соответственно - теряются клиенты. Некоторые пытались перейти на китайские аналоги, но потом вернулись к нам, потому что качество сильно отличается. Более того - Европа отказалась в своей продукции для ногтей от вредных компонентов: формальдегидов, толуола и дибутила фталата, которые не только портят ногти, но и отравляют мастеров маникюра, дышащих этим целый день. Китай и другие недорогие производители игнорируют это.

Цены даже на отечественную косметику в условиях падающего рубля не могут не расти, поскольку помимо отдельных компонентов, закупаемых за рубежом, производители используют импортную упаковку.

Татьяна Пилипенко, консультант из российской косметической компании Mirra, производство которой находится в Оболенске Московской области, рассказала «Общественному контролю», что цены даже на отечественную косметику в условиях падающего рубля не могут не расти, поскольку помимо отдельных компонентов, закупаемых за рубежом, производители используют импортную упаковку. В России таких баночек-тюбиков делать не умеют.

По данным маркетинговой компании Nielsen, под давлением вынужденной экономии в 2015 году россияне стали меньше тратить на косметику, оставив в списке покупок только самое необходимое. В первом полугодии 2015 года продажи бальзамов-кондиционеров упали на 9% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, на 11% сократились продажи сопутствующих средств для ухода и укладки волос, на 9% - средств по уходу за телом и на 7,5% - средств после бритья.

При этом рост цен в непродуктовом секторе, 60% которого занимает косметика и бытовая химия, составил 18%. При этом рынок ухода за собой и бытовой химии впервые за полтора года показал отрицательные темпы роста в минус 2,7%.

Фото Дениса Тарасова.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алексей, фрилансер, 31 год Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии